В.Драгунский "Кот в сапогах". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Обучающая: формирование навыка выразительного чтения через инсценировку рассказа В.Драгунского “Кот в сапогах”.

Развивающие:

  • развитие умения работать по заданному алгоритму посредством памяток в процессе работы над пересказом;
  • развитие эмоционально-личностных качеств детей через беседу и совместную групповую деятельность;
  • развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия через работу в группах;
  • развитие навыков планирования, контроля и оценки собственной деятельности посредством планирования этапов урока и листа самооценки;
  • развитие творческих способностей посредством инсценировки.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи и дружбы между детьми через работу с литературным произведением;
  • воспитывать культуру общения и культуру учебного труда;
  • воспитывать культуру чтения и речи через работу над инсценировкой.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Проверка наличия учебника, ручек, тестов, листов самооценки)

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Сегодня у нас урок литературного чтения, и мы продолжаем работать с произведением В.Драгунского “Кот в сапогах”.

– Для начала вспомним, что успели вделать на прошлом уроке, что запомнилось.

  • Узнали интересную информацию об авторе.
  • Работали с новыми словами.
  • Давали характеристику героям.

2. К какому жанру относится произведение? (Юмористический рассказ.)

– Да, вы подметили, что Драгунский пишет весело, остроумно. И вас возникло желание проинсценировать, представить происходящее.

– А любое произведение можно проинсценировать? Ваше мнение.

– Но тогда рассказ при постановке во что превращается? (В пьесу.)

– Приведите примеры изученных пьес? (С.Маршак “Сказка про козла”, “12 месяцев”.)

– Давайте вернемся к пройденному материалу и вспомним, что папа нашей героини ответил на наш вопрос. (с. 36. – Папа, а любую сказку можно поставить на сцене?)

– На доске характерные слова пьесы. Объясним их.

3. На прошлом уроке мы разделили 1 часть на три мини-действия. А домашним заданием была поставлена задача самостоятельно убрать слова автора и превратить их в ремарки (подсказки для актеров).

3. Работа над инсценировкой. Постановка цели.

1. Итак, цель поставлена: работа над инсценировкой рассказа В.Драгунского “Кот в сапогах”. В конце урока мы должны будем ответить на контрольной вопрос урока. Он будет тесно связан с другим очень важным для каждого из нас вопросом:

Настоящий друг…–…это тот, кто…

– А поможет нам планирование нашей деятельности. Обратимся к картинному плану. Назовите этапы урока…

2. Приступаем…

Работаем по памятке “Подготовка к выразительному чтению”, так как без него невозможна инсценировка. Первым пунктом стоит знание содержания. В этом нам поможет тест.

3. Тест.

4. Проверка теста.

4. Физкультминутка.

– Предлагаю игру “Представь себе, что…”

Два условия:

* Делаем молча, использую мимику и жесты
* Не повторяем за соседом

Игра.

Представьте себе, что вы тоскуете в одиночестве.

Надеваете шляпу.

Вышиваете или пришиваете что-то.

Получаете награду за что-то

Надеваете сапоги, которые явно велики.

Эта работа над жестами и мимикой пригодится при инсценировке кому-то из вас.

5. Инсценировка.

– Теперь возвращаемся к тексту. Вы должны были преобразовать слова автора. А кто выступает за автора?...сам Дениска.

Я хочу удостовериться ,с что вы правильно поняли задачу и смогли превратить слова автора в ремарки, то есть подсказки актерам.

Выборочно проверим.

Слова-ремарки у нас будет подсказывать режиссер(его вы выберете в группе сами, как и артистов). Обратите внимание, что подсказки режиссера должны опережать слова актеров, т.е. заранее нацеливать на определенные действия и эмоции.

6. Работа в группах.

Далее распределяемся на 3 группы, т.к. мы выделили 3 мини-действия.

– Догадались, почему в одних группах по 3 чел., а в других по 4?

– Вспомним правила дружной работы в группе. (Памятка)

– Сами выбираете режиссера и распределяете роли между собой. Внимание обратите на действия с предметами, подумайте, откуда берете вещи, какие эмоции испытываете. Настоящие актеры должны уметь перевоплощаться.

– Приступаем весело и организованно.

– Результаты своей работы внесем в карточку групповой самооценки (Приложение). Ее заполняет режиссер, анализирую вместе с участниками.

7. Инсценировка по группам.

Итак, актеры готовы. Попробуем увидеть, что получилось.

– Режиссер, пожалуйста, ваше мнение. Высказываем доброжелательно, не забывая хвалить героев.

– Вот так, работая вместе, помогая друг другу, мы и связали себя с главной темой рассказа В.Драгунского.

– Догадались? (С дружбой.)

– Чему по вашему научили нас герои рассказа?

– В веселой форме учит помогать, дружить. Вспомните, как заканчивается рассказ…

– Почему Дениска отдал одну из книжек?

– Кстати, какая это книжка?

– Мишку и Дениску можно назвать настоящими друзьями?

– Как вы понимаете, что это значит : “Настоящий друг – это тот, кто…”

– Ведь с самого детства, еще только начиная лепетать, играя в игрушки, например, собирая пирамидку, вы пытались найти того, с кем разделить свои увлечения, пойдете гулять, искали друга. С возрастом требования к другу меняются, нанизываясь как колечки в пирамидке, и создается образ друга свой для каждого.

– Давайте посмотрим какими качествами должны обладать ваши друзья. Ваше мнение. Старайтесь не повторяться.

Настоящий друг, это тот, кто никогда:

  • не обманет
  • не выдает секреты
  • делится
  • не скучно и интересно
  • не смеется на неудачами
  • понимает
  • старается защитить

– Из сказанного вами создали образ настоящего друга. Помните, к мы запоминали цвета в радуге. Если переделать, то получится фраза: Каждый одноклассник желает знать, где его друг. Но чтобы иметь настоящего друга, нужно самому этими качествами обладать. Вспоминайте этот радужный образ друга, когда будете переживать, что вас не понимают, или вам одиноко. Будьте сами отзывчивы и доброжелательны. И к вам потянутся люди.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

– Урок подходит к концу. Мы, каждый для себя, ответили на контрольный вопрос, поговорили о важности друзей.

– Что запомнилось?

– Что нового приобрели для себя?

– Вы определили над чем работать при инсценировке и эту работу продолжите дома…

9. Домашнее задание.

– На выбор, как это часто бывает.

  • Продолжить работу над инсценировкой, исправив недочеты.
  • Выписать юмористические фразы из всего рассказа, объяснить, что в них вызывает смех.
  • Исследовательско-творческое задание. Сравнить внешний вид кота в сапогах из сказки Ш.Перро с описанием персонажа В.Драгунского письменно (сходства, отличия по одежде, цвету, поведению).

Спасибо за работу, внимание. (Песня “Без друзей меня чуть-чуть”.)