Урок МХК "Джузеппе Арчимбольда и его портреты. "Прекрасное или безобразное?"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: сформировать представления учащихся о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения, на примере работ Джузеппе Арчимбольдо.

Задачи:

  • образовательная: создать условия для изучения учащимися произведений великого мастера маньеризма Джузеппе Арчимбольдо, учить анализировать его художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
  • развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров; развивать желание изучать культуру через произведения искусства;
  • воспитательная: воспитание художественного вкуса, выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо;
  4. Слайдовая презентация “Великий чудак Джузеппе Арчимбольдо”

На доске эпиграф:

“Высоких гениев творенья
Не для одной живут поры”.
Демьян Бедный

Содержание урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех загадкой. Одно из таких имен – Джузеппе Арчимбольдо Презентация. (Слайды 2, 3, 4).

Арчимбольдо был одним из символов раннего этапа маньеризма.

– Давайте вспомним, что такое маньеризм, и что было характерно для произведений этого направления?

Ответ учеников.

Итак, произведения эпохи маньеризма отличались изысканностью, виртуозной техникой, вычурностью образов, отказе от изображений реального мира и уходом в мир фантастический (вспомните “Мадонну с длинной шеей” Пармиджанино или картины Эль Греко).

На старинной гравюре, считающейся автопортретом знаменитого итальянского мастера Арчимбольдо, есть надпись, якобы принадлежащая самому художнику. Она гласит в русском переводе (Слайд 5):

Я в образе горы, и это мой портрет,
Природа, выраженная искусством Арчимбольдо.

На картине изображена громадная скала, поросшая лесом, кое-где среди деревьев виднеются каменные дома. Поперек скалы вздымается мост, под ним – поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Но стоит вглядеться в изображение, и скала превращается в человеческое лицо, деревья – в волосы, плоские дома – в глаза, древняя башня – в нос, мост – в усы…Кто, же этот художник?

Давайте, обратимся к его картинам.

(Слайды 6–9).

– Чем отличаются его произведения?

Учащиеся высказывают свои суждения.

Напрашивается вопрос: (Слайд 10).

– Картины Арчимбольдо прекрасны или безобразны?

Давайте попробуем вместе найти ответ на этот вопрос, перелистав немногие страницы, сохранившие кое-что о жизни этого замечательного человека.

Биография художника.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году, в Милане. Умер 11 июля 1593 года там же, в Милане. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец – художником.

Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи. Отец Джузеппе был дружен с семьей Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Благодаря этому он мог видеть работы великого мастера, наброски из его записных книжек с удивительными чудовищами, карикатурами, всевозможными гибридами растений и животных, составляющие человеческие лица. Эти рисунки поразили молодого художника и навсегда остались в его памяти.

В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Согласно актам отделки знаменитого собора Дуомо, он работал там со своим отцом до 1559 года. Молодому таланту было непросто. В городе доминировал гений Леонардо, его школа. Однако работа в стенах уникального собора и поиски своего пути не пропали для Джузеппе даром. Внутренняя обстановка храма порой шокирует даже бывалых путешественников. Например, там (в непогоду) возникает совершенно отчетливое ощущение, что находишься в таинственном лесу. Более трех с половиной тысяч скульптур святых, животных и диковинных чудовищ украшают его стены, своды поддерживают пятьдесят две (по числу недель в году) поражающие своим масштабом колонны. Как тут не разыграться фантазии!

Уже в первых своих самостоятельных работах, к сожалению, дошедших до наших дней в очень ограниченном количестве, он обнаруживает свои предпочтения. Например, классическую композицию ренессанса со сценой из жизни Иоанна Крестителя на одном настенном ковре он окружил фруктами – типичными элементами натюрморта. Попав потом в столицу Габсбургов, он стал придворным живописцем. Рисунки его были так хороши, что известные натуралисты присылали ему для копирования разные редкие объекты флоры. Многие из них стали экспонатами Музея натуральной истории и Палаты драгоценностей.

Со временем талант художника раскрывается настолько, что император Максимилиан II буквально завалил его заказами. Он запечатлевал все дворцовые празднества: процессии, шествия, коронации, свадебные торжества и т.п. Это была его стихия, в мире маскарадов Арчимбольдо чувствовал себя, как дома. Выступая одновременно в роли театрального художника, архитектора, инженера и организатора, он создавал яркие празднества.

Его художественным приемом стало смешивание жизни и смерти, грань между правдой и вымыслом становилась все более призрачной. Все чаще его реальность походила на иллюзию, а натюрморты на живых людей.

(Слайды 11–14).

Его картины полны аллегорий. Портреты можно долго разглядывать, восхищаясь мастерством и фантазией художника. Это не точное изображение “очеловеченного” образа, но и не “заумные” фантазии, когда каждый видит то, что ему хочется. Замысел художника легко понимается. Арчимбольдо один из первых стал использовать свойства оптической иллюзии. Среди сохранившихся работ его картины – перевертыши (Слайды 15–17), на которых при повороте на 180 градусов появляется совершенно новое изображение.
Большинство полотен Арчимбольдо – воплощение игры ума, как раз в духе маньеризма, когда форма иногда выглядит затейливей содержания и одна из главных задач – поражать воображение.

(Слайды 18–21).

Его картину “Вертумн” (Слайд 22) рассматривают как своеобразную модель Вселенной – мироздание может быть бобовым стеблем, великаном, змеей, зеркалом, человеческим лицом. Подобное представление характерно для древних культур. Так, в индийских космогонических текстах, Вселенная представлена как тело жертвенного коня: небо – его хребет, звезды – кости, страны света – бока, ветер – дыхание, трава и деревья – шерстинки на шкуре. Увлеченные оккультными науками, ученые “пражской школы” стремились овладеть знаниями, которые хранили тайные доктрины, а также постичь реальные детали мира природы.

Дух свободомыслия и терпимости объединял многих людей. Среди этих замечательных ученых был и Арчимбольдо. Он долгое время работал при дворе Фердинанда I в Праге, пользовался покровительством императоров Максимилиана II и Рудольфа II.

“Вертумн” – это поясной портрет императора (Слайд 23, 24), представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этой картиной император щедро наградил художника и возвел его в титул графа.

У Арчимбольдо картина – это один большой прием виртуозного владения искусством коллажа. Человек сливается с природой, перетекает в нее, распадается на части – и, наоборот, из разрозненных предметов составляется портрет человека, со вполне определенной внешностью и даже уловимым характером.

Как же увлекателен этот своеобразный калейдоскоп. Давайте обратимся еще к одной картине.

(Слайд 25).

Флора Я, или Я Цветы?
Если я Цветы, как может тогда Флора
Улыбаться? А если я Флора,
Как может быть Флора Цветами?
О! Я не Цветы и Я не Флора.
И все же Я Флора, и Я Цветы.
Тысячи Цветов, одна Флора.
Живые Цветы, и живая Флора.
Но если из Цветов составлена Флора,
а из Флоры – Цветы,
Понимаете ли вы, как это случилось?
Цветы во Флору
Художник мудрый превратил,
а Флору – в Цветы.

Так написал Г. Команини в своем мадригале посвященном этой картине художника. В ней Арчимбольдо как бы предвосхищает идею натурфилософии той эпохи “… природа есть одновременно бесконечное животное, бесконечное растение и бесконечный камень…”

(Слайд 26).

Широкую известность ему приносят “странные” работы, такие, как “Четыре элемента”, или “Четыре стихии”. На них в своей особой манере он великолепно изображает стихию воды и земли, летучий воздух, пламенность огня...

При дворе Рудольфа, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого ученого Агриппы Неттесгеймского, построенная на мысли, “…имеются всего четыре стихии, или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Это суть огонь, земля, вода и воздух. Из них образуется все… путем соединения и преобразования, и обратно все, что приходит к концу, разлагается на четыре элемента… элементы противостоят один другому по своим противоположным свойствам: огонь-вода, земля-воздух. И это есть принципы и начало всех тел, их свойств и их чудесных действий”. (“О тайной философии” 1510г).

Образы на картинах, как бы существуют во времени, потому что зрители постоянно переходят от созерцания животных, птиц, рыб, предметов, которыми усеяны холсты, к лицам, которые они образуют, и наоборот. Эти метаморфозы происходят постоянно.

(Слайды 27-29).

Еще один цикл картин Арчимбольдо “Времена года”.

(Слайд 30).

Чтение стихотворения на картину Арчимбольдо “Лето”

Такое лето, видимо, настало,
Что колоски, попав за воротник,
Забыться не позволят ни на миг,
А клюнет птица – то пиши-пропало!
Хотя достоинств, зреющих, не мало,
Но встретит дева скромная и – в крик.
А в голове – соцветья земляник,
И всё, что в чернозёме прорастало.
И баклажан там есть и кабачок,
Опять же, груша, да и кукуруза,
Три желудя, гороховый стручок.
Потяжелела голова от груза -
Затылок, лоб и темя и висок -
Хотя она без тыквы и арбуза.

(Слайды 31–32).

В этих картинах он выражает “дух природы”, ее “внутренний разум”, природа и человек здесь сливаются воедино. Художник подобно магу оживляет неживую природу.

Для чего же Арчимбольдо понадобилось изображать императора Максимилиана в виде старого пня (“Зима”), а Рудольфа II – в виде Вертумна? Что за этим стоит?

Суть этих образов в том, что они в равной мере царствуют во все времена года, определяя их смену, проникают во все, все связывают.

(Слайды 33–35).

С иронией он исполнил серию портретов людей различных профессий. Голову юриста, например, составил из рыб и дичи, библиотекаря – из толстых томов и старинных фолиантов. (Слайды 36–37).

Несмотря на проработанные до мелочей детали, персонажи получались очень характерными и вызвали бурю ассоциаций и эмоций. Из-за чего у художника появилось много почитателей и противников. Кстати, до сих пор его называют магом, шутником и авантюристом одновременно. Как и многие мастера своего времени, он практиковался в разных областях – от живописи, до инженерии. Он был не только организатором придворных праздников, но и конструировал для них хитроумные сценические механизмы. Он выступал при дворе Рудольфа II как водный инженер и даже как создатель музыкальных автоматов. Однако в историю Джузеппе Арчимбольдо вошел, прежде всего, как живописец, на несколько столетий опередивший опусы сюрреалистов.

Можно с уверенностью сказать, (Слайд 38) что маньеризм – это искусство высокой игры и Джузеппе Арчимбольдо – был одним из самых гениальных игроков этого направления. Совершенное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать и сегодня.

Думаю, что и вы сегодня удивились и не остались равнодушными.

3. Творческая мастерская.

При жизни Арчимбольдо был знаменит, его работы стали предметом подражания для многих художников. Они создавали портреты из даров природы, предметов и т.п. Такие картины назывались "арчимбольдесками". Вот и сегодня на уроке, вы попробуете выполнить портрет в стиле Арчимбольдо.

4. Итог урока.

Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале урока. Прекрасны работы художника или безобразны?

Ответы учеников.

Давайте, обратимся к эпиграфу на доске.

Учащиеся читают эпиграф.

Это высказывание может быть о творчестве Арчимбольдо?

Ответы учеников.

И по сегодня его картины воспринимаются как работы нашего современника. И в наши дни эта живопись восхищает не только уникальностью художественного замысла, но и смелостью, "авангардностью" воплощения. Арчимбольдо – один из тех художников, картины которого не стареют.

5. Домашнее задание.

Дорисовать портрет в стиле Арчимбольдо. Выполнить краткие аннотации к картинам Арчимбольдо.

Источники информации:

  1. http://www.ikleiner.ru/lib/encyclopedia/miracle-0001.shtml
  2. http://www.artwall.ru/products/poster_2737
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.artchive.com%2Fweb_gallery%2Freproductions%2F222501-223000%2F222654%2Fsize1.jpg&text=%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%90%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE&spsite=fake-054-7122549.ru&p=83
  4. Газета “Искусство” № 11: Издательский дом “Первое сентября” 2007.