Театральное мастерство в работе современного учителя на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования. Поэтому именно русский язык как учебный предмет призван формировать в школьниках представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, воспитывать в детях гражданские и патриотические качества.

В связи с этим я хочу привести пример открытого урока для учащихся 9-11 классов. Тема “ Наш дар бессмертный – речь”. Урок целесообразно проводить в актовом зале, чтобы пробудить в учащихся воображение, фантазию, дать почувствовать в полной мере красоту, богатство, величие русского языка через сцену, через театрализованное представление.

Тема “Наш дар бессмертный – речь”

Жанр урока: урок-концерт

Цели урока:

- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- воспитание уважительного отношения к русскому языку и культуре русского народа;

- популяризация русского языка как науки и школьного предмета;

- популяризация русской литературы как науки и школьного предмета;

- выявление и поддержка одарённых детей, способных к углублённому изучению и научному исследованию языка, выбор сильнейших из них;

- развитие творческих способностей учащихся в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений и реализация собственных исполнительских навыков;

Оборудование: проектор, экран для демонстрации портретов писателей, поэтов, учёных, чьи высказывания о русском языке будут звучать на уроке.

Ход урока

1. Оргмомент. Учитель сообщает учащимся тему, цели урока, особенности его проведения.

Чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Слово учителя: ребята, не секрет, что сегодня состояние нашего родного языка требует особого к себе внимания. Это связано с крайне низкой культурой носителей языка и, как следствие этого, активным использованием в речи жаргонизмов, канцеляритов, откровенной матерщины, слов-паразитов и т.д. Совершенно справедливы высказывания учёных – филологов, писателей, публицистов, которые бьют тревогу, считая, что всем нам необходимо задуматься о понятии “экология языка”, и призывают бережно относиться к русскому языку, сохранять в нём то, что было создано народом на протяжении многих веков. Я думаю, не случайно 2007 год был объявлен Годом русского языка, так как проблемы, связанные с низкой речевой культурой людей, волнуют не только педагогов, филологов, литераторов и любителей русской словесности, но и политиков нашей страны, чиновников самого высокого ранга.

Ребята, как, с вашей точки зрения, воспитать в человеке культуру речи? Что способствует повышению уровня культуры речи человека? (Собеседование с учащимися)

Правы те, кто утверждает, что повышению уровня культуры речи способствует в первую очередь чтение хорошей литературы – классической русской и зарубежной литературы, так как писатели, поэты, её создавшие, обладали высоким языковым чутьём. Многие из них, по словам К.Паустовского, “истинную любовь к своей стране не мыслили без любви к своему языку”. Поэтому сегодня мы не будем говорить о грустном, сегодня мы послушаем стихи настоящих мастеров слова - стихи о родном языке, о любви, о природе, о России, о народе... Сегодня мы не просто прикоснёмся к сокровищам русской классической литературы, но и будем учиться выражать свои мысли, чувства, ощущения. Прослушайте, пожалуйста, стихотворения известных поэтов о родном языке в исполнении учащихся, посещающих школьный кружок основ театрального мастерства.

Учащийся:

(Можно использовать фонохрестоматии, аудиокассеты)

(Выразительное чтение сопровождается изображением текстов стихотворений, портретов поэтов)

Валерий Яковлевич Брюсов

“Родной язык”

Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Как часто в тайне звуков странных
И в потаённом смысле слов

Я обретал напев – нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, - ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!
Но, побеждён иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой,
ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Чтец:

А.Яшин.

“Русский язык”

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте родной язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество.
Он и в книгах живой родник.
Постигайте, как жизнь, его

Чтец:

Вадим Шефнер

“Слово”

Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их красоту…

Слово учителя: настоящими образцами русского литературного языка являются произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Пастернака, Шолохова … Творчество этих и многих других писателей и поэтов не только заставляет нас задуматься о вечных вопросах бытия, не только является эталоном родного языка, но образцом манеры поведения в обществе, образцом выражения своих чувств, эмоций, ощущений.

Давайте прослушаем фрагмент из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, чтобы ещё раз насладиться красотою и совершенством пушкинского слова.

Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину.

(Инсценировка, выразительное чтение)

Слово учителя: Россия – это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Тема России – одна из главных в творчестве известного поэта Александра Александровича Блока. Искренне поражаешься мастерству этого удивительного человека, сумевшего просто, без вычурных, напыщенных фраз и так любимых сегодня иностранных слов признаться в любви к своей многострадальной стране, выразить боль за её будущее.

Чтец:

“Россия” А.А.Блок

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Слово учителя: В.В.Маяковский ворвался в русскую литературу 20 века как поэт – бунтарь, поэт – революционер, поэт – новатор. Именно он и его единомышленники призывали сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского с корабля Современности. Но даже при внешнем неуважении к наследию прошлого Маяковский с трепетом относился к русскому языку и к тем, кто называет себя Поэтом, Мастером слова.

Чтец: Выразительное чтение стихотворения В.В.Маяковского (по выбору учителя).

Слово учителя: после всего сказанного, услышанного с удивлением задаёшься вопросом: “Почему же мы не бережём свой родной язык? Почему не храним и не приумножаем его богатства? Почему так бездумно растрачиваем то, что тысячелетиями создавал наш великий народ?” Почему в нашу речь так прочно вошли слова, имеющие ограниченное употребление – жаргонизмы, нецензурная лексика? Почему так часто мы слышим площадную брань из уст не только зрелых мужчин и женщин, но и подростков, а –то и маленьких детей? Что случилось с нами? Думаю, сегодня после этого урока вы станете более осторожны в словах, а от некоторых просто откажетесь. Тем более, что в суете жизни, в погоне за материальными благами о карьерным ростом мы стали забывать о том, что были тяжёлые для страны времена, когда само существование России, а значит и русского языка, было под угрозой. Давайте вспомним “сороковые, роковые”, давайте вспомним тех, кто ушёл на фронт и не вернулся, кто пал смертью храбрых за чистое небо над нашими головами, за детский беззаботный смех, за великое русское слово.

(Звучит музыка “Священная война”)

(Инсценировка, выразительное чтение)

Б.Окуджава

“До свидания, мальчики…”

Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы. Будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите…
Но всё – таки постарайтесь вернуться назад1
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься! -
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом!
Пусть болтают , что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

Слово учителя: наш народ дорого заплатил за синее небо над головой, беззаботный детский смех и великое русское слово. 26 млн. человеческих жизней – такова цена Великой Победы. Так неужели всё это напрасно, если мы стали забывать героев войны, переносить как можно дальше памятники героям, а – то и вовсе их сносить, а язык Пушкина и Ахматовой подменять жаргоном и площадной бранью?! Ничего не даст положительного результата, если каждый из нас сегодня, сейчас не сделает попытку отказаться от словесного мусора. Нужно научиться любить, понимать и уважать свою страну, свой народ, свой язык. Только так формируется языковая преемственность и передаётся из поколения в поколение историческая память, именно так формируется чувство национального самоуважения. Мы обязаны беречь родной язык, чтобы сохранить его для будущих поколений, для “ племени младого, незнакомого”, как написал в одном из стихотворений А.С.Пушкин. А сейчас, пожалуйста, тише! Вы слышите, идёт оно, новое поколение, “племя младое, незнакомое”, не испугайте его! (Вводят маленького ребёнка)

Знакомство с малышами, разговор с ними.

Слово учителя: только вслушайтесь в этот детский голос, вдумайтесь в первые незамысловатые слова! В них нет грубых слов, площадной брани, жаргона. Наверное, всем нам есть чему поучиться у этих малышей!

В заключение урока я хочу сказать, что всех нас, пожилых и молодых, детей и взрослых, мужчин и женщин, объединяет одно - чудо языка. В нём наши боль и радость, шум лесов и цветенье поля. В нём разум народа, его кровь и воля. В нём живёт, негодует, верит и смеётся сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не бывает равнодушным к добру и злу. Именно язык не даёт народу забыть себя. Всё плохое приходит и уходит, а народ и язык его бессмертны. Так давайте же с уважением и почтением относиться к достоянию нашей страны, народа и беречь, как зеницу ока, “ наш дар бессмертный – речь”

(Звучит песня о России)

Приложение