Во фразеологическом "зоопарке". Путешествие вглубь поговорки

Разделы: Внеклассная работа


Цели: ознакомление с происхождением образных слов и крылатых выражений, возможностями их использования в современной речи.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием фразеологизм.
  • Развивать познавательную деятельность.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Учитель. Сегодня мы поговорим о словах и крылатых выражениях, об их значении, возможностях и величии. Мы точно не знаем, когда и где они появились. Это было очень давно, но сегодня попробуем разобраться, в чём причина их возникновения. Итак, переносимся на много веков назад. Начнём с поговорки...

1 слайд

Вспомните определение поговорки.

(Ответы детей в свободной форме).

Ученик. (Работа с толковым словарём В.И.Датя). Вот, что говорил о поговорке известный собиратель русского фольклора В.И.Дать: "Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без суждения, заключения. Это первая половина пословицы".

2 слайд.

Назовите известные вам поговорки. Какие образы чаще всего встречаются вам?

Ученики.

Белая ворона, вешать собак, журавль в небе, здоров как бык.

Учитель.

Вы заметили, что образов из животного мира оказатось больше всего?

В чём же причина этого явления?

(Ответы детей в свободной форме).

Учитель.

Да, действительно, люди тысячелетиями находились в нерасторжимой связи с животным царством. Человек смотрел вокруг себя и видел, в окружающих предметах хорошо знакомых четвероногих.

Работа в парах (творческое задание).

Перед вами лист бумаги, на котором вы должны подобрать и записать названия растений, связанных с животным миром.

Ответы детей: Волчья ягода, заячья капуста, львиный зев. мышиный хвост, ежевика.

Учитель.

Животное было для человека не только источником питания и одежды, но и мерилом многих человеческих качеств.

3 слайд

Назовите животных, которым человек приписывай свои качества. Ответы детей: гусь лапчатый, курица мокрая, ворона-разиня.

Учитель.

Стоит какому-нибудь человеку предаться одному из пороков, как общество тут же с осуждением возвращает ему звание животного. Сейчас попробуем объяснить значение некоторых образных слов и крылатых выражений. А помогут нам разобраться в этом вопросе ребята, которые заранее подготовились к нашему занятию.

4 слайд

Как белка в колесе. (Иллюстрация).

Выражение употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.

Ученик.

Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвётся.
Да только всё вперёд не поддаётся.
Как белка в колесе.
(И.А. Крылов)

Учитель.

Почему человека со слабым слухом называют "глухарём)? Ответ на этот вопрос вы получите, посмотрев сценку. Итак... Действующие лица:

Автор Э.Шим

Глухарь

Сорока.

Действие происходит на лесной поляне.

Автор. За что люди так обидели птицу, назвав её глухарём? А может он и правда, глухой? Прежде, чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки

Сорока. - Глухарь, охотник идёт!

Глухарь. Г эке-тэке-тэке...

Сорока. - Глухарь, слышишь! Оглох, что ли?

Глухарь. - Тэке-тэке-вжжиу... Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу...

Сорока. - Охотник, говорю, идёт!

Глухарь. - Ах, ты, ёлки-сосенки, верно ведь! Спасибо, сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

Автор (Вопрос детям) Так за. что же глухаря назвали глухарём?

Ученик.

Когда глухарь поёт. или. как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как только смолкает песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается.

Учитель.

Сейчас предлагаю принять участие в блиц турнире. Я буду называть вам образные выражения или крылатые слова, а вы объяснять их значение и использование в речи.

Список используемых фразеологизмов: вертеть вола, вешать собак. Дать дрозда, делать из мухи слона, журавль в небе, как с гуся вода, канцелярская крыса, кот в мешке, красный как рак, медвежья услуга, нем как рыба, трудолюбив как пчела, страусовая политика.

Учитель.

Настало время для заключительного задания.

(Индивидуальная работа обучающихся с дидактическим материалом).

Вы знаете много поговорок - сравнений, таких как "красный как рак" Нужно восстановить пропущенные в клетках буквы в словах, а затем к каждому слову подобрать смысловой рисунок. В результате у вас получатся семь известных поговорок.

Итог занятия.

Проводится анализ детских работ.

Приложение.