Автоматизация звука "Р" в слогах, словах, предложениях

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Коррекционные:
    • закрепление навыка правильного произношения звука  «Р»  в слогах, словах, предложениях;
    • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • формирования навыка самоконтроля за собственной речью.
  • Развивающие:
    • закрепление навыков фонематического анализа и синтеза;
    • закрепление навыков образовывания формы множественного числа существительных;
    • развитие внимания, памяти, мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом;
    • воспитание  усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование:

  • мягкая игрушка пёс-Барбос,
  • слоговые дорожки,
  • сухой бассейн,
  • мелкие игрушки из киндер-сюрпризов,
  • коврограф – ёлочка,
  • снеговик,
  • снежинки,
  • коробочки с картинками,
  • игрушечный грузовик,
  • сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

2. Активизация словаря

Логопед: Отгадайте загадку:

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.

– Мы  отправляемся в гости к пёсу Борбосу.

Л. – Как вы думаете это большой пёс Барбос, или маленький?
Дети: Маленький.
Л. – Назовите его ласково.
Д. – пёсик (щеночек).
Л. – Вспомните о нём много слов: Какой пёс?
Д. – грустный, ласковый, добрый, красивый, сильный …,
Л. – Барбос настоящий или игрушечный?
Д. – Игрушечный.  С ним можно играть.

3. Развитие фонематического слуха

Л. – Пёс Барбос гулял на улице, и снежная буря стала уносить   его любимый звук «Р». Поможем пёсику вернуть его звук. Если услышите звук «Р» поймайте его.

Логопед называет слова, а дети ловят ладошками слова со звуком «Р»:

– Рама, лапа, робот, коробка, белка, шар …

4. Автоматизация в слогах (развитие мелкой моторики)

Проговаривание (поём слоги) слоговых рядов с Барбосом по трафаретам:

– со щенком (на листе А4 фото щенка и дорожки из паеток, в конце дорожки гласные. Проводим пальчиком по дорожке и проговариваем слоги).
– пианино (на листе клавиши из губок для мытья посуды, разные на ощупь, на верху гласные. Поём слоги).
– лодочка (на листе волны из крупы-гороха, проводим  пальчиком проговариваем слоги)…

5. Автоматизация в словах

Л. – Пёс Барбос потерял игрушки, в названии которых живёт звук «Р».

Дидактическая игра «Сухой бассейн»

Найти игрушки со звуком «Р».
В «бассейне» спрятаны игрушки (робот, жираф, рыбка, белка, лодка, ворона, чебурашка …), ребёнок отпускает руку в бассейн, достаёт игрушку и называет её: «я нашёл робота»…..
С этими игрушками играем в игры  «Один – много», «четвёртый лишний».

6. Артикуляция звука «Р»

– Какой звук слышите в каждом слове?
Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к альвеолам и дрожит.

7. Звуковой анализ слов

«Ёлочка» – коврограф, на нём картинки. Картинки разложить по коробкам:
Первая коробка (рыба) – звук  «Р» – в начале слова, (рыбке подарю ромашку).
Вторая(ворона)  – звук «Р» – в середине слова,
Третья (шар) – звук  «Р» – в конце слова.

8. Динамическая пауза: снеговик,  дорожка из снежинок, домик.

Деление слов на слоги. Возьмите коробочки (на коробочках картинки рыба, шар, ворона …),  и по снежной дорожке отнесите к снеговику в домик. На первом этаже живут слова, состоящие из одного слога; на втором – из двух слогов; на третьем – слова из трёх слогов.

9. Автоматизация в предложении

(В кузове игрушечного грузовика лежат картинки, ребёнок берёт картинку и отвечает полным предложением).

Повтори по образцу:

«Какие игрушки привёз грузовик?»
Игрушечный грузовик везёт  ромашку.
Игрушечный грузовик везёт  ружьё.

------------------------------------------ робота.
------------------------------------------ ракету.
------------------------------------------ краски.
------------------------------------------ рубашку.
------------------------------------------ картину.

10. Составление предложений по сюжетным картинкам

– Рома собирает ромашки.
– Юра покупает розы.
– Рая пишет ручкой.
– Нюра ест арбуз.

11. Дидактическая игра «Бывает не бывает»

Друг-чародей подписал открытку, но всё перепутал. Исправь чародея.

– Дровами рубят топор.
– На радуге – небо.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Горшок растёт в розе.
– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Пассажиры везут трамвай.
– Забор красит Рому.

12. Итог

– Какой звук мы учились произносить правильно с пёсиком Барбосом?
– Молодцы! Артикуляция звука «Р». И все вместе произнесли любимый звук Барбоса.

Использованная литература:

  • Г.Н. Тубельская, Е.Н. Новикова, А.Э. Лебедева. Жемчужины народной мудрости. М., 2000.
  • И.В. Баскакина, М.И. Лынская. Логопедические игры. М., 2007.
  • Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. Справочник дошкольного логопеда. Ростов-на-Дону, 2009.