Программа по предупреждению детского травматизма "Как избежать неприятностей"

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по предупреждению детского травматизма “Как избежать неприятностей” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на два года обучения <Приложение 1>.

Программа направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения и умения предусматривать последствия опасных развлечений.

Предупреждение детского травматизма – одна из наиболее актуальных проблем современности. Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. В этих особых условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте, т.к. детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Данная программа разработана на основе программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. с использованием системы работы по предупреждению детского травматизма на основе русских народных и авторских сказок.

Цели программы

  • формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях;
  • формирование ценностей здорового образа жизни, необходимость которых продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей;
  • формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.

Задачи программы

  • выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит безопасность ребенка;
  • находить адекватные способы объяснения детям этих правил и слежение за их выполнением;
  • рассказать детям о различных взаимоотношениях между людьми, о причинах возникновения различных эмоций (страх, испуг, злость и т.д.);
  • научить выходить из трудных жизненных ситуаций или внутренних конфликтов;
  • закрепить знания об опасных предметах, правилах поведения в общественных местах и на проезжей части;
  • обсудить всевозможные способы вызова помощи в критических ситуациях;
  • призывать детей к здоровому образу жизни, объясняя специфику человеческого организма и его потребностей.

Условия реализации задач

  • Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в ДОУ, которая включает: уголки безопасности в группах; информационные уголки для родителей; познавательно-агитационные материалы; иллюстративные стенды для детей и взрослых;
  • успешной реализации программы способствуют: чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Прогнозируемые результаты

  • знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
  • развитие основ экологической культуры ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма;
  • формирование ценностей здорового образа жизни;
  • знания основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Этапы реализации программы:

Программа состоит из четырех связанных между собой блоков: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок на улице”, “Здоровье ребенка”, “Ребенок и природа”.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.

Продолжительность практических занятий: длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (16 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (28 занятий).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора (по подгруппам до 15 детей).

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Формы обследования: Обследование детей проводится два раза в год – до и после начала этапа обучения в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций, что позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.

Учебно-тематический план

  Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1-й год обучения
1. Ребенок на улице 2 ч 05 мин 50 мин 1 ч 15 мин
2. Ребенок и другие люди 50 мин 20 мин 30 мин
3. Здоровье ребенка 2 ч 05 мин 50 мин 1 ч 15 мин
4. Ребенок и природа 1 ч 40 мин 40 мин 1 ч
Всего: По первому году обучения 6 ч 40 мин 2 ч 40 мин 4 ч
2-й год обучения
1. Ребенок на улице 5 ч 1 ч 40 мин 3 ч 20 мин
2. Ребенок и другие люди 4 ч 1 ч 20 мин 2 ч 40 мин
3. Здоровье ребенка 2 ч 30 мин 50 мин 1 ч 40 мин
4. Ребенок и природа 2 ч 30 мин 50 мин 1 ч 40 мин
Всего: По второму году обучения 14 ч 4 ч 40 мин 9 ч 20 мин
Итого по курсу обучения: 20 ч 40 мин 7 ч 20 мин 13 ч 20 мин

Методическое обеспечение.

“Формы и методы работы с детьми, методики и технологии не являются раз и навсегда зафиксированными и постоянными” - отмечал в своей теории педагогической логики А.С.Макаренко. Поэтому для автора было очень важно соотнести выбираемые технологии обучения и воспитания с особенностями каждого ребенка и детского коллектива. Общий принцип выбора методов – гуманизм отношений педагога и воспитанников.

Внешнее выражение педагогического процесса основывается на таких формах обучения, как:

  • традиционные занятия;
  • игровые занятия.

Методы и приемы:

Методы формирования познания Методы организации деятельности формирования опыта поведения Методы стимулирования деятельности Методы контроля, самоконтроля, самооценки
объяснение; разъяснение; беседа; рассказ; пример упражнение; тренировка; приучение; поручение; воспитывающие ситуации поощрение; порицание; одобрение; похвала; соревнование; контроль педагогическое наблюдение за детьми; беседы

Методы и приемы применяются в единстве с определенными средствами обучения.

В качестве дидактического материала автор данной программы использует:

1. Демонстрационный материал “Как избежать неприятностей”.

2. Демонстрационный материал “Уроки доброты”.

3. Демонстрационный материал “Уроки Вежливости”.

4. Демонстрационный материал “Я развиваюсь”.

5. Демонстрационный материал “Транспорт”.

6. Настольные игры:

- Основы безопасности на дорогах

- Лото “Транспорт”

- Домино “Дорога”

- Занимательная дорожная азбука

- Лото “Основы безопасности”

- “Правила дорожного движения”

- “Лото вежливости”

- Игра-лото “Семья”

- Игра “Дорожные знаки”

7. Раскраска “ОБЖ для детей”.

8. Пособие “Мое тело”.

9. Подвижные игры: “Светофор”, “Стоп”, “Знакомый, свой, чужой”, “Веселый трамвай”, “Спасатели”, “Семья”, “Больница”, “Воробышки и автомобиль”, “Разноцветные автомобили”, “Съедобное-несъедобное” и др..

Список литературы для детей и родителей

  1. З.Александрова “Про девочку “Да” и мальчика “Нет”.
  2. С.Михалков “А что у вас?”, “Дядя Степа милиционер”.
  3. Граубин “Спички”.
  4. А.Барто “Стекло”, “Медвежонок - невежа”, “Девочка чумазая”.
  5. К.Чуковский “Мойдодыр”, “Котауси и Мауси”, “Путаница”.
  6. РНС “Колобок”, “Снегурочка и лиса”, “Гуси-лебеди”, “Петушок – золотой гребешок”.
  7. Т.Д.Нуждина “Зубная щетка”, “Мыло”, “Вилка”.
  8. А.Н.Толстой “Саша был трус”.
  9. Е.Казаков “Чик-чик ножницами”.
  10. Ю.Пермяков “Торопливый ножик”.
  11. Г.Остер “Вредные советы”.
  12. Н.Найденова “Наши полотенца”.
  13. Н.Носов “Автомобиль”.
  14. П.Образцов “Лечу куклу”.
  15. Е.Пермяков “Про нос и про язык”.
  16. Л.Толстой “Пожарные собаки”, “Пожар”.
  17. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Кошкин дом”, “Сказка о глупом мышонке”.
  18. Ш.Перро “Красная шапочка”, “Золушка”.
  19. Т.Шишкова “У страха глаза велики”, “Смелый трусишка”.
  20. В.И.Туралина, И.В.Журавлева “Сережа и Тимоша – поучительная история двух друзей”.
  21. “Сказка про город дорожных знаков”.
  22. Ю.Тувим “Овощи”.
  23. И.Ю.Светенко “Правила Пети Иванова”.
  24. С.Волков “Про правила дорожного движения”.
  25. Книга-пособие “Здравствуй, друг, дорожный знак”.
  26. Р.П.Бабкина “Мой друг - Светофорик”.
  27. “Сказка про город дорожных знаков”.
  28. В.Осеева “Волшебное слово”.
  29. Стихи, загадки, пословицы, поговорки.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность. – Спб.: “Детство-Пресс”, 2004.
  2. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.
  3. Голицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2005.
  4. “Истоки”: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: 2001.
  5. Князева О.Л. “Я-ты-мы”. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2003.
  6. Козлова С.А.. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: “ЛИНКА - ПРЕСС”, 2000.
  7. Черенкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО “Издательство ДОМ.XXI век”.
  8. Фролова Н.Г., Пустовалова О.П. Социальное развитие детей 3-7 лет. Блочно-тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2010.