Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Природа Антарктиды

Разделы: Преподавание географии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,91 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Образовательная: Формирование представлений о своеобразии, уникальности природы и органического мира Антарктиды.

Развивающая: Формирование умений выявлять причинно-следственные связи, подтверждать географические закономерности конкретными примерами, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающая: Воспитание чувства ответственности за судьбу планеты, формирование умений вести диалог, слушать одноклассников, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями ледникового покрова Антарктиды.
  • Показать особенности рельефа Антарктиды и его зависимость от тектонического строения.
  • Выявить особенности климата и обуславливающие их причины.
  • Выявить черты приспособленности органического мира к суровым условиям Антарктиды.
  • Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.
  • Прогнозировать тенденции в изменении природы земли при условии таяния ледникового покрова, работать с различными источниками географической информации.
  • Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Антарктиды
  • Способствовать самоопределению в будущей профессиональной деятельности.

Оборудование: Физическая карта Антарктиды, Климатическая карта, карта "Строение земной коры", атласы, иллюстрации природных объектов Антарктиды и представителей органического мира.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент

Итак, мы продолжаем изучать материк, о котором Ричард Берд американский полярный исследователь, летчик, адмирал сказал: "На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в складках мантии снега, светящейся аметистами и изумрудами льдов". Этот материк Антарктида. Сегодня мы познакомимся с природными особенностями Антарктиды: рельефом, ледниковым покровом, климатом, органическим миром, выявим причины этих особенностей, продолжим работать с климатограммами и тематическими картами.

II. Изучение нового материала

Активизация познавательной деятельности:

К нам на урок пришли ученые, которые недавно побывали в Антарктиде, послушаем, что они расскажут.

Ученый 1: Мы были в удивительном месте, на самом краю Земли, там, где жестокое солнце, морозы и страшная пурга.

Учитель: А что ребята действительно ли Антарктида это край Земли? Назовите особенности географического положения Антарктиды.

Слайд 2,3,4

Ученый 2: Мы были на обширной равнине, а у нас кружилась голова и шла из носа кровь, будто мы поднялись в горы. Почему это происходит ребята? (Ответы учащихся)

Ученый 1: Вокруг нас был снег, мы были в солнечных очках и загорели как в тропиках. Может быть, вы объясните, как это происходит? (Ответы учащихся)

Ученый 2 Мы видели птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе в сумке. Что это за птицы?

(Ответы учащихся).

Ученый 1: Мы видели два организма живущих как одно целое. Что это было?

(Ответы учащихся).

Ученый 2: Морские животные выходят из воды сухими. Возможно ли это?

(Ответы учащихся).

Ученый 1. А еще мы видели слона, льва и леопарда, живущих в воде. Кто это был? (Ответы учащихся).

Ученый 2. Мы привезли сделанную нами видеосъемку. Давайте посмотрим её вместе.

Учитель: Просмотрев фрагмент фильма, назовите природные особенности материка.

Слайд 5 видеофрагмент

Слайд 6

Учитель: Я приглашаю вас в экспедицию, чтобы разобраться во всем на месте. Итак, отправляемся в Антарктиду. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, наш дневник - это наша тетрадь. Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд 7

Одевайтесь потеплее, так как вам предстоит совершить путешествие по самому холодному материку Земли, пересечь ледяные пустыни, побывать на шести его полюсах. Вы искупаетесь и позагораете полярным летом в его оазисах, полюбуетесь айсбергами у его берегов и удивитесь необычной доверчивости к людям его коренных обитателей.

Слайд 8 Сообщение цели и задач урока

Слайд 9 План урока

Слайд 10,11

1. Ледниковый покров

- Наденьте солнцезащитные очки, мы отправляемся на изучение ледникового покрова.

В Антарктиде есть следующие виды льдов: малоподвижный покровный (материковый) и шельфовый ледники, айсберги.

Шельфовые ледники являются продолжением ледяного покрова Антарктиды. Самый крупный из них ледник Росса, который по площади не уступает территории Франции. Лед движется от центра к периферии. В период Международного геофизического года, на южном полюсе была основана научно-исследовательская станция Амундсен-Скотт. В точке южного полюса полярники поставили небольшой символический обелиск, увенчанный металлическим шаром. Прошло время и обелиск "съехал" с точки Южного полюса. Передвигать постоянно тяжелый металлический знак дело хлопотное, поэтому истинный полюс обозначает скромный деревянный шест с флажком, который время от времени приходится возвращать на место.

Вопрос: Если лед движется от центра к периферии, что является следствием этого движения? (ответы учащихся)

В 1912г. группа, отправившаяся на поиски капитана Р.Скотта, обнаружила занесенную снегом палатку. В палатке они увидели три трупа. Тела не тронули, убрали бамбуковые подпорки, и палатка рухнула и накрыла собой погибших, со дня гибели погибших прошло более 90 лет, а значит над палаткой могилой накопилась почти 40 метровая толща снега. Тела капитана Скотта и его товарищей отправились в последнее путешествие. Через много лет от шельфового ледника отколется айсберг с их телами, и как огромный парусник, двинется на север гонимый ветрами и течениями, где-нибудь в проливе Дрейка, а может быть в южной Атлантике, а может быть в Тихом океане, айсберг разрушится под ударами волн и отважные путешественники найдут успокоение на дне моря, как и подобает настоящим мореплавателям.

Слайд 12

Айсберги (Сообщение учащегося)

Ледники, сползающие с Антарктического материка, столь мощны, что, подходя к берегу, они не обламываются, а продолжают ползти по дну дальше в море, образуя вокруг Антарктиды "ледяной барьер". И только вдали от берегов, под действием ветра и волнения от ледяного барьера начинают откалываться колоссальные глыбы льда. После откола айсберги ещё по 6-12 лет плавают в океане, постепенно уменьшаясь за счёт таяния. Самые знаменитые айсберги Антарктиды - столовые, с плоскими поверхностями и вертикальными стенками. Известны встречи с гигантами, имевшими длину 80, 120 и даже 170 км . Айсберг в переводе с немецкого ледяная гора. Они имеют самые причудливые формы: это может быть гигантская голова медведя с оскаленной пастью, или остров с развалинами средневекового замка, с полуразрушенными стенами и башнями, а может быть необъятных размеров гриб с толстенной "ногой" и чудовищной "шляпкой".

А как удивительно окрашены эти глыбы льда! Встречаются ледяные горы ярко-зелёные, интенсивно синие, необычайно чистого бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдах.

Интересным является тот факт, что существуют и черные айсберги. Новозеландские учёные высказали предположение, что чёрный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов. Ледники покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой. Но то, что доступно нашему глазу, - это, оказывается, только весьма небольшая часть айсберга. Над поверхностью воды возвышается только 1/6-1/7 часть ледяной громадины, остальное скрыто под водой. Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор.

Айсберги создают серьёзную угрозу для судоходства. Столкновения с айсбергами стали причиной гибели ряда морских судов. Самой известной из таких катастроф была гибель "Титаника" в 1912 г. в водах Атлантического океана. После трагической гибели Титаника была создана специальная Международная служба охраны кораблей от столкновения с айсбергами. Айсберги могут служить источником пресной воды, которой всё более остро недостаёт людям. Уже разрабатываются проекты "отлова" и буксировки айсбергов в безводные районы, подобные Саудовской Аравии и Юго-Западной Африки.

Учитель: Толщина ледяного покрова не имеет себе равных. Если мощность горных ледников на суше достигает десятки редко сотни метров, покровный ледник Гренландии имеет максимальную мощность 2000 м, то максимальная мощность льда в Антарктиде 4700 м между станциями Восток и Кейси, В Антарктиде ведутся работы по бурению ледяного щита Антарктиды. Пройдена отметка 2083м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

Вопрос: Что произойдет, если произойдет полное таяние ледников Антарктиды? (Ответы учащихся).

Ледники планеты изучают ученые гляциологи.

Слайд 13

2. Подледный рельеф Антарктиды.

Что находится под мощным ледниковым покровом? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос мы проанализируем карту "Строения земной коры".

- Какие виды земной коры встречаются в Антарктиде?

- Какая зависимость существует между формами рельефа и строением земной коры?

- Назовите платформу лежащую на востоке материка.

- Каков возраст складчатости, расположенной на западе материка?

В основе большей части материка - в ее восточной половине - лежит Антарктическая платформа. На западе область новой складчатости. Антарктида, как и другие южные материки, была частью Гондваны.

Около 1/З его поверхности лежит ниже уровня океана. В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы - продолжение Анд Южной Америки - Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка - массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина - 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулкан - Эребус - свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе. В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000-4000 м. Они сложены древнейшими отложениями, похожими на породы других материков, входивших в состав древнего материка Гондвана.

Слайд 14

2. Климат

- Как вы себя чувствуйте, замерзли? Проведем физкультурную минутку.

- Почему же так холодно? Давайте разберемся!

- В каких климатических поясах расположена Антарктида? (ответы учащихся)

- По климатическим диаграммам (Слайд 15) определите климатические пояса и их основные свойства в Антарктиде, сделайте вывод о типе климата. (Ответы учащихся)

Учитель: Почти вся Антарктида находится в антарктическом климатическом поясе. Особенно суров климат во внутренних областях материка. Средняя суточная температура там даже летом не поднимается выше -30 °С, а зимой бывает ниже -70 °С. Полярниками на станции "Восток" зарегистрирована самая низкая температура на Земле (-89,3 °С). Вот почему станцию "Восток" называют полюсом холода Земли. Но в Антарктиде не один, а 6 полюсов.

1. Южный полюс Земли - географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс .

3. Южный геомагнитный полюс .

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция - Полюс Недоступности;

5. Полюс холода - станция Восток - 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров - мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70-80 м/сек).

Антарктиду называют "холодильником" Земли.

- Как вы считаете, где холоднее в северном полушарии или в южном? Свой ответ докажите. (Ответы учащихся).

- Область, какого давления находится над Антарктидой? (Ответы учащихся)

Здесь находится область высокого атмосферного давления с нисходящими токами воздуха, которые не образуют облаков. Вследствие большой разницы температур и атмосферного давления над внутренними областями Антарктиды и над омывающими океанами в прибрежной полосе дуют постоянные ветры с материка. Их называют стоковые ветры.

Слайд 16

К берегу они усиливаются и порой достигают ураганной силы. Эти ветры сдувают с материка в океан огромное количество снега. Поэтому здесь требуются особые жилые постройки: на высоких сваях и прикрепленные к грунтам металлическими тросами. Зимой моря покрываются сплошным льдом.

Сформированный здесь антарктический воздух отличается не только низкими температурами, но и удивительной прозрачностью и сухостью. Он хорошо пропускает тепло, идущее от поверхности Земли.

- Чем же обусловлена суровость климата? (Ответы учащихся)

Причины суровости климата:

Сур