Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Преподавание литературы, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,62 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,48 МБ)

Загрузить презентацию (1,15 МБ)


Урок-исследование по комедии Н.В.Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами. Задача учителя – опираясь на высказывания автора и детские ассоциации, доказать, что в комедии есть положительный герой. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики также занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев пьесы, оформляют свои выступления в форме компьютерных презентаций, выступают на уроке. Таким образом,  применение ИКТ способствует развитию познавательных и речевых способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень образования: основное общее образование, специальное (коррекционное) образование

Цели:

  • Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  • Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word, PowerPoint.
  • Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

  • Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.
  • Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
  • Формировать коммуникативную функцию речи.
  • Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.
  • Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP, презентация учителя, презентации учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Слайд 1)

1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

2. Рефлексия

– На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы.  Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)
– Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)
Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)
– Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

II. Проблемная ситуация

(Слайд 2)

–  Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд). Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(Слайд 3)

– Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
– Запишите тему. Ещё раз внимательно прочитайте  тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).
– Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).
– Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(Слайд 4)

– Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим. (Приложение 1)
– Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).
– Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(Слайд 5)

– А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».
На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).
– Запишем в тетрадях: Мнение автора: положительный герой есть. (Учитель делает запись на доске).
– А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе). Какую функцию он выполняет в пьесе?
– Чтобы  найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

III. Блиц-опрос

(Слайды 6-10)

  1. Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок) (А.С.Пушкин)
  2. В каком году была написана комедия? (Щелчок)(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)
  3. К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок) (Комедия-сатира)
  4. Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок) (Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием и 2 развязки – письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).
  5. С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? (Щелчок)  (Использование ремарок)

(Слайд 11)

Объясните ситуацию:

  1. Письмо о приезде мнимого ревизора.
  2. Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.
  3. Земляника даёт Хлестакову взятку.
  4. Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.
  5. Городничий ругает купцов за жалобы на него.
  6. Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.
  7. Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV.  Проектные работы учащихся

– Итак, вы  показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по
характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(Слайд 12)

1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной ин