Развитие речевой компетенции на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Учащиеся и их родители заинтересованы в получении, а школа в обеспечении качественного образования. В последние годы система образования обновила методы итогового контроля учащихся выпускных классов. Для того чтобы учащиеся шли на экзамен хорошо подготовленными, необходимо использовать современные методы оценки и контроля.

При проведении единого государственного экзамена в России широко используются технология и методика централизованного тестирования. Помимо тестовых заданий, учащиеся 9-х, 11-х классов выполняют ряд заданий, связанных с анализом текста. Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания.

На уроках русского языка и литературы необходимо вводить элементы анализа художественного текста как одну из форм развития речевой компетенции учащихся.

Художественный текст – могучее средство для расширения кругозора школьника, он позволяет школьнику выйти из круга обыденных впечатлений и открывает перед ним “новые миры”. Расширяя представления о человеке и обществе, текст художественной литературы упорядочивает и углубляет опыт ученика, обостряет его наблюдательность, “учит видеть за внешними проявлениями человека его подлинную природу”.

Уже само чтение художественного текста вызывает у учащихся чрезвычайно активную работу воображения и мысли, последующее изучение даёт самый широкий простор для разнообразных мыслительных операций. Здесь и выделение, и осмысление материала, и процесс сопоставления, и поиск, и выяснение общего смысла.

Особенно много даёт работа над художественным текстом для развития речи. Правильная литературная речь вырабатывается на всех учебных предметах. Каждая школьная дисциплина обогащает учащихся запасом слов и содействует культуре их речи. Но преподавателю русского языка и литературы в этом деле принадлежит главная и руководящая роль, так как на его уроках учащиеся знакомятся с величайшими образцами литературного языка, а разбор литературных произведений предоставляет учащимся исключительно благодатный материал для навыков в устном и письменном изложении мыслей.

Основной метод разбора текста, установленный ещё передовыми педагогами, – метод вдумчивого чтения, внимательного анализа текста. Надо, чтобы учащиеся всем ходом классного разбора пришли к правильным выводам, возможно, более самостоятельно. Необходимо, чтобы утверждения их не были голословны, чтобы любой свой вывод они могли подтвердить ссылками на текст.

Изучение языка художественного произведения неотделимо от анализа содержания и сопровождает все виды занятий по литературе, изучают ли учащиеся образ-персонаж или другие образы произведения, выясняют ли композицию, готовятся ли к выразительному чтению или рассказыванию, – по всему этому они идут через художественное слово, через поэтический язык.

Для того чтобы правильно поставить изучение языка художественного текста, необходимо определить, что такое художественный язык и какую роль выполняет он в творчестве писателя.

Не следует сводить изучение языка художественного произведения только к уяснению эпитетов, метафор, сравнений. Писатель достигает художественного эффекта не только этими приёмами, но и искусным подбором самых простых, самых обычных слов, если только они правильно и точно характеризуют описываемый предмет или действие. Об этом художественном значении простых, удобопонятных слов неоднократно говорили величайшие мастера реалистического искусства. Есть один интересный приём, который профессор А.М. Пешковский назвал “стилистическим экспериментом”. Этот приём состоит в том, что преподаватель заменяет красочные слова в тексте другими словами-синонимами (или вообще их исключает из текста) и предлагает сравнить их с теми, какие даны в произведении. Конечно, учащиеся должны при этом хорошо знать текст и усвоить его содержание и стиль.

Здесь уже не учитель, а сами ученики экспериментируют, подставляя слова, которые, по их мнению, наиболее подходят по смыслу и ярко рисуют картину. После этого они обращаются к тексту для сопоставлений и выясняют, почему писатель употребил в данном случае то, а не иное слово. Такой эксперимент можно провести при знакомстве с пейзажно-философской лирикой Ф. И. Тютчева, на примере стихотворения “Осенний вечер”. Известно, что Тютчев – непревзойдённый мастер по “изобретению” эпитетов. Ученики получают листок со стихотворением, где пропущены все эпитеты. Сначала за работу ребята берутся неохотно, с боязнью, а потом просят подождать, так увлекает их этот эксперимент.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Примеры эпитетов, придуманных учащимися

Есть в светлости осенних вечеров
Усталая, изнеженная прелесть!..
Чуть видный блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев грустный, робкий шелест,
Туманная и бледная лазурь
Над чуть побагровевшею землёю.
И как предчувствие сходящих бурь,
Играющий, бурлящий ветр порою.
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та нежная улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Нелепою стыдливостью страданья.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Есть в светлости осенних вечеров
Наивная, задумчивая прелесть!..
Манящий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев тихий, страшный шелест,
Угрюмая и серая лазурь
Над тенью приглушённою землёю.
И как предчувствие сходящих бурь,
Пусть бешеный, но ясный ветр порою.
Ущерб, изнеможенье – на всём
Та глупая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Естественной стыдливостью страданья.

Анализируя стихотворение “Есть в осени первоначальной”, мы включаем творческое воображение, “разгадываем” секрет стихотворения, вчитываемся в значение каждого слова, каждого эпитета. В обоих стихотворениях есть “долгие”, торжественные слова “грустно-сиротеющая земля”, “осень первоначальная”, “лучезарны вечера”, это ещё одна особенность творчества Тютчева. Поскольку лирика Тютчева не просто пейзажная, а пейзажно-философская, то мы, конечно же, вспоминаем о синтаксическом параллелизме: осень в природе и “осень” в душе человека, осенняя пора жизни человека.

Изучая текст, учащиеся выполняют его особенности, дающие право отнести произведение к тому или иному литературному жанру. К 9-му классу от учеников требуется, чтобы они различали эпос, лирику и драму и знали, что такое повесть, поэма, рассказ, баллада, басня, лирическое произведение и театральная пьеса.

Каждый из жанров имеет свою специфику, имеет свои характерные стороны, которые и следует выдвинуть в разборе на первый план.

Установив отличительные признаки того или иного жанра, учащиеся должны возвращаться к ним всякий раз, когда будут иметь дело с произведениями такого рода. Только при условии повторных, хотя бы и кратких, бесед об отличительных признаках у учеников сложится прочное понимание того, что представляет собой этот жанр литературного произведения.

Например, в пятом классе ученики знакомились с рассказом В.П. Астафьева “Васюткино озеро”. Мы постепенно выясняем, к какому жанру относится это произведение. Это рассказ. Необходимо услышать, что рассказ – это художественное произведение небольшого размера, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Рассказ отличается кратковременностью изображаемых событий и малым число действующих лиц. Дети доказывают, что в этом произведении действительно описаны всего лишь три дня из жизни героя. А самым важным из жизни Васютки является эпизод, из которого мы узнаём, как Васютка заблудился и провёл в одиночестве три дня в тайге, как мальчик боролся с трудностями и сделал очень важное открытие для промысла рыбаков.

По возможности необходимо на уроках обращаться к эпиграфам. Замечательные слова сказала о Викторе Петровиче Астафьеве составитель учебника Т.Ф. Курдюмова: “Много замечательных писателей – наших современников есть в России. Но, может быть, самый строгий из них, самый серьёзно и остро любящий родную деревню – Виктор Астафьев. Он вовсе не зовёт нас туда, в быт и жизнь ушедших поколений. Он хочет взять оттуда то, что всем нам поможет крепче стоять на ногах в непростой теперешней жизни”.

К 7-му классу учащиеся уже легко ориентируются в произведениях такого жанра, как рассказ. Поэтому можно работу расширить, разнообразить литературоведческими терминами.

Перед анализом произведения Е.Н. Носова “Живое пламя” целесообразно провести терминологический диктант, дабы повторить литературоведческие термины и настроиться на работу.

  1. Как называется переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту? (Метафора)
  2. Как называется уподобление живому предмету? (Олицетворение)
  3. Как называется перестановка, нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок? (Инверсия)
  4. Как называется построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, сцен произведения? (Композиция)
  5. Как называется определение, придающее слову, выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете? (Эпитет)
  6. Как называется небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода их жизни героя? (Рассказ)
  7. Как называются синонимы, значение которых будет считаться одинаковым только в контексте? (Контекстуальные)

Все эти литературоведческие термины помогут при работе с произведением “Живое пламя”. Метафора использована в заглавии рассказа. Постепенно выясняется, насколько удачна метафора в заглавии, всё ли подчинено образу маков. С этой целью составляется композиционный цитатный план, где действительно красной нитью проходит образ маков, все подтверждается цитатами, из которых мы узнаём о том, как героиня меняет своё отношение к макам. (Сначала: – Цветом он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит. В конце рассказа: – Да, сгорел…- вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него бывает…) Здесь мы видим соотношение жизни маков и человека, поэтому “всплывут” в рассуждении термины олицетворение, эпитет, контекстуальные синонимы, инверсия.

С жанром рассказа будет продолжена работа и при изучении творчества А. П. Чехова. И не просто рассказа, а нового литературного произведения – маленького рассказа, творцом которого является писатель. На примере рассказов “Толстый и тонкий” в 7 классе и “Смерть чиновника” в 9 классе мы имеем возможность проследить, как писатель упорно учился “коротко говорить о длинных вещах”. Особенностью таких рассказов является умение чётко продумать композицию: 1. Экспозиция. 2. Очень краткое, динамичное действие. 3. Неожиданная развязка, где чаще всего и сосредоточена суть рассказа. Идея рассказа сосредотачивается в заглавии, удачно подобранном писателем.

При работе с чеховскими рассказами необходимо уделять внимание авторским приёмам, позволяющим в малом показать большое. Это краткость, скупость языковых средств, достоверное и точное создание психологического рисунка, говорящие фамилии. Но на первом месте – деталь, которая заменяет многоречивые описания и стимулирует творческое воображение читателя. В рассказе “Смерть чиновника” новый вицмундир Червякова – деталь-символ чиновника. В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, “винтик бюрократической машины.

Так постепенно от класса к классу понятие жанра расширяется, а все эти навыки глубокого анализа произведения помогут учащимся 10 – 11 классов подготовиться к итоговой аттестации – Единому Государственному Экзамену. В заданиях А28, А29, А30 и в В8 предлагается работа с текстом.

На уроках русского языка многие учителя используют литературный материал, такой материал предлагает и учебник русского языка.

При изучении темы “Сложноподчинённое предложение” можно обратиться к тексту романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Когда же юности мятежной пришла Евгению пора, пора надежд и грусти нежной, месье прогнали со двора.

  • Составим схему предложения
    (Когда ======= ------------), [==========].
  • Охарактеризуем предложение.
  • Объясним значение слова мятежный – 1.полн. ф. Причастный к мятежу, поднимающий мятеж (стихийное восстание). 2. Тревожный, неспокойный, бурный (высок.) мятежная душа
  • Какое средство выразительности использовал автор?(Эпитет)
  • Найти все эпитеты.(Нежная грусть – ласковая, исполненная любви)
  • Верно ли построено словосочетание грусти нежной? Находим инверсию
  • Выписать словосочетания с подчинительной связью управление (пора надежд, прогнали месье, прогнали со двора).

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель.

  • Чем осложнена первая часть предложения? Что такое приложение? Какое оно?
  • Найти слово с неполногласием (брег). Привести ещё примеры таких слов.
  • Чем осложнена вторая часть? Являются ли членами предложения вводное слово и обращение?
  • Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
  • Указать способ словообразования слова читатель.

Таким образом, многоаспектная работа с текстом позволяет разнообразить виды деятельности на уроках русского языка и плодотворно подготовиться к выпускным экзаменам.

Благодаря таким урокам учащиеся приобретают навыки речевой компетенции, что должно стать залогом успешной работы на уроках русского языка и литературы, а также помочь использовать эти навыки во время итоговой аттестации.
(Из опыта работы.)