Использование ИКТ на уроках обучения грамоте

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Сегодня практический каждый школьник имеет компьютер у себя дома или постоянный доступ к нему в другом месте. Поэтому преподавание школьных предметов с использованием традиционных инструментов – доски и мела, уже не вызывает у них желаемого интереса к обучению. Как заинтересовать ребёнка, как научить его осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности то огромное количество информации, которое даёт школа, весь окружающий его мир, как учителю организовать работу школьников на уроке, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни и т. д.? Ведь ребёнку младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребёнка не являются актуальными. В связи с этим, мы, учителя начальной школы, часто используем для повышения мотивации близкие цели: научиться складывать и вычитать, не огорчать маму, решить больше всех в классе примеров и т. д. Однако проблема в том, что для многих детей и эти цели могут не вызвать желание учиться: его устраивает как он написал в тетради, его не “трогает”, что сосед по парте написал лучше и решил всё быстрее. Ведь дома его ждёт что-то более увлекательное: компьютер. Так почему этот интерес ребёнка к компьютеру не использовать в учебном процессе? Решишь правильно все примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – твой любимый сказочный герой продвинется дальше к своей цели и т.п. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность. И не только. Многие учителя, имеющие даже небольшой опыт по применению компьютерных технологий, могут утверждать, что систематическое применение ИКТ позволяет:

  • сократить время на составление планов уроков, отчётов, анализов;
  • быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
  • создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
  • оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Я разработала серию уроков с презентациями ко всем буквам алфавита для уроков обучения грамоте. Ниже приведён пример такого урока с использованием презентации.

Урок литературного чтения на тему “Согласные звуки[в], [в’]. Буквы В в”.

Задачи урока:

  • обобщать и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах;
  • познакомить с согласными звуками [в], [в?], буквами В.в;
  • развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать;
  • развивать память, внимание, фонематический слух.

Оборудование:

  • “Азбука” В. Г. Горецкого;
  • фишки для составления звуковых моделей;
  • предметные картинки (волк, ветер);
  • карточка с предложением;
  • карточки с выполненной групповой работой;
  • маркеры для работы в группах;
  • цветочки для самостоятельного оценивания;
  • картинки: ванна, веник;
  • этапы алгоритма звуко-буквенного разбора на листках А4 в файлах;
  • выставка рисунков детей класса;
  • магнитофон;
  • волшебный сундучок;
  • шарик с нарисованной буквой;
  • печатные буквы на магнитах;
  • интерактивная доска;
  • 2 компьютера;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация 1.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. На нашем уроке присутствуют гости и всем им мы говорим: “Мы рады видеть вас!” (Слайд 2). Сядьте девочки, мальчики. Вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивый сундучок, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим.

II. Актуализация знаний.

Учитель достаёт из мешочка и прикрепляет на доску буквы на магнитах.

- Ничего не понимаю, что нужно делать? (Дети предлагают назвать буквы)

А О У Ы И Н Р Л К С

- Все эти буквы я отсканировала на экран. (Слайд 3)

- Назовите гласные буквы. Назовите согласные буквы.

- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!”

- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся мягко!”

- Какие звуки обозначают согласные звуки? (называют по цепочке)

По стрелочке переход на гиперссылку: “Вперёд! К открытиям!” (Слайд 4)

III. Постановка учебной задачи.

- Но в мешочке есть ещё что-то. (Учитель достаёт предложение с закрытыми буквами) (Приложение 1)

- Что это? (Предложение)

- Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу)

- Почему вы решили, что это предложение? Какие правила оформления предложения мы знаем? (Начало предложения пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка)

- Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, так как не хватает букв)

- Наверное, тут должна стоять новая буква, но какая? Давайте отгадаем загадки, может они нам что-то подскажут.

Файл “Загадки”. (Слайды 5) (Отгадки: ванна, василёк, весна, велосипед, веник)

- Чем похожи все отгадки? (Начинают со звуков (в) или (в’).

- Назовите тему нашего урока. (Звуки (в) и (в’), буквы Вв.)

- Какие же задачи стоят перед нами на уроке?

В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):

- Учиться давать характеристику звукам.

- Читать и писать слова с буквой Х.

- Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель)

IV. “Открытие нового знания”.

Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра “Живые буквы”.

– Правила игры. Вы будете “живыми” звуками слова “ванна”.

– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)

– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)

– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)

– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)

– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.

– Шаг вперёд второй гласный звук!

– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.

– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.

Дети прикрепляют на доску схему слова “ванна”.

Игра “Живые звуки” со словом “веник”.

- Назовём ещё раз первые звуки в этих словах. Какими буквами обозначим эти звуки? У меня в мешочке больше нет никаких букв. Только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.

Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.

- Для чего нужна заглавная буква?

- Давайте вставим новые буквы под схемами. (Читающий ученик находит среди букв на столе нужную букву и прикрепляет её под схемами)

Музыкальная физминутка.

V. Первичное закрепление.

Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.

Звуковой разбор.

Шаги алгоритма:

1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ртосмыкатель или ртооткрыватель.

Если гласный звук, то выполняю шаг 1а.

1а. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный.

Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3.

2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” - твёрдый согласный).

3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.

Файл “Сказка”. (Слайд 6)

- А сейчас я предлагаю послушать сказку и запомнить как можно больше слов с новыми звуками. Игра “Кто больше?”. (При прослушивании сказки дети загибают пальчики, как только услышали слово с новыми звуками, а при проверке побеждает тот, кто назовёт больше слов.)

Учитель на доске переворачивает плакат на доске с буквами Вв.

- Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе)

– Найдите букву на рисунке. Слайд. (Дети обводят маркером букву на экране, остальные в “Азбуке” зачёркивают букву на стр. 72)

– А теперь девочки называют слова с новыми звуками женского рода, а мальчики – мужского рода. (Дети используют картинки на слайде, в учебнике, придумывают свои.)

– Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей “Азбуки”? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру.

Слайд 8 . Сначала “забивают голы” девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма “Гол”.

– Сейчас нам предстоит выполнить сложную работу, давайте подготовим наши глазки.

Физминутка для глаз. (Слайды 9–14)

VI. Самостоятельная работа.

Детям раздаются листочки с текстом. (Приложение 3)

Конкурс рисунков

Скоро конкурс рисунков. Мы рисовали картины. Вот три рисунка.

Никита нарисовал тракториста и трактор.

А эта ворона и лиса – рисунок Кати. У лисы сыр. Ворона сидит на суку сосны.

Как красиво нарисовала Арина капусту, лук, тыкву!

Чтение текста “про себя”, а потом вслух по предложениям. Слайд 15.

- Что такое конкурс?

- Что рисовали ребята? (Дети отвечают отрывками из текста)

- Что нарисовал Никита?

На дополнительной доске открывается выставка рисунков детей класса.

- Найдите рисунок Никиты. (Проверка по гиперссылке каждого рисунка, правильно ли дети нашли рисунок) (Слайды 16-17)

- Что рисовала Катя? Найдите её рисунок.

- Что рисовала Арина?

- Как нарисовала Арина капусту, лук и тыкву? (Красиво). Найдите рисунок Арины.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах.

I группа работает на компьютере. Отгадать и вставить слова с новой буквой. (Слайд 9)

Проверка по слайдам 9–12.

II группа. Найдите заблудившуюся букву. (Приложение 2)

  1. Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки.
  1. Пуганая корона куста боится.

III группа. (Приложение 2)

  1. Не зная брода, не суйся в моду.
  2. На пожелтевшую листву
    Бросает лев свою листву.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.)

- Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают)

- Что это? (Пословица)

- Как вы её понимаете?

- Я уверена, что этот приятный сюрприз с сундучком нам преподнесла буква В, давайте и мы ей сделаем приятное. Она весь урок наблюдала за нами. (Учитель достаёт объёмную букву, сделанную из пенопласта). На партах у вас лежат разного цвета цветочки. Давайте подарим эти цветы нашей новой букве. (Слайд 23) Если вы сегодня со всеми заданиями справились и вам всё понятно – возьмите зелёный цветочек, если что-то понимаете, но не все задания выполняли на уроке правильно – возьмите жёлтый цветочек, а если совсем ничего не сумели сделать сегодня на уроке – возьмите красный цветок.

Дети прикрепляют иголочками прямо на букву свои цветочки.

- Всех детей буква В благодарит за работу и говорит, что вы можете собой гордится! (Слайд 24) Урок окончен.

На уроках русского языка Умный Карандашик помогает запомнить последовательность написания буквы. И если за рукой учителя могут следить не все, то за тем, как напишет Карандаш букву, наблюдает весь класс, даже самый непоседливый ученик, ведь потом нужно будет обвести маркером по интерактивной доске эту букву перед всем классом. (Презентация 2)

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку “путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.