Организационные формы работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Несмотря на то, что итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ уже не первый год, и никакой отмены данной формы аттестации выпускников не ожидается, мы все еще продолжаем спорить и доказывать какому-то неизвестному оппоненту, что это очень сложно, выпускники не способны справиться с большей частью заданий. Это утверждение, без сомнения, является истинным. Ведь, по данным психологов и педиатров, можно говорить “о тенденции падения интеллектуального потенциала в средней школе как о свершившемся факте, который свершается на наших глазах” (1, с.5). Каждый учитель-практик может подтвердить сказанное примерами из своего опыта. Однако, выполняя заказ государства по подготовке и проведению ЕГЭ, мы вынуждены работать в предложенных обстоятельствах. Для преодоления их необходимо грамотно спланировать работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.

Еще одной особенностью сегодняшнего дня является осознание необходимости непрерывного образования на протяжении всей сознательной жизни. Американский ученый, теоретик и практик образования для взрослых, М. Ноузл писал: “Главной сегодняшней задачей стало производство компетентных людей – таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообразование на протяжении всей своей жизни”.

Предлагаемая нами модель по подготовке к ЕГЭ по математике (см. Приложение 1) включает все возможные формы организации деятельности обучающихся: урок, элективные курсы, система консультаций и факультативов, исследовательская и проектная деятельность, и т.д. На наш взгляд, целенаправленно готовить обучающихся к ЕГЭ необходимо уже с пятого класса. Так, анализируя кодификатор и спецификацию заданий ЕГЭ, мы пришли к выводу о том, что задачи В1, В2, В5 вполне можно предложить ученикам 5-го класса. В шестом к этим заданиям добавляются В6 и частично В12. Серьезное внимание нужно уделить обучению в 7 классе, где необходимо до автоматизма отработать применение формул сокращенного умножения, решение линейных уравнений, содержащих модуль и параметры. В 8 классе – отработать В4,В12, а в 9 классе В10,В12, расширяя использование задач с модулями и параметрами, в 10 классе – В8 и В11. Тогда к 11 классу мы подходим с надежным багажом знаний и можем сосредоточиться на подготовке к решению задач В3,В7, а также заданий второй части.

Изменение формы и отчасти идеологии экзамена требует новых приемов подготовки к сдаче такого экзамена. Хотелось бы остановить на некоторых из них:

  • заучивание математических формул (по самым скромным подсчетам выпускнику на экзамене необходимо знать до 60 формул наизусть см. Приложение 2) с организацией работы в парах. Заучиваем первые 3-4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10-12 формул на тему;
  • использование опорных конспектов;
  • работа с тренажерами (двухсторонние карточки, на одной стороне которых напечатано задание, а на другой - ответы);
  • разноуровневые зачетные работы:

- друг другу

- консультанту

- учителю.

Планирование урока в 11 классе тоже имеет свои особенности: необходимо дифференцированно подходить к организации деятельности обучающихся, учитывая уровень сформированности предметных компетенций.

Рисунок 1 представляет наше видение данного процесса.

Рисунок 1 

На третьей ступени обучения необходимо использовать и еще один ресурс подготовки к единому государственному экзамену – элективные курсы. На рисунке 2 представлены используемые нами виды элективных курсов и варианты заданий для обучающихся, применяющихся на них.

Рисунок 2

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Сопутствующей, однако не менее эффективной, является и организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Чаще всего к такому виду деятельности привлекаются одаренные дети. Говорят, что одарённые дети – это дети, “одарённые” вниманием учителей. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества, и в нашей школе большое внимание уделяется работе с такими детьми. Есть разработанная и внедрённая в образовательный процесс программа для работы с одарёнными детьми, которая реально действует в параллели 8 классов. Одним из пунктов этой программы является выявление способных детей и дальнейшая работа с ними. Выявляются обучающиеся, которые желают заниматься проектной и исследовательской деятельностью.

Проектная деятельность направлена не только на одарённых детей. Каждому ребёнку дана склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Обучение, если оно правильное, должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих компетенций. Исследовательская и проектная деятельность являются эффективными формами работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ.

Метод проектов как частный случай проектной деятельности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно-урочного обучения, дополняют её, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. Это основной приём, позволяющий работать над каким-либо научным исследованием и решать задачи повышенной сложности. Но, в отличие от научного исследования, главной целью которого является получение новых знаний, обучающиеся, которые занимаются исследовательской работой, получают новые и личностно значимые для себя знания. Ученики, занимаясь научной работой, часто проходят школьную программу с опережением. Результатом научной работы является защита проекта. Проекты, имеющие наибольшую практическую значимость, сопровождаются созданием и выпуском методических пособий к исследованию той или иной темы. Такие пособия содержат необходимые теоретические сведения и практическую часть, в которой рассматривается решение нескольких примеров и задач, и используются для подготовки к ЕГЭ по определённым темам.

Методические приемы проведения занятий с использованием ИКТ

Дополняя широкий выбор образовательных технологий, использование ИКТ помогает решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников. Использование ИКТ уместно при организации практически всех форм образовательной деятельности: урок, элективные курсы, консультации, научные работы, исследовательская и проектная деятельности, на всех этапах: от целеполагания до обобщения, а так же при разных видах работы: в группах, в парах, при выполнении самостоятельных и контрольных работ. Рассмотрим несколько методических приемов использование ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ:

I. Объяснительно-иллюстративный (при объяснении нового материала или решения задачи)

В данном случае используется презентация, подготовленная либо учителем (при объяснении нового материала), либо учениками (при объяснении решения задачи).

II. Использование ЭОРов (электронных образовательных ресурсов):

Существует множество электронных ресурсов, с помощью которых обучающийся может самостоятельно провести диагностику своих знаний по какой-то определенной теме, выявить пробелы, осуществить их ликвидацию, а так же закрепить ранее изученный материал. Можно выделить две группы практического использования электронных ресурсов:

1. При диагностике знаний (электронное тестирование).

2. При ликвидации пробелов и закреплению новых знаний (использование ЭУК - электронные учебные комплексы). Например, ЭУК к учебнику А.Г. Мордковича.

III. Получение информации и заданий обучающимися через собственный сайт учителя или школьный сайт.

Одним из основных требований при создании школьного сайта является наличие страницы со ссылкой на информационный образовательный портал Единого Государственного экзамена. Наличие данной страницы обеспечивает выпускников всеми необходимыми ссылками для получения достоверной информации по прохождению ЕГЭ, а также Демо-версиями по всем предметам. Так как собственный сайт учителя не может ежедневно пополнятся новыми материалами по разным причинам, то на нем, обязательно, должны быть ссылки на другие компетентные сайты для получения необходимых сведений по различным темам при подготовке к ЕГЭ.

IV. Индивидуальные консультации обучающихся с использованием электронной почты и скайпа.

  1. Если ученик заболел или не был в школе несколько дней, он берет задания, либо у своих одноклассников, либо у учителя, общаясь с ним по электронной почте.
  1. В том случае, если тема новая, и обучающийся не смог самостоятельно разобраться по данной теме, то учитель дистанционно комментирует алгоритм действий по решению практических задач, а так же объясняет теоретические вопросы, которые не понял данный обучающийся.

V. Составление презентации по тематическому повторению и при подготовке домашнего задания.

При начальном тестировании будущего выпускника выявляется уровень готовности по кодификатору, где анализируются пробелы по всем темам, начиная с начальной школы. Обучающийся готовит по каждой из проблемных тем презентацию с теоретическими вопросами и ответами, а так же решенными примерами.

VI. Использование сайтов с Прототипами заданий по математике для проверки обучающимися своих знаний.

На этапе подготовки к Единому государственному экзамену по математике каждый обучающийся может узнать уровень своих знаний через прохождение тестирования “онлайн”. Учитель сам выбирает наиболее компетентные сайты. Желательно проводить тестирование в кабинете информатики, чтобы обучающиеся могли обсудить результаты с учителем и увидеть пробелы в своих знаниях, а так же планировать работу по их ликвидации.

Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ госудрства и общества, но и повысим собственную самооценку.

Литература

1. Болотов В., интервью “Настоящее и будущее школьных экзаменов по математике” /Приложение к издательскому дому “1 сентября”, Математика. –2006. №16 - С.2-5.

2. Киселев С., Нуриева Л. Является ли ЕГЭ инструментом анализа качества

образования?/Приложение к издательскому дому “1 сентября”, Математика. –2009. -№4. С.3-7.

3. Садовничий В. Университеты на пути к новому качеству образования/

Приложение к издательскому дому “1 сентября”, Математика. –2008. №22. С.2-6.

Презентация

Буклет