Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-игра на тему "Мы и экология"

Разделы: Преподавание физики




Владения опытом естественных наук,
Изучим все, что есть в подлунном мире.
Тогда лишь станет ясным все вокруг.
И пониманье человеческое шире.

Цели и задачи:

  • Способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных  знаний.
  • Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым природным явлениям изученные законы.
  • Содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, сплоченности коллектива.
  • Способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации.
  • Стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественнонаучного цикла.

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок-конкурс.

Технология: на игровой и групповой основах.

Оборудование: плакат «КВН», применение ИКТ, эмблемы команд,  запись песни «Мы начинаем КВН», таблички с конкурсными заданиями «3», «4», «5», «6», «7», табло итогов конкурса, запись эпиграф урока:

«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дала ему от рождения: она приобретается учениями»
Н.И. Лобачевский

Ход работы

I. Оргмомент

Класс  заранее делится на команды, учащиеся назначают капитана, выбирают название, девиз, эмблему.

Вступительное слово учителя:

– Наверное, нет человека, который не любил бы смотреть КВН на сцене или по телевизору. А сегодня у нас состоится такая игра прямо в классе после изучения раздела: «Тепловые явления»

Слово «экология» происходит от греческих слов «ойкос» – дом и «логия» – наука и означает буквально «учение о доме», т.е. о месте обитания. В настоящее время принято такое определение экологии: экология – это «наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой». Элементы среды, оказывающие существенное влияние на живой организм, называются экологическими факторами. Они составляют две основные группы: абиотические (факторы не живой природы) и  биотические (связанные с влиянием живых существ).

Только вести игру буду не я, а ведущие. Я же желаю вам удачи, а она придет, если девизом станут слова французского поэта Г. Муррея: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

II. Работа по теме урока.

Входят ведущие. Они объявляют о начале игры:

– Итак, мы начинаем КВН «Экология и мы». Представляем команды, жюри. Определяем порядок игры:

  1. Приветствие – 5 баллов
  2.  Разминка – 4 балла
  3.  Конкурс «Пантомима» – 3 балла
  4.  Конкурс «Кроссворд» – 4 балла
  5.  Конкурс «Экологические катастрофы» – 5 баллов
  6.  Конкурс «Экологический бой» – 3 балла
  7.  Конкурс капитанов «Экологическая дуэль» – 4 балла

Команды приглашаются на 1-ый конкурс – «Визитная карточка команды»  (7–10 мин)

рис.1 Обязательное условие: употребить «экологическое» приветствие

а) Название команды

б) Эмблема и девиз

в) «Экологическое» приветствие.

2-ой конкурс – «Разминка»(10 мин)

В ходе второго конкурса – разминки – командам называются буквы, в течение 5 секунд первая команда должна назвать экологический термин, начинающийся с этой буквы, вторая команда – физический термин или параметр.

В качестве примера можно использовать:

А –  Атом                                                        – Атмосфера

Б –  Броуновское движение                          – Биосфера

В –  Влажность                                               – Воздух, вода

М – Молекула                                                 – Мелиорация

Т–   Термодинамика                                       – Температура

К –  Конвекция                                              – Климат

З –  Закон                                                        – Загрязнение

Э–   Энергия                                                   – Экология

О  – Оптика                                                    – Океан

У – Ускорение                                                – Урбанизация

2-ой конкурс состоит из двух вариантов:

Второй вариант разминки

Вызываются по 3 участника от каждой команды. Разминка проводится на знание экологических терминов (по 3 термина для каждой команды). Участники одной команды задают вопросы другой команде. Те в свою очередь предлагают свой вариант ответа. Затем участник команды, которая задавала вопрос, дает правильный ответ на этот вопрос.

3-й конкурс «Пантомима» (5 мин)

Участники должны без слов «показать» основные источники загрязнения:.

  1. Воздуха
  2. Воды.

После 3-го задания ведущие собирают карточки. Жюри подводит итоги.

4-ый конкурс «Кроссворд» (5 мин)

Ребята разгадывают кроссворд физико-экологического содержания, побеждает команда, которая за отведенное время правильно назовет большее количество слов. Если отгаданы все слова по горизонтали, то можно узнать слово, зашифрованное по вертикали: это система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды, цель которой выявление антропогенных загрязнений  (мониторинг).

  1. Воздушная среда  вокруг земли. (Атмосфера)
  2.  Подвод воды на поля испытывающие недостаток влаги, и увеличение ее запасов в почве. (Орошение)
  3. Содержание водяного пара в воздухе, одна из наиболее существенных характеристик климата. (Влажность)
  4.  Химический элемент, газ, необходим для дыхания. (Кислород)
  5.  Физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия систем. (Температура)
  6. Область, в которой развивается жизнь разнообразных организмов, населяющих почву, нижние слои атмосферы, гидросферу. (Биосфера)
  7.  Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
  8. Химический элемент, металл, относящийся к первому классу опасности из загрязняющих веществ. (Свинец)
  9. При несении в какую– либо среду не характерных для нее агентов. (Загрязнение)
  10. Загрязнение атмосфер