Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Письмо буквы "твердый знак". Написание слов с твердым знаком

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: Научить писать букву Ъ, соединение с Ъ, формировать представление о том, в каких случаях пишется Ъ, формировать графические навыки, развивать устную и письменную речь, способствовать развитию логического мышления, внимания, глазомера.

Оборудование: шарики - настроение, тетрадь по письму №4, 1 класс.

Авторы:

  • Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова, И.Л. Андрианова, издательский дом Фёдоров, издательство “Учебная литература” 2009 г.,
  • презентация (Приложение 1),
  • протокол обсуждения урока (Приложение 2).

Ход урока

I. Слайд 1.

Учитель.

Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

У. Почему каждый урок является важным?

Дети. Мы будем учиться писать букву.

- Если мы не научимся писать какую-то букву, мы не сможем писать слова и предложения

Рефлексия.

У. Работа на уроке, конечно, будет зависеть от вашего настроения. Давайте покажем шарики настроения. Красный — радостное, голубой — грустное, жёлтый - вы еще не определились.

Проводится диагностика (учитель считает, сколько каких шариков и записывает это на доске под шариками этих же цветов.)

У.Я смотрю, что почти все ребята пришли на урок с хорошим настроением: Саша, Миша, Катя, почему вы грустите:

Д. Я сегодня не выспался

- У меня грустное настроение, потому что снова на улице пасмурно.

- А у меня сегодня мама ушла на работу на сутки.

У. Я надеюсь, что ваше настроение улучшится.

Подготовка к новому материалу. Закрепление пройденного.

У.Давайте вспомним нашу волшебную страну, в которой живут 33 богатыря. А мудрецов - богатырей знает каждый грамотей. Что же это за страна?

Д: Я думаю что, это алфавит, так как в нём 33 буквы.

- Ёще эту страну можно назвать Азбука.

У: Как зовут этих богатырей?

Д: Их зовут буквами.

У: Начнём наш урок с повторения нескольких прописных букв алфавита. Чтобы вы лучше писали, подготовим глаза, провёдем гимнастику для глаз.

II. Слайд 2 (гимнастика для глаз)

У: Откройте тетрадь на двадцать четвертой странице. Прочитайте буквы на верхней строке. Какие это буквы?

Д: Это маленькие буквы.

- Они ещё называются строчные.

У: Какие буквы нам необходимо записать. Что это за буквы? д: Нам надо вспомнить и написать прописные буквы, их можно
назвать заглавные, большие.

У: Для чего их нам надо уметь писать?

Д: С большой буквы мы пишем имена, отчество, фамилии.

- С заглавной буквы пишутся географические названия.

- Клички животных.

- С большой буквы всегда начинаем писать предложение.

У: Давайте вспомним алгоритм написания этих букв.

III. Слайд 3.

Ш - 28, Щ - 29, Э-33, Ю - 34, Я — 35

У: Пишем мы внимательно, красиво и старательно.

У: Придумайте слова, чтобы они писались с данных заглавных букв.

Ученики называют слова: Шура, Шарапов, Щукин, Эдик, Эмма, Юля, Яша, Яна.

Д. Ещё с этих прописных букв будем писать слова, если они начинают предложение.

Объяснение нового материала.

У. Почему мы не нашли прописные буквы ко всем строчным?

Д. Мы не написали к букве Ы, потому что нет слов на эту букву.

- Не написали к Ь, потому что он никогда не начинает слово.

- С Ъ знака тоже не начинаются слова.

У. Если посмотреть на эти три буквы, какая из них лишняя?

Д. Я думаю, что буква Ы, она обозначает гласный звук [Ы] а Ъ и Ь не обозначают.

У.Сегодня на уроке мы научимся писать Ъ и ещё раз вспомним, когда он пишется в словах.

У.Рассмотрите правописание ъ, какие буквы в нём спрятались?

Д. Здесь спрятались буквы ч и ь.

У. Чтобы мы хорошо написали, ъ вспомните правописание этих букв и пропишите строчку.

У. Что вы знаете о букве ч?

Д. Это буква обозначает согласный звук [ч’]

- Он всегда мягкий.

- Он глухой согласный.

- Ещё звук [ч’] не имеет пары.

У. Что вы знаете о Ь?

Д. Мягкий знак показывает мягкость предшествующего согласного.

- Мягкий знак бывает ещё и разделительный, пишется после согласного перед буквами гласного (я, е, ё, ю, и)

У. Посмотрите, как пишется ъ

IV. Слайд 4. -30

Физкультминутка

Звучит песня о Ъ, дети танцуют.

У. Что сказано в тексте о правописании ъ знака в словах?

Д. Ъ пишется после приставок на согласный перед буквами гласного  я, е, ё, ю

У. Посмотрите ниже в тетради, после каких согласных пишется Ъ

Д. Ъ знак пишется после твёрдых согласных.

У. давайте возьмем синий карандаш и зажжём фонарики.

У. Перед какими буквами пишется буква Ъ?

Д. Перед буквами гласного Я, Е, Ю, Ё

У. Давайте возьмем красный карандаш, зажжём фонарики. Пропишите каждую строку до конца, обратите внимание на соединение твёрдого знака с другими буквами.

У. В каких словах могут встретиться данные соединения?

Д. Въехал, съёмка, объявление, объяснение, предъюбилейный, адъютант.

У. А теперь давайте вспомним ещё раз правило , в каких случаях пишется ъ.

V. Слайд 5 - вывод

У. Вы хорошо поработали, постарались написать, запомнили правило о написании Ъ. Молодцы! Слова с ь и ъ знаками пишутся в словах и предложениях. Что такое предложение?

Д. Предложение — это всем понятная законченная мысль.

У. Что вы ещё знаете о предложении?

Д. Предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставятся точка, восклицательный знак, вопросительный зн ак, может быть многоточие.

- В предложении есть главные члены - подлежащее и сказуемое.

- Они ещё называются основой предложения.

- Все слова в предложении связаны по смыслу между собой.

У. Прочитайте задание, что значит распространить предложение?

Д. Это значит, что в предложение нужно добавить слова.

- Можно добавить, какой Илья.

- Можно сказать о том, что он пишет, чем пишет, где пишет, кому пишет.

У. Подумайте, какие предложения можно составить.

Д. Илья пишет письмо другу.

- Илья пишет письмо бабушке.

- Внимательный Илья пишет письмо дедушке.

- Любящий Илья пишет письмо бабушке.

У. Напишите предложение, которое вам больше всего понравилось.

У. А теперь немножко поиграем в соображалки. Прочитайте слово внизу, как оно связано с темой нашего урока?

Д. В этом слове есть ъ знак, который мы учились писать.

У. Как вы понимаете значение этого слова?

Д. Я думаю, — съёжился — это значит свернулся.

- Мне кажется — это значит, сжался, согнулся.

У. В словаре Ожегова это слово объяснено так.

VI. Слайд 6

Съежиться - сутулясь сжаться всем телом (обычно при ощущении холода)

Д. Я думаю, что съёжиться можно ещё и от страха, от сильного звука.

- Съёжиться можно ещё и от плохих слов, неприятностей.

У. Согласна, поэтому старайтесь говорить только хорошие, добрые слова друг другу.

У. А теперь найдите, какие слова спрятались в этом слове и напишите.

У. Какие слова вы написали?

Д. Я написала слова ёж и жил.

- А я написала, ещё и слово ёжился, потому что нас просят подчеркнуть родственные слова, а съёжился и ёжился - это родственные слова.

Итог урока:

У. Какую букву учились писать на уроке. Что вам понравилось на уроке.

Рефлексия: Возьмите шарики и покажите своё настроение. Проводим диагностику.

VII. Слайд 7

Спасибо за урок!