Применение информационных технологий как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках географии и во внеурочное время

Разделы: География


Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Новое время ставит перед школой новые задачи. Стратегия модернизации общего образования ставит перед выпускником задачи “использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса”. В педагогический обиход прочно входит новое понятие – компетентностный подход.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Целью моей деятельности является: Формирование познавательной деятельности и творческого потенциала посредством информационных технологий на уроках географии и во внеурочное время.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

создать условия для системного внедрения и активного использования ИКТ на уроках географии и во внеурочное время;
 – формировать информационную культуру учащихся на всех этапах обучения, обеспечив высокий уровень выпускника общеобразовательного учреждения;
раскрыть потенциал информационно-коммуникационных технологий, научить использовать их для решения познавательных проблем и “жизненных” задач, обеспечив уровень методологической компетентности выпускника ОУ;
подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира, развить стремление к самообразованию, обеспечив в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию.

Сроки реализации проекта: 2008– 2010 г.

В реализации инновационного проекта мы выделяем 3 этапа:

  1. Подготовительный 2008 г.
  2. Практический 2009 г.
  3. Обобщающий 2010 г.

Основное содержание.

Одним из направлений общеучебных умений и навыков является учебно-информационные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально-активной личности. Применение информационных технологий в учебном процессе осуществляется по следующим направлениям:

  1. Овладение компьютерной грамотностью.
  2. Компьютерные технологии как мощное средство обучения.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ. (Приложение 1).

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

– использование электронных учебников;
– учебные презентации;
– слайд-тестирование;
– компьютерные игры;
– компьютерные тесты.

Уроки, на которых применяются информационные технологии вполне обычные уроки, за исключением того, что на одном из этапов урока используется персональный компьютер.

Например, одной из форм проверки знаний выступают задания различного уровня сложности из электронного учебника. Учащимся намного интереснее выполнять задания за компьютером, и это стимулирует их интерес к обучению. Электронный учебник обеспечен видеоматериалами и частично озвучен, имеет интересное графическое оформление (карты, схемы, рисунки, диаграммы). Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и интереса.

Программные средства позволяют быстро создать компьютерные слайды, тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия.

Одним из видов работы на уроках географии – использование слайд-презентаций, которые являются результатом деятельности, как учеников, так и самого учителя. Создавая такие программы, необходимо ставить перед собой следующие цели:

расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации;
дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал;
активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

Для самоконтроля, оценивание своей учебной деятельности, учебной деятельности одноклассников используются на уроках географии контролирующие программы.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Главными направлениями внеклассной работы по географии являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • закрепление и развитие знаний о географической науке;
  • развитие географического мышления;
  • связь с региональным компонентом;
  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;
  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Особое место во внеурочной деятельности школьников по географии отводится краеведению, так как эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Приобщение к истории родного края является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России.

Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках географии, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.

В реализации данного проекта мы задействуем следующую ресурсную базу:

1. Нормативно-правовые ресурсы:

– стандарт общего образования;
– рабочая программа по предмету;
– положение об инновационной деятельности ОУ;
– локальные акты об учебном проекте;
– инструкции по технике безопасности.

2. Мотивационный ресурс:

– поощрение и поддержка учащихся (грамоты, награждения);
– повышение качества знаний по предмету;
– рост профессионализма учителя;
– повышение престижа предмета в глазах детей;
– улучшение материально-технического оснащения кабинета за счет грантов.

3. Организационный ресурс:

– организация внеклассной работы по предмету;
– создание условий для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс;

4. Научно-методический ресурс:

– обучение на курсах;
– изучение опыта работы педагогов школ;
– создание методического “банка” форм, методов, приемов использования ИКТ в учебном процессе;
– участие в обмене опытом работы на заседаниях РМО, педсоветах ОУ;
– создание портфолио учителя и ученика по использованию ИКТ на уроках географии и во внеурочное время;
– участие в методических форумах на сайте Интернета.
– участие в конкурсе “Каждому ученику – школьный ноутбук”, октябрь 2009

5. Информационный ресурс:

– выступления на методическом объединении;
– информирование коллег, общественность, родителей;
– публикации в средствах массовой информации.

6. Материально-технический ресурс:

– имеются в наличии все технические средства обучения (ПК, мультимедийный проектор, электронные пособия по предмету и т. д.)

7. Кадровый ресурс:

– заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет общий контроль и руководство реализацией проекта;
– учитель-предметник является непосредственным лицом, осуществляющим реализацию проекта.

Ожидаемый результат реализации проекта.

– интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса;
– многоаспектное развитие школьника;
– подготовка выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
– развитие навыков самообразования и самоконтроля;
– реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Промежуточные результаты проекта.

В настоящее время реализация проекта находится на практическом этапе. В ходе подготовительного этапа выполнена следующая работа:

  1. Проведен первичный мониторинг с целью: выявить уровень эффективности использования ИКТ на уроках географии. (Приложение 2).
  2. Собран учебно-методический комплекс (электронные учебники, программы-тренажеры и т.д.). (Приложение 3.)
  3. Приобретены технические средства обучения за счет участия в проектах “ Память поколений” – Администрации Сахалинской области, 2009; “Живи, лосось” – Сахалинская Лососевая Инициатива, 2009. (ПК, мультимедийный проектор, многофункциональное устройство принтер, сканер, ксерокс).
  4. Изучены методические разработки по теме “Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочное время”.

Выполнив намеченную работу, мы получили следующие результаты:

  1. При проведении первичного мониторинга выявлено, что 38 % учащихся отмечают необходимость использования ИТ в учебном процессе.
  2. Сформирована учебно-методическая база, приобретены ТСО.
  3. Учащиеся овладели навыками работы с компьютером.

В ходе практического этапа была выполнена следующая работа:

  1. Проведение промежуточного мониторинга. (Приложение 4).
  2. Проведение уроков с использованием ИКТ
  3. Создание проекта “Память поколений” – Музей “История села”
  4. Создание портфолио учителя, начата разработка по созданию портфолио учащихся.
  5. Сбор краеведческого материала по “Истории села” с использованием ИКТ.
  6. Создание и демонстрация презентаций учащихся
  7. Разработка и представление исследовательских работ с применением ИКТ. Презентация. Приложение 5
  8. Организация и проведение методических объединений с использованием информационных технологий.

Получены следующие результаты:

  1. Промежуточный мониторинг показал, что у учащихся повысился интерес к предмету по сравнению с первичным мониторингом до 46 %. Сравнительный анализ качества знаний по географии за I четверть 2008 г составил 42 %, а в 2009 – 57 %, наблюдается рост качества знаний на 15 %.
  2. Проведенные уроки с использованием ИКТ позволяют повысить интерес к предмету, повысить качество знаний, развивают навыки самообразования и самоконтроля.
    Реализован проект Администрации Сахалинской области “Память поколений” и компании АНО “СЛИ” “Живи, лосось” в 2009 г. Весь собранный материал представлен в слайд-презентациях. Приложение 6
  3. Учащиеся имеют опыт работы по созданию презентаций по темам урока.
  4. Создан портфолио учителя, начата разработка по созданию портфолио ученика.
  5. Собрали краеведческий материал об истории села.
  6. Приняли участие в российском конкурсе “Каждому ученику – школьный ноутбук”, октябрь 2009.
  7. Выступление на областном форуме “Лосось 2009” с использованием слайд-презентации учащихся, ноябрь 2009.

Библиографический список:

  1. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин-Соколова, канд.пед.наук //Учитель. – 2005. – № 3. – С. 63–66.
  2. Васильева О.П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе / О.П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. – № 5. – С. 115–120.
  3. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании / И.Р. Высоцкий // Информатика и образование. – 2000. – № 1. – С. 86–87.
  4. Дынько И.П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в 5 классе / И.П. Дынько // География в школе. – 2002. –№ 8. – С. 67–69.
  5. Интернет-ресурсы
  6. Летягин А.А. Современные информационные и коммуникационные технологии в процессе обучения географии / А.А. Летягин // География в школе. – 2007. – № 4. – С. 63–64.
  7. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. – 2003. – № 9.– С. 32–38.
  8. Смолянинова О. Мультимедиа для ученика и учителя / О. Смолянинова // Информатика и образование. – 2002. – № 2. – С. 48–54.