Еще раз про родительское собрание

Разделы: Работа с родителями


Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления диалогических отношений «педагог-родитель».

Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и ДОУ, практика показывает, что как молодые, так и опытные педагоги, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении педагогов с родителями воспитанников [1]. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.

Предлагаем вниманию читателей консультацию для педагогов ДОУ, целью которой является повышение их профессиональной компетентности. Консультация проводится в форме деловой игры «Педагог-Родитель». Мощный информационный и организационный потенциал родительского собрания не вызывает сомнения. По этой причине мы и положили в основу игры модель одной из традиционных форм взаимодействия педагогов и родителей. Отработка этой модели помогает развитию способности педагогов к диалогу с родителями воспитанников.

Цель: расширение профессиональной компетентности педагогов на основе упражнений в выработке умений по организации и проведению родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников игры:

  1. Ведущие игры.
  2. Руководители малых групп.
  3. Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

  1. Организационный этап (3-5 мин).
  2. Подготовительный этап (15-20 мин.).
  3. Основной этап: работа в группах (25-30 мин.).
  4. Рефлексивный этап (7-10 мин.).

Инструментарий игры: ватман — 2 листа, бланки «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»— по количеству групп, бланки «Личный опыт»— по количеству участников; ручки, маркеры, проектор, доска, мяч.

Структура деловой игры:

1. Организационный этап

1.1. Разминка. Игра «Эстафета хороших известий»

Назначение: приветствие, мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить на один из вопросов, рассказав о чем-нибудь радостном, приятном, интересном, что случилось с ним сегодня (вчера, на прошлой неделе). Участник отвечает на вопрос и передает мяч соседу.

Инструментарий: резиновый мяч.

1.2. Введение в игру

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Инструментарий: бейджики для участников.

2. Подготовительный этап

2.1. Построение «пирамиды взаимодействия педагогов и родителей»

Назначение: определение этапов взаимодействия педагога с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия педагогов и родителей» (определить последовательность этапов взаимодействия педагогов и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия педагогов и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2. Заполнение бланка «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»

Назначение: обращение к опыту педагогов; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: «Зачем нужна эта форма?» «Какой результат ее использования?» Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

2.3. Просмотр фоторяда «Взаимодействие с семьей»

Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия педагогов и родителей.

Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия педагогов и родителей, запечатленную на фотографии.

Инструментарий: экран, проектор, фоторяд «Взаимодействие с семьей».

3. Основной этап

3.1. Работа в группах. Составление плана-сценария родительского собрания

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.

Реализация: участники групп моделируют план-сценарий родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

3.2. Презентация планов-сценариев

Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания, присвоение нового опыта.

Реализация: осуществляется презентация плана-сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4. Рефлексивный этап

4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка «Личный опыт»

Назначение: самоанализ участников игры.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк «Личный опыт».

Инструментарий: бланки, ручки.

4.2. Подведение итогов

Назначение: получение обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»

Формы взаимодействия с родителями

Цель, результат

   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк «Личный опыт»

Формы взаимодействия с родителями всегда часто иногда редко никогда
           
           

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анализ

1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Что хочется изменить в своей работе?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План родительского собрания (подготовительный период).

1. Приглашение.
2. Оформление группы (иного помещения).
3. Мизансцена.

Ход собрания:

  1. Творческая заставка-презентация.
  2. Игра-знакомство, игра-сплочение.
  3. Выступление педагога о содержании деятельности, о режиме работы.
  4. Выступление специалистов ДОУ.
  5. Обратная связь.
  6. Итог.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П.Педагог и семья. М., 2002.
  2. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
  3. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007.
  4. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002.