Развитие внимания младших школьников средствами дидактической игры

Разделы: Начальная школа


Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитании, чем раньше. Возникают осмысленные переживания, их борьба, которые ведут за собой изменения поведения, отношения к среде, меняются потребности, движущие поведением ребенка.

Школа – связующее звено между детством и взрослостью. Достигая школьного возраста, дети понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда появляется желание пойти в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений, удовлетворяя наряду с познавательной потребностью потребность в новом социальном статусе.

Но взамен школа предъявляет младшему школьнику ряд требований: нужно учить стихотворения, которые иногда не нравятся, быть внимательным, решать проблемные ситуации – а все это требует произвольности психических процессов, произвольности организации новой для детей деятельности, управления своим поведением.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. С приходом ребенка в школу происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью. Уровень развития внимания оказывает большое влияние на усвоение учебного материала.

Существует несколько теорий внимания: Гальперина П.Я., Узнадзе Д.Н., Леонтьева А.Н., Запорожца А.В., Добрынина Н.Ф. Их наличие объясняется тем, что внимание как психическая функция давно интересовала психологов.

Немов Р.С. определяет внимание как процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

В целом объектом внимания младшего школьника становится то, что значимо для него, так как внимание носит избирательный характер. Основой успешного обучения является произвольное внимание, но оно у младшего школьника развито слабо. Следовательно, необходимо умело использовать в обучении непроизвольное внимание. В этих целях необходимо менять виды работ на уроке, способы, средства обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение.

В фундаментальной работе Ж.Пиаже, посвященной формированию символа у ребенка, его интересовала не столько сама игра, сколько возникновение мысли у ребенка.

На понимание природы детской игры большое влияние оказала психоаналитическая теория З.Фрейда. По его мнению, детство – период игр, потому что это период непрерывных травм, а игра есть единственное средство овладения путем повторения теми невыносимыми переживаниями, которые несут с собой эти травмы.

Первые исследования по психологии игры, начатые при жизни Л.С.Выготского, были проведены С.Н.Варшаловой, экспериментально исследовавшей отношения между словом, предметом и действием в игровой и доигровой деятельности детей.

Д.Б.Эльконин рассматривает развивающую функцию игры. Через игру быстрее и легче происходит развитие основных свойств внимания, что влечет за собой качественное усвоение учебного материала.

Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса и необходимость его решения в практике обусловили выбор темы исследования “Развитие внимания младших школьников ”.

Цель исследования: выявить условия организации дидактической игры как средства развития внимания младших школьников.

Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования дидактической игры как средства развития внимания младших школьников.

Гипотеза исследования: использование дидактической игры как средства развития внимания младших школьников будет эффективным, если:

  • дидактическая игра рассматривается как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса;
  • в организации дидактической игры соблюдаются компоненты игровой деятельности и учитывается актуальный уровень развития внимания;
  • дидактическая игра применяется систематически;
  • разработана и используется система дидактических игр в процессе обучения младших школьников.

Задачи исследования:

Изучить теоретические основы влияния дидактических игр на развитие внимания младших школьников.
Определить критерии и уровни развития внимания младших школьников.
Выявить и экспериментально проверить условия организации дидактической игры как средства развития внимания младших школьников.

В данной работе применялись методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • наблюдение, опрос;
  • педагогический эксперимент;
  • методы математической и статистической обработки.

После теоретического анализа проблемы влияния дидактических игр на развитие внимания младших школьников перед нами встала задача экспериментальных исследований по данной проблеме. Для этого в школе №16 мы выбрали два класса, из которых 2 “Б” был экспериментальным, а 2 “А” контрольным. Всего взят 31 ребенок, из них 21 мальчик и 10 девочек. Учащиеся обоих классов одинакового возраста и примерно одинакового уровня развития.

Были выделены основные критерии для определения развития внимания:

Устойчивость внимания – способность сохранять на одном и том же достаточно высоком уровне в течение длительного времени.

Распределение внимания – такая характеристика внимания, которая позволяет одновременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их примерно с одинаковым вниманием.

Объем внимания – количество объектов, которые могут одновременно находиться в сфере внимания человека.

Переключение внимания – свойство, которое позволяет человеку переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредотачиваться на втором.

Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый констатирующий эксперимент.

Цель: выявление особенностей устойчивости, распределения, переключения и объема внимания.

Выявление особенностей внимания осуществлялось при помощи 4 методик, направленных на определение основных критериев внимания.

Сравнение результатов уровней сформированности устойчивости внимания в экспериментальном и контрольном классах.

Диаграмма 1

Сравнение результатов уровней сформированности распределения внимания.

Диаграмма 2

Сравнение результатов уровней сформированности объема внимания в экспериментальном и контрольном классах

Диаграмма 3

Сравнение результатов уровней сформированности переключения внимания в экспериментальном и контрольном классах.

Диаграмма 4

Обобщая данные исследования при проведении первого констатирующего эксперимента можно сделать следующий вывод: на начало эксперимента учащиеся контрольного и экспериментального классов имеют примерно одинаковые показатели развития основных свойств внимания.

Второй этап исследования – формирующий эксперимент. Он включал в себя проведение ряда дидактических игр в экспериментальном классе, направленных на развитие основных свойств внимания.

Приведем примеры игр, сгруппировав их по цели проведения.

Цель: развитие объема внимания.
Игры: “Кто точнее нарисует”, “Найди слоги”, “Верно, неверно”, “Лестница”, “Большая семья”, “Теремок”, “Проверь Незнайку”, “Летает – не летает”, “Съедобное – несъедобное”, “Решето”, “Угадай инструмент”.

Цель: развитие распределения внимания.
Игры: “Соблюдай правило”, “Посчитай правильно”, “Делаем вместе”, “Вычеркивай буквы и слушай”, “Составь слово”, “Восстанови текст”, “Кто больше”, “Составь круговые примеры”, “Найди ошибку”, “Продолжи ряд”, “Небылицы”, “Охотник (рыболов, лесоруб)”, “Один за всех”.

Цель: развитие переключения внимания.
Игры: “Отыщи числа”, “Расставь слова”, “Зашифруй слова”, “Зашифруй цифры”, “Синхронный счет”, “Называй и считай”, “Сквозная буква”, “Найди спрятавшееся слово”, “Помоги карандашу”, “Ухо, горло, нос”, “Карлики, великаны”, “Замри”, “Выполни команду”, “Товарищ командир”, “Найди числа”, “Какие знаки арифметических действий мы поставим”, “В мире животных”, “Что где растет”, “Жмурки”.

Цель: развитие устойчивости и продуктивности внимания.
Игры: “Пишущая машинка”, “Дружный хлопок”, “Стенографы”, “Крестики”, “Муха”, “Запретное движение”, “Не путай цвета”.

Приведем примеры использования дидактических игр на различных уроках.

Дидактические игры проводились систематически. Например, в начале каждого урока “Мир вокруг нас”, начиная со сводки погоды, урок приобретает элемент игры, где дежурный класса выбирает условные знаки, соответствующие состоянию погоды, а другой дежурный делает словесное обобщение. Такое задание требует произвольности внимания, оба ученика должны внимательно выполнить задание.

Далее (на этапе закрепления) учащиеся в командах отбирают карточки, а затем располагают их под табличками “Живая природа” и “Неживая природа”. Победителем игры становится та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. Задания подобного рода выполняются на основе установления взаимосвязей и сформированности умения переключать, распределять и концентрировать внимание.

В начале или конце каждого урока математики для развития объема внимания учащимся предлагаются нарисованные на доске геометрические фигуры со значками внутри них. Данные фигуры демонстрируются учащимся 2-3 секунды и убираются. Ученики зарисовывают то, что им удалось запомнить. Затем проверяется правильность воспроизведения, и начисляются баллы за правильно воспроизведенные геометрические фигуры.

На уроках литературного чтения в начале урока после пятиминутки чтения отводилась одна минута на развитие переключения внимания, когда учащиеся в своих книгах вычеркивали (подчеркивали, обводили) определенные буквы.

На уроках русского языка при проверке знания словарных слов проводилась игра “Пишущая машинка”: каждому ученику учитель присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово. По сигналу ученики начинают “печатать” слово, первая “буква” слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет правильно “напечатано”, все вместе хлопают в ладоши.

На уроках физической культуры в конце каждого урока проводились игры на развитие внимания: “Ухо, горло, нос”, “Карлики, великаны”. Задача ведущего запутать учащихся, а учащиеся должны сосредоточить внимание и точно выполнить задание. Тот, кто ошибается. Делает шаг вперед. Победителями являются те учащиеся, которые оказались дальше от ведущего. Помимо этих игр в основной части урока использовались игры на развитие произвольного внимания. Например, учащиеся идут по кругу в одну сторону, по сигналу учителя все должны развернуться и двигаться в противоположную сторону. Кто из учащихся ошибается, тот выбывает из игры.

На уроках технологии (в начале урока) проводилась игра “Один за всех”: ведущий должен успеть за время музыкальной паузы (его можно постепенно уменьшать) раздать все материалы и инструменты, нужные в работе.

Игра “Жмурки” вырабатывается умение и желание держать все предметы на своем месте. Дается время на запоминание расположения инструментов и материалов на рабочем столе, затем дети, закрыв глаза, опускают руку на то место, где должен лежать предмет, названный ведущим.

В ходе формирующего эксперимента в контрольном классе учебные занятия проводились традиционно, без каких-либо перемен, как они обычно планируются в поурочном плане учителя. В экспериментальном классе на всех уроках применялись дидактические игры в течение 2 месяцев. Игры использовались на различных этапах урока, его типах. Дидактические игры сопровождались наглядностью, поощрениями детей. Сначала дети проявляли интерес к самой игре, игровым действиям, а постепенно и к учебному материалу. Играя, учащиеся изучают темы уроков. Помимо уроков 2 раза в неделю психологом проводились занятия с учащимися с целью развития внимания.

Затем был проведен второй констатирующий эксперимент, цель которого: фиксирование изменений в динамике развития внимания младших школьников.
Выявление особенностей внимания младших школьников осуществлялось теми же методиками, что и в первом констатирующем эксперименте.
Сравнение результатов уровней развития устойчивости внимания в экспериментальном и контрольном классах к концу эксперимента

Диаграмма 5

Сравнение результатов уровней развития переключения внимания в экспериментальном и контрольном классах к концу эксперимент

Диаграмма 6

Сравнение результатов уровней развития объема внимания в экспериментальном и контрольном классах к концу эксперимента.

Диаграмма 7

Сравнение результатов уровней развития переключения внимания в экспериментальном и контрольном классах к концу эксперимента.

Диаграмма 8

Полученные результаты дают основание утверждать, что по всем показателям повысился высокий и средний уровни развития: распределение, устойчивость, объем, переключение, сведены до 0% низкий уровни распределения и объема внимания.

Для удобства сравнения результатов мы выявили средние показатели, а затем по уровням сформированности и развития внимания в целом.

Получены следующие результаты:

12% – средний показатель сформированности внимания в экспериментальном и контрольном классах на начало эксперимента.
18% – средний показатель развития внимания в экспериментальном классе после окончания эксперимента. В контрольном классе средний показатель прежний.

Полученные результаты развития внимания свидетельствуют о том, что средний показатель уровня развития внимания в экспериментальном классе повысился на 6%, а в контрольном классе остался неизменным.

Исследования многих психологов и наши наблюдения дают основания утверждать, что в младшем школьном возрасте недостаточно развиты основные свойства внимания, такие как: объем, устойчивость, переключение, распределение. Именно эти свойства были взяты как показатели процесса внимания.

Через игру быстрее и легче происходит развитие основных свойств внимания, что влечет за собой качественное усвоение учебного материала и положительную мотивацию к процессу учения.

Итак, дидактическая игра является эффективным средством развития внимания при правильной ее организации и проведении, то есть дидактическая игра рассматривается как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса; в ее организации соблюдаются компоненты игровой деятельности; учитывается актуальный уровень развития внимания младших школьников; дидактическая игра применяется систематически; разработана и используется система дидактических игр.

Таким образом, проведенное нами исследование дает основание утверждать, что дидактическая игра является эффективным средством развития внимания младших школьников при соблюдении вышеуказанных способов ее организации и проведения. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена.