Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы

Разделы: Логопедия


Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения.

Дети с ОНР - это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого – либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на развитии детей дошкольного возраста.

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное  направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких. Но такое направление отчасти затеняет другие - не менее важные формы работы. Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Участие детей группы компенсирующей направленности в театральной неделе позволило убедиться в том, что совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Интерес детей поддерживается и тем, что в типовом детском саду настоящий, без всяких скидок, детский театр. В преддверии зрительного зала – театральное фойе с букетами васильков, фирменных цветов детского садика: рядом, как и положено, - буфетная стойка с прохладительными напитками, а по стенам развешены рельефные портреты Царевны – Несмеяны, Скомороха, Бабы-Яги, царя Дадона и других персонажей. Есть и своя костюмерная с десятками костюмов, и гримерная, и даже свой “филиал” - небольшой кукольный театр. Набор кукол просто удивляет: здесь и куклы в рост ребенка, и пальчиковые, и марионетки на трости, и куклы на ложках – каких только нет. Собственно зрительный зал и сцена не уступят настоящей театральной студии, правда, камерной. Здесь 7 рядов кресел, обитых синим бархатом, с золотыми номерками на каждом. Используется светотехническое оборудование и аудиотехника для музыкального оформления спектакля.

Изучив, методическую литературу по данной теме, пришли к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрально-игровой деятельности. К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания и поэтому, в соответствии с речевыми возможностями детей, мы постарались сами систематизировать материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы и т.д.

В качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей с общим недоразвитием речи нами была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, “основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями” (Л.Г. Выготский).

Наш самый первый опыт начинался с того, что на логопедических занятиях мы широко использовали театрализованные игры, объединенные одной лексической темой. Наблюдая за детьми – актерами, заметили интенсивное развитие познавательных процессов. Театрализованная игра изменила отношение детей к себе, способы общения со сверстниками. Любимые герои становились образцами для подражания. Именно в таких играх заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответ