Особенности использования презентаций на уроках литературы в старших классах при обучении глухих и слабослышащих учащихся

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Особенности обучения глухих и слабослышащих учащихся на уроках литературы.

Проблемы, возникающие в процессе обучения глухих и слабослышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции учащихся. Это отрицательно влияет на развитие восприятия, памяти и мышления школьников с проблемами слуха и речи.

В современном мире, когда потоки информации сменяют друг друга с космической скоростью, у учащихся не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественного произведения. Неслышащие учащиеся не являются исключением. Телевизионные программы с сурдопереводом, интернет служат для них основными источниками информации о событиях, происходящих в мире, о жизни представителей различных социальных групп и культурных слоев. Но нельзя сказать, что глухого человека не интересует книга. Чтение высокохудожественной литературы избавляет от всеядности, совершенствует эстетический вкус, помогает духовному воспитанию, формирует нравственный мир неслышащего человека. Им важно разобраться в непростых человеческих взаимоотношениях, в поступках людей, через которые проявляются характеры, художественные образы. Вот тогда на помощь приходит литература.

Чтение, анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас. К сожалению, читают глухие старшеклассники мало. Это подтверждают исследования, а также результаты анкетирования, которые проводились мной в классах глухих и слабослышащих учащихся. Книга не вызывает у них отрицательной реакции, но читают книги 10-20% учащихся в классе. В работах М.И.Никитиной, Л.Г.Синицыной, Н.В.Киселева, Б.И.Финк отмечается, что недостаточно высокий уровень общего развития затрудняет глухим учащимся понимание художественной литературы.

Обилие незнакомых слов и словосочетаний снижает скорость чтения, интерес к книге падает, затрудняется понимание смысла прочитанного материала, что приводит к быстрому забыванию. У неслышащих учащихся нарушается целостность восприятия произведения. Они не могут перевоплотиться, «вжиться» в образы, изображенные в художественной литературе. Восприятие текста для глухих старшеклассников во многом еще носит расчлененный характер.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, как важна роль педагога-наставника, способного перейти от объяснения простейших явлений к сложным философским и художественным обобщениям.

Образовательный процесс в современной школе все больше обретает диалоговый характер. В связи с этим роль учителя-консультанта, опытного советчика, наставника очень велика. Учитель литературы в специальной школе, используя дактильно-жестовую речь, должен быть способен не только доходчиво и зримо подать литературный и учебный материал, но и направлять познавательный процесс неслышащих старшеклассников, обращая особое внимание на внутреннее состояние героев, взаимоотношения людей, нравственные проблемы, на авторские размышления философского, этического плана. Необходимо учить сопереживать судьбам литературных персонажей, внимательно прочитывать описания природы, окружающей обстановки, обращать внимание учащихся на лирические отступления.

Знание особенностей самостоятельной работы неслышащих с книгой позволяет рационально, четко, но с сохранением эмоционального посыла, организовать духовное, интеллектуальное руководство их чтением, которое осуществляется, прежде всего, на уроках литературы при изучении программных произведений.

Разобраться со сложной критической статьей в учебнике, ощутить эстетическое наслаждение от прочитанного произведения неслышащим старшеклассникам не позволяет лексико-стилистическая и синтаксическая сложность текста, поэтому сложный для глухих речевой материал предварительно обрабатывается на уроках русского языка, на индивидуальных занятиях по слухоречевой работе, составляется словарь литературных терминов и понятий. Предварительная работа направлена на то, чтобы в процессе чтения непосредственно на уроках глухие и слабослышащие учащиеся не отвлекались от текста и направляли все свое внимание на понимание сущности происходящего в том или ином произведении.

В процессе чтения учащиеся вместе с педагогом делают «заготовки», составляют развернутые планы для первоначальной характеристики персонажей, фиксируют такие наблюдения, которые позволяют сформулировать основные компоненты, связанные с особенностями композиционного построения произведения, включающего в себя и средства художественной выразительности и языковое своеобразие – все, что проходит мимо учащегося при самостоятельном чтении.

Эмоциональная подача текста помогает более осознанному восприятию произведения. Оно становится более зримым, возникает ответная реакция учащихся. Устное чтение глухих становится более выразительным, окрашивается чувством, у учащихся появляется способность к сопереживанию прочитанного. Наивысшей эмоциональной и интеллектуальной результативностью в этом аспекте отличаются уроки-экскурсии, киноуроки, уроки с использованием компьютерных ресурсов, уроки, построенные на специально подготовленных презентациях.

Использование презентаций на уроках литературы в старших классах.

Сегодня компьютерные технологии начинают занимать одно из ведущих мест в учебном процессе. Мультимедийное программное обеспечение, работающее в интерактивном режиме, позволяет формировать информационные потоки с практически неограниченными характеристиками. Интерактивность по определению обеспечивает обратную связь. В традиционном учебном процессе информационным потоком руководит учитель. Применение компьютерных технологий передает управление этим потоком учащимся. Такой процесс дает резкий рост результативности при одновременном снижении психофизических нагрузок на учащихся и педагога. Следовательно, компьютерные технологии становятся инструментом для решения традиционных дидактических задач.

Неслышащие учащиеся также овладевают азами работы на компьютере ещё в младших классах. Знаковая система общения быстро запоминается глухими, так как наглядно-образное и наглядно-действенное мышление зачастую превалирует у учащихся над словесно-логическим.

Одна из задач учителя, который работает в классах глухих и слабослышащих, состоит в том, чтобы максимально приблизить литературный материал к пониманию его учащимися. В течение ряда лет применялись разные способы решения этой задачи, и оптимальный результат дала работа с презентациями. Вначале использовалось готовое программное обеспечение, но оно не всегда могло решить те задачи, которые стояли перед учителем и учащимися на уроке. В большинстве случаев уровень подачи материала ориентирован на иной контингент учащихся и мало учитывает психофизические особенности глухих и слабослышащих.

Опыт работы показал, что учителю, знающему особенности учащихся, целесообразнее самостоятельно подготавливать презентации по отдельным темам учебной программы и выборочно использовать их в учебном процессе. Деятельность учащихся на уроке резко активизируется. Из пассивных слушателей они превращаются в активных участников учебного процесса. Повышается качество усвоения учебного материала. Учащиеся без труда выбирают необходимую для урока информацию, конспектируют ее, учатся ставить вопросы и отвечать на них, от вопросов переходят к диалогу и беседе по тексту.

Для примера я остановлюсь на одной из достаточно сложных для понимания неслышащими учащимися тем: «Творчество А. Блока». Поэзия вообще сложна для восприятия глухими учащимися. Необычность построения фраз, обилие новых незнакомых слов, метафоричность, подтекст – все это приводит к полному или частичному непониманию поэтического слова.

При знакомстве с творчеством поэта я опираюсь на презентацию, в которой представлен ранний период творчества А.Блока. (Презентация 1)

Презентация является не только иллюстрацией к рассказу учителя, она служит средством обучения. Адаптированный текст дает возможность учащимся познакомиться с ранним периодом в творчестве поэта, а также самостоятельно составить конспект у себя в тетрадях. Вдумчивое прочтение стихотворений помогает учащимся выявить образные средства художественного произведения, добиться соответствующего эмоционального настроя.

Эффективность такой работы в школе глухих в значительной мере зависит от визуальных факторов. Презентация позволяет обеспечить их наличие. В стихотворениях расставлены паузы, что позволяет учащимся верно интонировать поэтический текст, не искажая его, так как глухие не могут слышать себя, своих одноклассников, учителя. Наличие единого текста позволяет вести фронтальную работу одновременно со всем классом. Учащиеся могут наблюдать за чтением учителя, товарищей, подстраиваться, корректировать свое чтение. При совместном чтении, предполагающем активную работу учащихся, при постоянной опоре на творческое воображение и чувства особое внимание уделяется языковым средствам, словам и словосочетаниям, использованным в переносном значении.

Аналитическая беседа проводится в сопоставлении с уже хорошо знакомыми учащимся лирическими произведениями (в частности со стихотворением А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»). На контрасте восприятия окружающего мира Пушкиным и Блоком проходит беседа обобщающего характера, которая позволяет выявить проблемы, которые волнуют поэта, сформулировать его художественную позицию. Работа с презентацией требует от учащихся максимального внимания, они не могут быть сторонними наблюдателями, так как в конце урока им будут предложены вопросы, ответы на которые составят ключевые моменты раннего периода творчества А.Блока.

На следующем уроке продолжается углубление и расширение темы «Романтический мир раннего Блока». Учащимся предлагается презентация, где показывается, как философская идея «двоемирия» В.Соловьева воплощается в ранней лирике А.Блока; рассматриваются особенности поэтики центрального цикла I тома стихотворений Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». (Презентация 2)

Знакомясь с теорией, учащиеся наглядно могут проследить за тем, как через символический образ Души Мира, или Вечной Женственности, происходит примирение земного и небесного начал, духовное обновление земного мира. Слайды презентации, сопровождаемые рассказом учителя, помогают осознать, что сочетание материального и духовного воплощается поэтом в цикле через систему символов. Само понятие «символа» (его многозначность) показывается через многоплановый облик героини. С одной стороны – реальной «земной» женщины, с другой – небесный, мистический образ, возникающий в творчестве поэта. Формируется представление о том, как история земной реальной любви к Л.Д.Менделеевой преображается в ранних стихах А.Блока в романтико-философский миф.

В процессе работы над лирическими произведениями цикла «Стихов о Прекрасной Даме» учащимся становится понятно стремление поэта к сближению, соединению двух миров, в результате которого и должно наступить обновление земного мира, полная гармония.

Материал представлен в последовательно связанных друг с другом слайдах - схемах. Эмоциональный рассказ учителя, опирающийся на слайды, значительно облегчает усвоение столь сложной темы.

Анализируя слайды, учащиеся проговаривают подготовленный материал, что особенно важно для развития словесно-логического мышления неслышащих индивидов. На основе презентации составляется конспект данного урока. Преимущество его над другими конспектами очевидно. В тетрадях представлен не сплошной механически переписанный текст, который во многом сложен и непонятен глухим и слабослышащим вследствие ограниченности их словарного запаса. Конспект представляет собой последовательную систему проработанных опорных схем и записей, с использованием которых учащиеся подготавливают свои ответы. Связный ответ готовится самостоятельно и осознанно, он не требует заучивания наизусть. При ответе на вопросы домашнего задания глухие опираются на слайды презентации, они помогают им составить логически связный рассказ. Опора на презентацию облегчает анализ поэтических текстов раннего периода творчества поэта. Теоретическая концепция помогает применить полученные знания на практике, разобраться в лирическом сюжете стихотворений данного периода.

Постепенно учащиеся переходят к созданию собственных презентаций к урокам. Данный вид деятельности является новым этапом в работе учащихся над презентациями. Не секрет, что при работе с учебным или художественным текстом, глухим бывает достаточно сложно проанализировать материал. Отвечая на вопросы или составляя конспекты, им трудно выбрать главное, не углубляться в частности. Иногда они просто списывают значительную часть текста, по их мнению, являющуюся ответом на поставленный вопрос. Поэтому в специальных школах, наряду со словарной работой, учителя нередко подготавливают адаптированный материал, чтобы облегчить учащимся выполнение работы. Опорные конспекты, где тексты по своему словарному составу являются доступными для учащихся, служат основой для создания первых презентаций школьниками.

С помощью педагога на доске и в тетрадях они подготавливают проекты слайдов с ответами на вопросы. Вопросы касаются самых разнообразных тем: замысла писателя, художественных особенностей, основных проблем произведения, речевых характеристик героев и другой информации необходимой для раскрытия темы урока. Учащиеся овладевают умением структурировать полученную информацию, оформлять ее графически. Затем готовые слайды переводятся в электронный вид. Работая на компьютере, учащиеся могут также применить на практике навыки начинающего дизайнера.

В дальнейшем учащиеся переходят к работе с обычными статьями учебника и литературными текстами. Главное, что при систематической работе, глухие способны самостоятельно отобрать необходимый им материал для составления слайдов различных презентаций.

Презентация по творчеству писателя становится своеобразным электронным конспектом, который постоянно пополняется, видоизменяется. Учащиеся активно стремятся поделиться собственными знаниями, оформленными с помощью презентации, с учителями, товарищами по классу, стараются их обсудить и получить оценку своего труда. (Презентация 3 по творчеству И. А. Бунина).

При устных ответах связный рассказ глухого ученика имеет логическую опору в виде презентации. Следовательно, больше внимания уделяется грамотному речевому оформлению мысли. Исчезает страх, нерешительность учащихся при ответе на уроке. Они с удовольствием выполняют домашние задания, что является одним из важнейших моментов достижения результативности в усвоении учебного материала.

Создание слайдов не является самоцелью, потому что в процессе целенаправленной и последовательной работы учащимся приходится детально знакомиться с материалом, вникать в тонкости художественного произведения. Осознанная аналитическая работа развивает логическое мышление. Глухие учащиеся на более высоком уровне усваивают материал, так как несколько раз самостоятельно проработали его и сами создали логическую цепочку, раскрывающую особенности данного художественного произведения.

Работа с использованием презентации также способствует решению одной из важнейших задач на уроках в школе глухих и слабослышащих – это развитие речи учащихся. К сожалению, даже в старших классах, устная и письменная речь неслышащих учащихся слабо сформирована, фрагментарна, полна аграмматизмов. При возникновении трудностей во время связного ответа учащиеся сразу переходят на дактильную и жестовую речь. Слайды презентации позволяют им не бояться того, что они не подберут при ответе нужное слово, фразу, не смогут грамотно, соблюдая смысловую целостность, выразить свою мысль. Информация, представленная визуально, хорошо запоминается. Происходит активизация не только мышления, но и памяти учащихся.

Необходимо отметить, что работа по созданию и использованию презентаций активизирует познавательную деятельность учащихся, влияет на формирование мышления, связной устной речи, способствует развитию творческого потенциала, повышает эффективность учебного процесса.