Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Исследования психомоторики детей с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмических занятий и включения их в программу обучения и воспитания; сегодня, практически, не существует методики включения логоритмических занятий с детьми школьного возраста с ОНР в систему образования.

Тем не менее, логоритмические занятия играют большую роль как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР.

В соответствии с результатами проведенного нами исследования основными направлениями логоритмического воздействия могут являться следующие: формирование психологической базы движения, формирование двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической сферы.

1. Формирование психологической базы движения

Задачи:

  • развивать высшие психические функции;
  • развивать эмоционально-волевую сферу;
  • воспитывать личностные качества (волю, инициативность...)

Формы работы: индивидуальная (развитие высших психических функций), групповая, подгрупповая.

Средства работы:

  • упражнения, активизирующие внимание;
  • упражнения в игре на инструментах;
  • музыкальная самостоятельная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы.

Упражнения, активизирующие внимание:

  • Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая. Дети учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Воспитывается устойчивость внимания, наблюдательность, переключение, распределение; а ведь именно эти операции особенно нарушены, как показало исследование, у детей с ОНР.

Упражнения в игре на инструментах:

  • Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности.
  • Игра на музыкальных инструментах-игрушках способствует развитию движений кисти руки, дыхания, голоса, артикуляции, слуха, темпа и ритма.

Музыкальная самостоятельная деятельность:

  • Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.
  • Музыкальная самостоятельная деятельность включает в себя: музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы; праздники, кукольные театры.

Игровая деятельность:

  • Игра имеет очень большое значение для общего развития ребенка, для его умственного и физического развития, для развития его эмоционально-волевой сферы.
  • В статических, малоподвижных и полуподвижных играх главным действующим элементом является эмоциональный фактор. В подвижных играх у детей воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Дети под влиянием подвижных игр хорошо физически развиваются. Музыкальное сопровождение игр ведет к развитию и закреплению полезных качеств и умений, воспитывает чувство ритма. Игры-драматизации могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Речевой материал усложняется в зависимости от этапа коррекционной работы.

Упражнения для развития творческой инициативы:

  • К этим упражнениям относятся: дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно стимулировать воображение и фантазию детей, обращать их внимание на различный характер музыки, на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п.

Приемы:

Цель – развитие распределения внимания, развитие двигательных умений.

Упражнение: Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает педагог. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки и который сделает “запрещенное” движение, выходит из ряда, или можно назначить на место педагога.

Игра-драматизация “На кого я похож?”.

Цель – развитие воображения, развитие двигательных умений, развитие мышления.

Упражнение: Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.

2. Формирование двигательной сферы.

Задачи:

  • развивать, формировать и корректировать оральный праксис; – развивать и формировать двигательные умения и тонкую моторику пальцев рук;
  • развивать мимическую мускулатуру.

Формы работы:

  • коррекцию орального праксиса и моторики мы предлагаем проводить на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
  • упражнения на развитие и формирование орального праксиса двигательных умений и мимической мускулатуры можно включать как в подгрупповые, так и в групповые занятия.

Средства работы:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие артикуляции;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения в игре на инструментах;
  • музыкальная самостоятельная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук;
  • упражнения на развитие мимической мускулатуры;
  • общие развивающие упражнения.

Ходьба и маршировка в различных направлениях:

  • Ходьба включается в каждое занятие. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
  • Ходьба является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с ОНР, как показало наше исследование, часто отмечается нарушение координации, замедленность движений. Педагог с первых же занятий начинает формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, приподнимать их при ходьбе. Для этого используются упражнения в перешагивании через предметы: палки, канат, кубики и т. п. Тренировка устойчивости позволяет более направлено воспитывать ориентировку в ходьбе между предметами.

Упражнения на развитие артикуляции:

  • Эти упражнения играют большую роль в процессе преодоления ОНР, поскольку у детей данной категории отмечается, как показало наше исследование, недостаточно развит оральный праксис.
  • В работе, в начале коррекционного курса, рекомендуется использовать артикуляционные упражнения. Также предлагается сначала обозначать гласные немой артикуляцией, затем произносить шепотом и громко, изолированно и в ряду из 2-3-4-х гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова, четверостишия, пословицы, поговорки.

Упражнения в игре на инструментах:

  • Детям можно предложить те инструменты, игра на которых требует участия пальцев рук (мелафон, пианино,...). Игра на этих инструментах оказывает большое воздействие на развитие мелкой моторики. Поскольку моторика пальцев рук недостаточно развита у детей с ОНР – эти упражнения необходимо обязательно включать в занятия с детьми.

Музыкальная самодеятельность:

  • Для развития артикуляции, четкой дикции, отработки определенных звуков, можно предложить разучивание с детьми песен, постановку различных сценок.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения:

  • Эти упражнения можно использовать специально подбирая материал, руководствуясь коррекционной направленностью занятия: речевой материал для развития словаря, для автоматизации звуков (на индивидуальных и подгрупповых занятиях), для формирования чувства темпа и ритма.
  • Не все речевые упражнения можно выполнять с одновременным исполнением действия и проговариванием стихотворения. Можно разделить занимающихся на две группы: одна выполняет движения – другая произносит текст.

Упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук:

  • Поскольку, как показало наше исследование, моторика пальцев рук слабо развита у детей с ОНР, необходимо данные упражнения как можно чаще включать в занятия с детьми.
  • Можно применять различные игры с мелкими предметами, игры с пальчиками, упражнения на развитие мелкой моторики со стихами (что полезно и для развития артикуляции, чувства темпа и ритма), игры в кукольный театр.

Упражнения на развитие мимической мускулатуры:

Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эта работа может вестись как на занятиях, в виде отдельных упражнений, так и во время музыкальной самодеятельности, во время разыгрывания различных сценок, так и во время сюжетных игр, при подражании какому-либо животному.

Общеразвивающие упражнения:

  • Помимо всестороннего воздействия на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. Также можно выполнять эти упражнения со стихами.

Приемы:

1. Ходьба в различных направлениях.

Цель – развитие ориентировки в пространстве, развитие координации.
Упражнение: Дети ходят по кругу под музыку и меняют направление в зависимости от сигналов – “вперед”, “назад”, “в центр”, “кругом”, “вправо”, “влево” и т.п.

2. Речевые упражнения.

Цель – развитие артикуляции, развитие двигательных навыков.
Упражнение: Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.

3. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

Цель – развитие мелкой моторики.
Упражнение: Поочередное выпрямление пальчиков из кулачка под счет:

Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!
(Сжимание и разжимание кулака.)

Раз, два, три, четыре, пять – в домик спрятались опять!
(Загибание под счет в кулак и опять сжимание и разжимание.)

3. Формирование музыкально-ритмической сферы

Задачи:

  • развивать и формировать речевое дыхание, голос;
  • развивать чувство ритма и темпа.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Средства работы:

  • упражнения на развитие речевого дыхания и голоса;
  • упражнения для развития чувства музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • музыкальная самостоятельная деятельность;
  • игра на инструментах (духовых).

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

Эти упражнения вводятся в начале курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.

Цель упражнения – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.

Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

К середине курса упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, пением.

Полезно пение вокализов – мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.

Упражнения для развития чувства музыкального темпа.

Темп – это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначаемой числом ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмических единиц.

Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмахах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, бег. Для занятий в начале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа.

Темп отрабатывается в упражнениях на построение: движение цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Используются скакалки, бубны, обручи, мячи, треугольники. Можно давать упражнения с воображаемыми предметами.

Ритмические упражнения.

Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей чувства ритма в движении и включения его в речь.
Ритмические игры строятся по двум принципам:

  1. Отражающий порядок и беспорядок, т.е. быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному.
  2. “Третий лишний”, создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

Ритмические пляски представляют собой сочетание естественных движений – шагов, бега, прыжков (поскоков), боковых прыжков, поворотов и т.д. – и музыки.
В ритмические упражнения обязательно включается речь.

Приемы:

1. Развитие речевого дыхания.

Цель – формирование длительного выдоха.
Упражнение: Подняться на носки, руки потянуть вверх – вдох, медленно опуститься на полную ступню, руки на пояс – длительный выдох.

2. Развитие чувства ритма.

Цель – развитие чувства ритма.
Упражнение:

  • 1-я часть: дети стоят парами у двух противоположных стен. Бегут быстро и легко на встречу друг другу восемью шагами, меняясь местами, и обратно возвращаются тем же бегом на свои места (повторяется два раза);
  • 2-я часть: медленно со своей парой, держась за обе руки, вертятся в правую сторону и в левую по 8 тактов. (Еще два раза быстро меняются местами).
    Русская народная песня “Калинка”.

3. Цель – развитие чувства темпа.
Упражнение: Стулья стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега начинают движение по внешнему кругу. Музыка замолкает – все садятся на стулья. Снова звучит марш – движение змейкой возобновляется.

Методы, используемые на логоритмических занятиях

На логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Приемы наглядности:

  1. наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
  2. тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
  3. наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи.

Приемы:

  1. краткое описание и объяснение новых движений;
  2. пояснение, сопровождающее показ движения;
  3. указание, необходимое при воспроизведении движения;
  4. беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
  5. вопросы для проверки осознания действий;
  6. команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
  7. образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
  8. словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Список используемой литературы:

  1. Гринер В.А. “Логопедическая ритмика для дошкольников”: Уч. пед. гиз., М., 1958.
  2. Волкова Г А. “Логопедическая ритмика”: М. “Просвещение”, 1985.
  3. Гринер В.А. “Ритм в искусстве актера”: М., 1966.
  4. Руднева С., Фиш Э. “Ритмика. Музыкальное движение”: М., 1972.
  5. Хватцев М.Е. “Логопедия”: М., 1959 г.
  6. Правдина О.В. “Логопедия”: М., 1973 г.
  7. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. “Фонетическая ритмика”: М. “Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1996.
  8. Белякова Л.И. “Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи”: М., 1987.
  9. Журнал “Дефектология №6”: М., 1997, Шашкина Г.Р. “Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе”.