Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экологии для детей 6–7 лет на тему "Весна пришла"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять,
  • создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей,
  • обобщать представления детей о типичных весенних явлениях,
  • формировать основы системного мышления, логического анализа окружающей действительности,
  • формировать отрицательное отношение к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, желания охранять ее.

Предварительная работа:

  • наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках.
  • экскурсия к грачевнику, на реку,
  • рассматривание иллюстраций по теме.

Ход занятия

Воспитатель:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется весною.
(А Плещеев)

- Вам понравилось это стихотворение?

Ответы детей.

- О чем вы узнали?

Ответы детей

А какие весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей

Как их называют в народе? Почему? (март - протальник, апрель - снегогон, май - травень).

Ответы детей

- А чем пахнет весна? (признаки весны).

Ответы детей

- А какие весенние приметы вы знаете?

Ответы детей

Сейчас раздам вам карточки-символы. Каждый из вас придумает предложение о своем рисунке и выложит схему и прочитает по схеме составленное предложение.

После того, как дети составляют предложение, воспитатель ставит карточки-символы в кармашки и читает предложения.

Воспитатель:

- Что у нас с вами получилось? (рассказ)

Понравился он вам? А что можно сказать про солнце? Какое оно? (подбор эпитетов)

А что делает ручеек весной? (подбор глаголов)

Дети, а вы хотите поиграть?

Катя, а Яна хочет поиграть?

А Саша и Алеша хотят поиграть?

Физкультминутка.

Игра пальчиками "Утренние лучи" (пособие "Работа логопеда с дошкольниками")

А сейчас представьте, что вы оказались в весеннем лесу.

Запись звуков природы "Голоса весеннего леса".

Воспитатель:

- Что вы слышали? (звонко поют птицы).

- Где и когда так поют-заливаются птицы? (в лесу весной до появления птенцов).

- Голоса каких птиц вы узнали? (соловей, дятел).

- Каких перелетных птиц вы знаете?

- Кто возвращается первым в родные края? (грачи)

Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны.

А кто из птиц прилетает последний? Почему? (ласточки, стрижи; когда появляются насекомые).

- Чем сейчас занимаются птицы? (строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов).

Птицы приносят большую пользу. Питаясь насекомыми, помогают людям сохранить леса, поля, сады и парки. Нас радует их ловкий и быстрый полет, они дарят нам ощущение свободы и красоты, чарующие звуки трелей.

А сейчас вы будете отгадывать кроссворд. Попробуем догадаться, о чем сейчас поют птицы? (о весне)

Для того, чтобы разгадать кроссворд, отгадайте загадки:

1 строчка - Летом бежит, зимой спит. Весна настала, опять побежала.

2 строчка - Без рук, без топоренка построена избенка.

3 строчка - Растут - зеленеют, упадут - пожелтеют, полежат - почернеют.

4 строчка - Красное яблочко по тарелочке катается, никто не догадается.

5 строчка - Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад - вперед по пашне вскачь, а зовется птица - грач.

Дети сами вписывают слова в пустые клеточки. Воспитатель предлагает прочитать слово, которое получилось, читая кроссворд сверху вниз. Значит, птицы поют? (весной)

Воспитатель:

- Дети, мы рисовали с вами весну карандашами, красками; составляли предложения. Сегодня мы будем рисовать весну палочками (дети выкладывают палочки).

У вас получились прекрасные картинки о весне.

Посмотрите на картину - какой чудесный цветок вырос на поляне. Как он называется? (подснежник).

Давайте встанем и покажем, как рос этот цветок.

Игра пальчиками.

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель:

- А сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

Чтение рассказа "Наступил апрель".

Наступил апрель. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Потом мы увидели муравейник. Коля взял палку и стал разбрасывать муравейник в разные стороны, а мы смотрели, как муравьи изо всех сил носили палочки и соломинки опят к муравейнику. Скоро нам это надоело, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов медуницы, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!

Правильно ли вели себя ребята в лесу? Какой вред они нанесли окружающей среде?

Природа имеет очень большое значение в жизни людей. Но люди не всегда отвечают ей добром (ломают ветки деревьев и кустарников, рвут красивые цветы). Ведь растения - это живые существа. Обламывая ветки, мы вредим растению, нарушаем его красоту. Срывая красивые цветы, мы уничтожаем растения и некоторые из них могут исчезнуть навсегда.

Вот, например, ландыши. В некоторых лесах они уже не растут. Каждый из нас должен помнить, что букеты можно составлять только из тех растений, которые люди специально выращивают (тюльпаны, астры).

Как часто ребята ловят и губят бабочек, стрекоз, разных жуков; приносят из леса ежей и птиц. Все это обедняет природу.

Охрана природы - обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.