Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Авторская программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре

Разделы: Работа с дошкольниками


Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Творца от человека нетворческого отделяет "пропасть". Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Декоративно-прикладное искусство тоже своеобразный мостик. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по декоративно-прикладному рисованию "Программы воспитания и обучения в детском саду" М.А.Васильевой с применением парциальных программ: "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации" Грибовской А.А, "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" Швайко Г.С., "Изобразительная деятельность в детском саду" Аверьяновой А.П.

Новизна программы состоит в том, что наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (дымковскими, хохломскими, филимоновскими и т.д.), включенными в программу Васильевой, предлагается ознакомление детей с вологодскими кружевами, павловопосадскими платками, что способствует расширению круга знаний детей о народных промыслах России.

Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Программа по декоративному рисованию рассчитана на три года обучения. В каждой возрастной группе предусматривается определенное количество занятий: в средней группе - одно занятие в месяц (9 в год), в старшей и подготовительной группе - два в месяц (18 в год). В подготовительной группе проводится итоговое занятие по данной программе в форме развлечения - ярмарка. Предполагаемое количество занятий на изучение одной темы - 3-5.

Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае)

Основная цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи обучения.

Средняя группа

  • Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские, филимоновские, богородские игрушки), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.
  • Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской и др.), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.
  • Составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
  • Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.
  • Воспитывать интерес к промыслам России

Старшая группа

  • Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.
  • Познакомить с новыми видами декоративно прикладного искусства, в которых применяются растительные элементы - городец, гжель, полхов - майдан.
  • Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
  • Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах росписи; выделять разнообразие используемых материалов (дерево, глина, фарфор и др.).
  • Составлять узоры по мотивам знакомых видов росписей, продолжать учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.
  • Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы коней.
  • Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.

Подготовительная к школе группа

  • Познакомить с народными игрушками - калининскими, загорскими, семеновскими; с новыми видами промыслов - жостово, вологодские кружева, павловопосалские платки
  • Развивать технические умения и навыки декоративного рисования. Учить выделять характерные особенности, присущие тому или иному виду: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
  • Учит проявлять творчество в оформлении работ по мотивам народных промыслов, учить украшать объемные изделия (посуды, досок, матрешек и др.).
  • Воспитывать любовь к различным видам искусства.
  • Развивать художественный вкус.

Содержание программы

Средняя группа

№/ Основные темы программы Задачи
  Дымковская игрушка Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал - глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.
  Филимоновская игрушка Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.
  Богородская игрушка Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

Старшая группа

  Дымковская игрушка Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.
  Городецкая роспись Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.
  Гжельская роспись Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.
  Полхов-Майдан Познакомить с промыслом Полхов-Майдана. Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

Подготовительная к школе группа

  Дымковская игрушка Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).
  Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей
  Кружево Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы
  Жостовская роспись Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.
  Гжельская роспись Продолжать знакомить с элементами гжельской росписи. Учить составлять композицию из гжельских цветов, расписывать объемные изделия по мотивам гжельской росписи.
  Павловопосадские платки Познакомить с платками павловопосадских мастеров. Учить рисовать цветы по мотивам павловопосадских платков, придумывать различные композиции для украшения платков.

Календарно-тематическое планирование по декоративно-прикладному рисованию (см. приложение 1)

Методические рекомендации.

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы,

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрас