Урок-игра на тему "Мы и экология"

Разделы: Физика




Владения опытом естественных наук,
Изучим все, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным все вокруг.
И пониманье человеческое шире.

Цели и задачи:

  • Способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных  знаний.
  • Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым природным явлениям изученные законы.
  • Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива.
  • Способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации.
  • Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла.

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок-конкурс.

Технология: на игровой и групповой основах.

Оборудование: плакат «КВН», применение ИКТ, эмблемы команд,  запись песни «Мы начинаем КВН», таблички с конкурсными заданиями «3», «4», «5», «6», «7», табло итогов конкурса, запись эпиграф урока:

«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дала ему от рождения: она приобретается учениями»
Н.И. Лобачевский

Ход работы

I. Оргмомент

Класс  заранее делится на команды, учащиеся назначают капитана, выбирают название, девиз, эмблему.

Вступительное слово учителя:

– Наверное, нет человека, который не любил бы смотреть КВН на сцене или по телевизору. А сегодня у нас состоится такая игра прямо в классе после изучения раздела: «Тепловые явления»

Слово «экология» происходит от греческих слов «ойкос» – дом и «логия» – наука и означает буквально «учение о доме», т.е. о месте обитания. В настоящее время принято такое определение экологии: экология – это «наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой». Элементы среды, оказывающие существенное влияние на живой организм, называются экологическими факторами. Они составляют две основные группы: абиотические (факторы не живой природы) и  биотические (связанные с влиянием живых существ).

Только вести игру буду не я, а ведущие. Я же желаю вам удачи, а она придет, если девизом станут слова французского поэта Г. Муррея: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

II. Работа по теме урока.

Входят ведущие. Они объявляют о начале игры:

– Итак, мы начинаем КВН «Экология и мы». Представляем команды, жюри. Определяем порядок игры:

  1. Приветствие – 5 баллов
  2.  Разминка – 4 балла
  3.  Конкурс «Пантомима» – 3 балла
  4.  Конкурс «Кроссворд» – 4 балла
  5.  Конкурс «Экологические катастрофы» – 5 баллов
  6.  Конкурс «Экологический бой» – 3 балла
  7.  Конкурс капитанов «Экологическая дуэль» – 4 балла

Команды приглашаются на 1-ый конкурс – «Визитная карточка команды»  (7–10 мин)

рис.1 Обязательное условие: употребить «экологическое» приветствие

а) Название команды

б) Эмблема и девиз

в) «Экологическое» приветствие.

2-ой конкурс – «Разминка»(10 мин)

В ходе второго конкурса – разминки – командам называются буквы, в течение 5 секунд первая команда должна назвать экологический термин, начинающийся с этой буквы, вторая команда – физический термин или параметр.

В качестве примера можно использовать:

А –  Атом                                                        – Атмосфера

Б –  Броуновское движение                          – Биосфера

В –  Влажность                                               – Воздух, вода

М – Молекула                                                 – Мелиорация

Т–   Термодинамика                                       – Температура

К –  Конвекция                                              – Климат

З –  Закон                                                        – Загрязнение

Э–   Энергия                                                   – Экология

О  – Оптика                                                    – Океан

У – Ускорение                                                – Урбанизация

2-ой конкурс состоит из двух вариантов:

Второй вариант разминки

Вызываются по 3 участника от каждой команды. Разминка проводится на знание экологических терминов (по 3 термина для каждой команды). Участники одной команды задают вопросы другой команде. Те в свою очередь предлагают свой вариант ответа. Затем участник команды, которая задавала вопрос, дает правильный ответ на этот вопрос.

3-й конкурс «Пантомима» (5 мин)

Участники должны без слов «показать» основные источники загрязнения:.

  1. Воздуха
  2. Воды.

После 3-го задания ведущие собирают карточки. Жюри подводит итоги.

4-ый конкурс «Кроссворд» (5 мин)

Ребята разгадывают кроссворд физико-экологического содержания, побеждает команда, которая за отведенное время правильно назовет большее количество слов. Если отгаданы все слова по горизонтали, то можно узнать слово, зашифрованное по вертикали: это система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды, цель которой выявление антропогенных загрязнений  (мониторинг).

  1. Воздушная среда  вокруг земли. (Атмосфера)
  2.  Подвод воды на поля испытывающие недостаток влаги, и увеличение ее запасов в почве. (Орошение)
  3. Содержание водяного пара в воздухе, одна из наиболее существенных характеристик климата. (Влажность)
  4.  Химический элемент, газ, необходим для дыхания. (Кислород)
  5.  Физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия систем. (Температура)
  6. Область, в которой развивается жизнь разнообразных организмов, населяющих почву, нижние слои атмосферы, гидросферу. (Биосфера)
  7.  Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
  8. Химический элемент, металл, относящийся к первому классу опасности из загрязняющих веществ. (Свинец)
  9. При несении в какую– либо среду не характерных для нее агентов. (Загрязнение)
  10. Загрязнение атмосферы, содержание в совокупности дым, туман, пыль и др. (Смог)

5-ый конкурс «Экологические катастрофы» (5 мин)

Командам предлагаю тексты – задачи с описанием «экологические катастрофы» объекта. По данным текста (физическим, географическим и т.п.) учащиеся должны определить, какой объект описывается в данном тексте.

6-ой конкурс «Экологический бой» (3 мин)

В конкурсе участвуют по 5 учеников из каждой команды. Участникам предлагаются по 2 задачи (на подготовку отводится 2 мин.)

Первому участнику:

  1. Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к таянию ледников на горах. Почему? Каковы не желательные последствия этого?
  2. Почему необходима побелка деревьев ?

Второму участнику:

  1. Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях, чтобы спасти от гибели посевы?
  2. Почему овощные культуры боящиеся заморозков лучше сажать на участках, расположенных у озер, прудов, рек, чем находящиеся в дали от водоемов.

Жюри оценивает конкурс.

7-ой конкурс капитанов «Экологическая дуэль» (2 мин)

Капитаны команд по очереди называют экологические термины, начинает капитан проигрывающей команды. «Дуэль» заканчивается, когда одна из сторон больше не может дать ответа.

III. Подведение итогов урока-КВН

Что ж, ребята, пока жюри подводит итоги, поблагодарим ведущих команд, которые замечательно играли.

А теперь расскажите, пожалуйста, для чего человеку необходимы экологические сведения?

Каждому человеку нужна благоприятная среда жизни, но в «больной » природе нельзя оставаться здоровым.

Природу нужно любить и беречь, она наша мать и кормилица, ее не сможет заменить даже самая совершенная техника и технология. 

Жюри: Называют счет, поздравляют команды, вручают призы.

IV. Информация о домашнем задании:

  Выбрать название конкретного населенного пункта в Казахстане, в котором необходимо выяснить экологическую обстановку (основные источник загрязнения, состав выброса, меры по борьбе с загрязнениями).

V. Рефлексия.