Римская нумерация. Запись чисел от 1 до 12 римскими цифрами

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Вид урока: Урок усвоения новых знаний.

Класс: 5.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с образованием, чтением, записью чисел римскими цифрами; научить применять полученные знания в практической деятельности.
  2. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительные процессы, речь учащихся, воображение; развивать навыки самостоятельной работы, определённый темп работы.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к урокам математики.

Оборудование: презентация «Римская нумерация», мультимедийная установка, экран; «Тренажёр по математике для начальной школы» изд. «ЭКЗАМЕН»; краски, альбомные листы, вода, салфетки для рук; индивидуальные карточки с образцами римских чисел; карточки по рефлексии; книги; абаки.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Эмоциональный настрой.)

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вижу, что вы готовы к уроку. Значит, сегодня мы поработаем на «5»!

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

– На доске не записана тема урока, какие мысли возникли? (Выслушиваются ответы учащихся.)

– Чему будет посвящён урок, узнаете из стихотворения.

Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И в телефоне,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры – повсюду,
Цифры – кругом.
Мы их поищем – и быстро найдём!
А. Усачёв

– Какой теме будет посвящён урок? (Цифре и числу.)

– Сегодня закрепим понятие числа и цифры, а также узнаем много интересного и полезного.

II. Устный счёт.

Урок начнём с устного счёта, на котором закрепим умения решать уравнения.

– Работать будем с использованием компьютера, с помощью которого можно не только играть, но и учиться.

(Используется ««Тренажёр по математике для начальной школы» изд. «ЭКЗАМЕН», используется 2 раздел «Генератор примеров», задание 3 – решение уравнений, т.к. перед этим изучалась данная тема.)

– Назовите компоненты сложения; вычитания. (Компоненты сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

– Какие правила следует помнить при нахождении неизвестного компонента сложения; вычитания? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)

III. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

На устном счёте мы работали с однозначными и двузначными числами.

– Какие ещё знаете числа? (Трёхзначные.)

– Почему их так называют? (Они состоят из трёх знаков – цифр.)

– С помощью чего записываем любое число? (С помощью цифр.)

– Перечислите цифры, которые используем для записи чисел. (слайд 2)

– Данные цифры – цифры арабской нумерации. (слайд 2)

Цифры арабской нумерации

– Возьмите абаки и покажите однозначное число; двузначное число; трёхзначное число.

– Итак, подведём итог. (слайд 3)

Цифры – это знаки, с помощью которых записываем числа.
Число – это мера количества. Разными числами можно записать количество разных предметов.

IV. Сообщение новых знаний.

Число и арифметика возникли из практической деятельности человека.

– Как вы это понимаете? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

– Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека были пальцы рук. Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. Сначала люди просто различали – один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, говорили много. (слайды 4-5)

– Пальцевой счёт, унаследованный от далёких предков, сохранился до настоящего времени и активно используется, например, судьёй на боксёрском ринге, при отсчитывании секунд во время нокаута. Ди и в быту он не забыт. Сегодня мы сгибаем (а американцы разгибают) пальцы в споре, показывая оппоненту ради большей убедительности количество аргументов в свою пользу.

– А где вы используете пальцевой счёт?

– У первобытных людей не было даже чисел, они количество предметов отображали равным количеством каких – либо значков. Такими значками были: зарубки, чёрточки, узелки на верёвках, ракушки и т.д. (слайд 6)

– Некоторые народы планеты Земли до сих пор пользуются такими значками, например, перуанцы. Иногда такой системой счисления пользуются и современные люди, например, отмечая чёрточками количество прошедших дней в календаре. И уже совсем не обойтись без такой системы при обучении маленьких детей.

– Но стада становились многочисленнее, урожаи богаче, и людям стало неудобно пользоваться такими значками, стали появляться числа. Так как многие народы в древности не общались друг с другом, то у разных народов возникли разные системы счисления (или нумерация).

– Сегодня мы познакомимся с самой известной системой счёта, после арабской, она возникла более 2,5 тысяч лет назад в Древнем Риме.

– Как вы думаете, как она называется? (Ответы учащихся.)

(На доску вывешивается тема урока «Римская нумерация».)

– Итак, тема нашего урока «Римская нумерация». Мы познакомимся с числами римской нумерации, их образованием, записью, чтением.

– Числа в этой системе, так же как и у нас, записываются слева направо, от меньшего к большему. Числа состоят из цифр. Если в арабской нумерации 10 цифр, то в римской – 7. Сегодня мы познакомимся с тремя из них. (слайд 7)

Римские цифры
Цифры   I     V     X  

– Рассмотрите римские цифры.

– Кто сможет их назвать?

– Цифры легко запомнить. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка. Десять – это две пятёрки, одна из них перевёрнута.

– Данные цифры обозначают следующие числа. (слайд 7)

Числа, которые они обозначают   1     5    10 

– Это узловые числа, т.е. главные. Остальные числа получаются путём прибавления или вычитания одних узловых чисел из других.

– Как вы думаете, как получим числа: 2, 3, 4, 6? (По ходу рассуждений учащихся на экране появляются числа.) (слайд 7)

(Учитель делает дополнения к рассуждениям учащихся. Долгое время число четыре записывали четырьмя палочками, но потом поняли, что это неудобно. Удобнее писать так: IV. Т.е. Четыре – это пять без одного. Шесть – это пять и один, поэтому запись числа выглядит следующим образом: VI.)

– Рассмотрите остальные числа римской нумерации.

– Какое правило чтения и записи римских чисел можно вывести? (слайд 9)

Числа записываются при помощи повторения цифр:
1. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются: VI = V + I
2. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей: IV = V – I

– Итак, с первой задачей нашего урока – знакомство с образованием и чтением римских чисел от 1 до 12 – мы справились.

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Прочитайте число (учитель указывает на число). Как оно получилось? (Берутся два-три числа.)

«Минутка чистописания».

– Вторая задача нашего урока звучит следующим образом – научиться писать данные числа.

– Римские числа могут быть записаны по-разному: с зарубками, без них. (слайд 10)

– Наиболее общепринятый вариант записи чисел у вас на образцах. (Приложение 1)

– Рассмотрите их. Прочитайте.

– Как записаны числа? (Числа занимают одну клетку по высоте, записаны через две клетки следующая. Числа ограничены сверху и снизу параллельными палочками.)

– Из каких цифр состоит число 4? Почему?

– Назовите наименьшее число; наибольшее число.

– Как образовалось число 12?

– Спишите данные числа в тетрадь.

– Как звучала задача данного этапа урока? (Научиться записывать римские числа.)

– Справились мы с ней?

VI. Закрепление знаний (фронтальное).

«Применяем в жизни».

– Где в жизни встречаемся с римскими числами? (По ходу высказываний учащихся на экране возникают примеры из жизни.) (слайды 11-12)

– Сегодня на урок я принесла книги своего любимого писателя Л.Н. Толстого – роман «Война и мир» и сборник произведений, который составляют повести «Детство», «Отрочество», «Юность».

(Учитель демонстрирует данные книги. Так как количество детей в классе небольшое, есть возможность провести беседу, собравшись в круг у стола учителя.)

– Сколько томов в романе «Война и мир»?

– Покажите книгу, которая содержит третий и четвёртый тома?

– Давайте откроем содержание сборника произведений Л.Н.Толстого. Что мы узнаем по содержанию?

– Как называется третья глава? Седьмая глава? Девятая глава? (Учащиеся зачитывают.)

– Какими цифрами записаны главы? (Римскими.)

– Какими цифрами записаны страницы? (Арабскими.)

– Чаще всего римские числа используем при записи даты: число пишем цифрами арабской нумерации, а месяц – римскими. Сегодня 19.10, по-другому можно записать так: 19.X.

– Очень часто предметы, окружающие нас в жизни, напоминают форму цифр римской нумерации. Подумайте, где мы с ними встречаемся? (Если учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос, нужно подсказать: галочка, ветка дерева, горы, лучи солнца, др.)

«Рисуем пальцами».

– Сегодня мы говорили о пальцевом счёте, а ещё, ребята, существует пальцевая живопись. Это современная техника рисования с использованием частей тела человека – пальцев рук, ладони, ребра ладони, с помощью ступней ног. Главное правило пальцевой живописи – каждому пальцу своя краска. Попробуйте, используя краски и пальцы рук, изобразить числа римской нумерации в природе. (Приложение 2.)

(Учащимся второго уровня рисунки подготовить заранее. Задание выполняется под музыку.)

«Повторяем».

– Немного отдохнули и, прежде чем перейдём к выполнению самостоятельной работы, давайте повторим основные вопросы темы.

– Как называются числа, с которыми мы познакомились?

– Почему?

– Где встречаемся с ними?

– Назовите главное правило чтения и записи римских чисел.

– Как получили числа: 4, 6, 9, 11? (слайд 13)

Самостоятельная работа.

  1. Запишите римскими цифрами следующие числа: 8, 10, 3, 6. (слайд 14)
  2. Запишите арабскими цифрами числа: VII, XII, IV, IX. (слайд 15)
  3. Запишите числа от 5 до 11 римскими цифрами. (слайд 16)

– Как вы думаете, нужно ли современному человеку знать римские числа? Зачем?

Задание на дом.

Стр. 46 № 71

Напишите римские цифры по порядку: VII, X, IX, I, IV, V, XII, II, VIII, III, VI, XI.

VII. Итог урока.

(Рефлексия урока организуется посредством «Методики неоконченных предложений». Учащиеся должны продолжить неоконченные предложения, используя таблички.)

– Наш урок подошёл к концу и

  • «Я хочу сказать, мне больше всего удалось…»
  • «Я хочу сказать, от этого урока я получил …»
  • «Я хочу сказать, что я приобрела …»
  • «Я хочу сказать, что меня удивило …»

Оценка работы учащихся, выставление отметок.

Фотоальбом – Приложение 3.