Адаптивная система обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В НАЧЛЬНОЙ ШКОЛЕ (АСО)

КАК МЫ СЕГОДНЯ УЧИМ?

Учитель объясняет - учащиеся слушают думают усваивают. Все работают. Но вот начинается закрепление. Отдельные ученики работают, а остальные? Слушать надо внимательно всем, а вызовут одного - двух. Но зачем тогда слушать? - делает вывод ученик. Учитель прибегает к помощи фронтального опроса. Тщетно. Так как только создаётся видимость активной работы всех учащихся. В каждый момент отвечает один. Постоянной бедой остаётся безделье учащихся на уроке. Урок остаётся низкоэффективным. При традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока.

ЧТО ТАКОЕ АСО?

Это принципиально новая модель организации обучения, возникшая на основе анализа, наметившихся за последнее время тенденций, совершенствования учебного процесса, под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя, новейших психологических теорий.

Учащиеся работают в трёх режимах: совместно с учителем; с учителем индивидуально; самостоятельно под руководством учителя. Работа на уроке проходит в статистических, динамических, вариационных парах, малых группах. Для работы включающей чтение, письмо, решение задач, создаются многоуровневые программы. Комплексный блок контроля включает, наряду с контролем учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. В условиях АСО обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Умение самостоятельно работать - это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке, и как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ?

Для этой цели в АСО применяют многоуровневые задания с адаптацией. Объём и трудность которых увеличивают от уровня к уровню. Так же используются приёмы контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа проводится преимущественно в парах. В каждый момент такой работы половина учащихся говорит, половина контролирует. В рамках АСО устная самостоятельная работа учащихся на уроке ведётся с использованием трёх видов пар: статистической, динамической и вариационной.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПАРА - совместно работают учащиеся сидящие за одной партой.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРА - малая группа из 4 человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.

ВАРИАЦИОННАЯ ПАРА - малая группа из 4 человек. Каждый работает то с одним, то с другим партнёром. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом группы.

  • В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".
  • В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".
  • В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Индивидуальная работа учителя на уроке заключается в сотрудничестве учителя с каждым учеником: настрой, помощь, совет, поошрение; "во включенном" контроле, в ходе которого определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости, выставляя оценки за этот этап работы; в "отключенном контроле", который предполагает работу учителя с учеником по материалам дифференцированным для индивидуальной работы с каждым учеником, главной задачей учителя прежде всего является, перестройка привычной структуры урока так, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ученика была занята активной деятельностью, общением учащихся друг с другом, овладением приёмами самостоятельной работы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДАПТИВНОГО УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА

  • Взаимоконтроль
  • Объяснение нового материала
  • Объяснение домашнего задания
  • Физпауза
  • Динамическая пара
  • Задание с адаптацией (параллельно осуществляется включенный и отключенный контроль)
  • Итог

РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

  • Осуществление отключенного и включенного контроля
  • Участие в работе групп в роле консультанта
  • Осуществление индивидуальной работы с отдельными учащимися во время их самостоятельной работы
  • Учитель не может вслух оценивать, давать эмоциональную оценку работе детей

РАБОТА ДЕТЕЙ

  • Самостоятельное изучение материала
  • Выполнение заданий, работа в режиме "самоконтроль", "взаимоконтроль", "комплексное взаимодействие".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время урока должна сохраняться доброжелательность и взаимоподдержка, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

В АСО заложена тенденция к возрастанию требований к уровню развития учащихся, к уровню их культуры, сформированности мировоззрения. Овладение знаниями становится неединственной задачей обучения в школе. Важное развитие потребности нести свои знания другому, заботиться о всех и ценить заботу каждого о тебе, овладение умением работать самостоятельно, чтобы в дальнейшем быть готовым к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, развитию своих творческих сил и способностей.

Труд учителя, ставшего другом и помощником ученика, в этих условиях становится творческим, высоконравственным, свободным.


Цель урока: формировать представление о предлоге и его правописании со словами в предложении; обучать приёмам самостоятельной работы и самоконтролю, сотрудничеству учащихся друг с другом.

Ход урока

1. Постановка проблемы. Определение темы и цели урока.

А) минутка чистописания

(на доске показан приём)

Б) запись предложения: Ландыш растёт в лесу.

(комментированное письмо)

- что вы записали в тетрадь?( Назвать одним словом) докажите свой ответ.

- из чего состоит предложение?

- как пишутся все слова в предложении?

- почему в предложении на доске я "в" написала раздельно со словом "лесу"?

-вот на этот вопрос мы и постараемся найти ответ на нашем уроке.

- как вы думаете, а для чего нам это нужно знать?

2. Поиск решения проблемы.

А)- как вы думаете, что случиться с предложением, если убрать хоть одно слово?

- а если из нашего предложения убрать "в"? (прочитывают, что получиться)

- "в" - это важная часть предложения?

- для чего она служит в предложении?

- на стр.15 в учебнике прочтите заголовок (читают "Предлог").

- так называются маленькие служебные слова

- ниже прочтите правило (правописание предлогов с другими словами в предложении)

Б) работа в парах

- а теперь попытайтесь ответить на мой вопрос: "Почему в предложении: Ландыш растёт в лесу. - "в" я написала раздельно со словом "лесу"?", доказывая свой ответ при помощи правила и обсуждая его с товарищами по группе.

В) работа в тетрадях

Стр.15 упр.31 (списать предложения, найти предлоги и подчеркнуть их).

3. Физпауза.

4. Выражение решения проблемы.

Выполнение тренинга на отдельных листах (необходимо найти предлоги в предложениях и обвести их карандашом)

- Что бы выполнить задание без ошибок необходимо применять правило.

Взаимоконтроль с доски.

5. Самостоятельная работа на закрепление.

- Придумайте предложение с предлогом и запишите в тетрадь.

Выступления учащихся (доказательство правописания предлогов с применением правила).

6. Итог урока.

  • на какой вопрос вы не смогли ответить в начале урока?
  • кто может дать чёткий ответ на мой вопрос? (выступление нескольких уч-ся).
  • как вы думаете справились мы с проблемой?
  • спасибо за урок!