Основы религиозных культур и светской этики

Разделы: Начальная школа


      Введение в образовательный процесс нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» дело очень важное и нужное. Преподавание курса имеет светский характер. Этот курс имеет образовательную специфику, а также направлен на духовно-нравственное воспитание. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве: семья – школа.
Главная характеристика курса состоит в том, что он является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Введение курса в школьную программу является одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей.
На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. С удовольствием составляют и разгадывают кроссворды, викторины, отвечают на вопросы тестов, фотографируют, рисуют. Особый интерес у ребят вызывают презентации творческих работ, проектов. Ученицы 4 А класса Боброва Варвара и Маркова Ростислава создали и презентовали свой проект одноклассникам на параллели. Руководитель проекта Кравец Татьяна Николаевна.
Проект: «Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского».
Введение
В апреле в нашем расписании появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Мы выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур» Сначала предмет был для нас сложным, но потом стало все понятно. Особенно нас заинтересовала история создания Александро-Невского собора, архитектура, роспись, люди, которые работают в соборе. Так как мы очень часто бываем в этом соборе, Татьяна Николаевна предложила нам  изучить эти вопросы подробнее.
Нам интересно стало узнать, кто был автором создания этого удивительного собора, как проходило строительство собора, кто произвел роспись в соборе.
Итак, актуальность проблемы определяется:

  • появлением значительного интереса к истории создания собора.
  • -недостаточной изученностью архитектуры, росписи собора.

Объектом исследования является собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Целью исследования является описание построения собора, архитектура, роспись, святыни и убранства собора.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать первый каменный храм города, – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.
  • описать историю строительства собора, закрытие собора , восстановление собора, жизнь прихода, святыни.
  • выявить этапы строительства, закрытия и восстановления собора.
  • провести анкетирование по выявлению уровня знаний о соборе у учеников гимназии.
  • Взять интервью у служащих собора.

         Метод исследования: описательный и сопоставительный, поскольку в работе предполагается наблюдение, обобщение,  классификация исторического  материала, анкетирование и интервью.
Источниками материала стали энциклопедии, словари, справочники, книги, электронные диски, интернет.

Теоретическая часть исследовательского проекта

I.История создания храма
Собор святого благоверного великого князя Александра Невского - первый храм и первое каменное здание Новосибирска. До этого времени был только вагон-церковь, который курсировал между станциями. В 1896 году впервые в России по распоряжению государя императора Николая II на Путиловском заводе изготовили специальный железнодорожный вагон, в котором была устроена церковь.
Православный храм «на колесах» был создан в ознаменование рождения у императорской четы первого ребенка –княжны Ольги, а также в честь начала строительства Великого сибирского пути. Художник – архитектор Вагона – Церкви – Е. Е. фон Баугмартен.
Вагон – Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги был освящен в 1896 году на перроне Нового Петергофа в присутствии императора Николая II.
Строительство собора началось в 1897 году. Собор – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска. Вопрос о постройке Храма возник с появлением в устье реки Каменки посёлка строителей Транссибирской железной дороги, названного позднее Новониколаевском.
Возглавлял это строительство Николай Михайлович Тихомиров, инженер-путеец, с именем которого тесно связано образование Новониколаевска. Храм изначально строился как храм-памятник Государю Императору Александру III.
Строительство велось на деньги, выделенные Государем Императором Николаем II и на добровольные пожертвования горожан. На обустройство иконостаса деньги были пожертвованы Государем Императором Николаем II из личных средств. Бесценным достоянием храма стали святые иконы, пожалованные Императрицей Марией Феодоровной и Государем Императором Николаем Александровичем. (Приложение 1)
Вопрос строительства храма у историков сомнений не вызывает. А вот с авторством все непросто. Называют несколько человек, которые могут иметь отношение к созданию архитектурного облика собора. Среди них томский губернский архитектор К.К. Лыгин, художник Николай Соловьев, гражданские инженеры из Санкт-Петербурга В.А. Косяков и Д.К.Прусак. Единства среди историков нет. Дошло до того, что в энциклопедии «Новосибирск», вышедшей в 2003 году, в статье, посвященной собору Александра Невского, информация об архитекторе сама себе противоречит. В начале статьи утверждается, что собор спроектировал Н.Соловьев, а ближе к завершению автором проекта называется К.Лыгин.
Андрей Радзюкевич, теоретик архитектуры и преподаватель Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, в одной из своих статей попытался найти ответ на вопрос, который давно задают себе историки. «Разрешение этого спора, на первый взгляд, кажется достаточно простым, - пишет он, - Поскольку на чертеже разрезов собора Александра Невского есть подпись очень похожая на подпись К.К.Лыгина, то гипотезу с его авторством следует признать более обоснованной, чем гипотезу об авторстве Н.Соловьева, не имеющей вообще никаких ни прямых, ни косвенных подтверждений». (Приложение 2)
Собор был закрыт в 1937 году. Предпринимались попытки взорвать здание, но были разрушены только перегородки.
В 1938 году Собор Александра Невского постигла судьба многих других соборов. Храм перестал принимать прихожан, и был закрыт. Арочное пространство разделили на три этажа. Сначала там был проектный институт, потом воинская часть. Наконец пришла очередь «Западно-Сибирской студии кинохроники», выпускавшей знаменитый киножурнал «Сибирь на экране».
В 1988 г., в год 1000-летия христианства на Руси, храм Александра Невского был возвращен православной церкви. Здание собора к моменту возвращения находилось в удручающем состоянии. Колокольню взорвали, внутреннюю планировку изменили до неузнаваемости. Иконы, церковную утварь и колокола изъяли, а настенную роспись и иконостас полностью уничтожили. Пол, ранее покрытый голландской кафельной плиткой, был устлан газетами и серыми кусками линолеума. Наружные стены выглядели очень ветхо, так как долго не подвергались ремонту. Покрытие куполов прогнило и потеряло прежний блеск. Самого здания, которое когда-то гордо возвышалось над рабочим поселком, давая ему право называться городом, не было видно из-за хозяйственных помещений, беспорядочно пристроенных с разных сторон. Реставрация началась в 1989 году.(Приложение 3, 4)
В 1991 году собор заново освятили. В храме возобновилась духовная жизнь, которая, из-за перипетий истории, была прервана на долгие десятилетия.

Интересные факты
Одна из городских легенд связана со строительством Собора. Тогда в основание здания было принято закладывать освященный камень. На этот раз его везли издалека. Или телега была слишком хрупкой, или камень – слишком тяжелым, но неподалеку от места строительства груз выпал. Считалось, что собор нужно строить там, где освященный камень коснется земли. Но люди не придали этому значения. Собор построен без освященного камня. Злосчастный кусок скалы до сих пор лежит там, где упал почти сто лет назад. Говорят, его верхушку можно разглядеть во дворе детской больницы по адресу Красный проспект,3. Примерное место – справа от главного входа, недалеко от ограды.

II. Архитектура, роспись Александро-Невского собора
Окончание строительства великолепной церкви и освящение ее можно считать одним из самых крупных успехов церковного строительства в Сибири. На крутом берегу Оби, над широко раскинувшимся внизу многолюдным посёлком был красив этот храм и настолько удачно было выбрано для него место.
Церковь была самой крупной и красивой из всех церквей, построенных из средств Фонда Александра III. За построение храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, восходящим к традициям ко времени становления Христианства, вознёсся храм своими куполами над двухэтажными купеческими домами, украшенными кружевами деревянной резьбы, и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.
На территории прихода Александро-Невской церкви размещались следующие учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырёхклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).
Сразу после передачи собора церкви начались восстановительные работы. Колокольня была вновь отстроена, купола храма перекрыты, обновлены поврежденные и пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены храма.
Был частично отреставрирован иконостас, восстановление которого продолжается в настоящее время, заново закуплена необходимая для совершения богослужения церковная утварь. В середине 2000-х годов были завершены работы по внутренней росписи храма и обустройству иконостаса, которые осуществлялись за счет средств прихода. Рядом с собором возведён небольшой кирпичный крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, который располагает купелью для совершения таинства крещения полным погружением.
Петр Алексеевич Милованов, художник. С 1997 года расписывает собор во имя благоверного князя Александра Невского.(Приложение 5, 6)

III.Храмовые святыни:

  • Храмовая икона с частицей мощей и частью схимы святого благоверного и великого князя Александра Невского (расположена в левой части на амвоне);
  • Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амвросия Оптинского (расположена в центральной части на амвоне);
  • Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского (расположена в левом приделе храма);
  • Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузьмича, старца Томского;
  • Ковчег с частичками мощей многих святых (в алтаре);
  • Ковчег с частичками мощей Киево-Печерских святых;
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемой "Иверская" (расположена в иконостасе правого придела).
  • Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)

(Приложение 7)
Интервью
Бобров Владимир Иванович, протоиерей собора во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Варвара
В каком году вы начали служить?
Отец Владимир
1994 году
Варвара
Сколько лет вы уже служите в храме?
Отец Владимир
16
Варвара
Нравиться ли вам служить в храме?
Отец Владимир
Да, конечно.
Варвара
Какое вы выполняли послушание до того как стали священнослужителем?
Отец Владимир
Был пономарем, дьяконом а потом священнослужителем.
Варвара
Какие необычные истории случались с вами в бытие священника?
Отец Владимир
Один раз, когда я в первый, раз соборовал, человек был болен и не смог прийти на службу, я соборовал на дому. Я читал молитвы, которые знает только священник и по случайности пропустил одну молитву, так как их было  много. После соборования человек говорит: «Спасибо вам большое, только вот вы пропустили одну молитву, но вы не волнуйтесь, её уже прочитали. Только что в комнату вошел юноша в церковных одеждах, которые светились как молния и он прочитал молитву за вас». Я понял, что это был Ангел Хранитель того человека.
Варвара
С какими знаменитыми людьми вы встречались?
Отец Владимир    
С патриархом города Иерусалима, с патриархом Сербским, хорошо знаком с певцом Кинчевым.
Варвара
Какую работу ведет священник в церкви?
Отец Владимир    
Соборует, причащает, исповедует, крестит, венчает ,помогает разобраться в трудных житейских ситуациях. 
Варвара
Какую социальную работу в помощь людям делает священство?
Отец Владимир
Помогаем бедным людям, детским домам, помогаем  зависимым от наркомании,  табака курения, алкоголизма. Боремся с сектами, помогаем женщинам ,сохранившим своих детей от аборта. Я сам являюсь руководителем Епархиального Паломнического центра, мы помогаем людям путешествовать по Святым местам России и всего мира
Варвара
В какие страны ездят паломники?
Отец Владимир
В Сербию, в Палестину (Иерусалим), на Украину, в Грецию, Италию, Египет.
Варвара
Какие поездки запомнились больше всего?
Отец Владимир
Поездка в Сербию в 1999 году. Потому что, когда мы приехали, началась война. Мы жили под бомбежками. Было страшно. Только через несколько дней мы смогли уехать из Сербии.

Мы проводили анкету в 3 В классе. (Приложение 8)
3 В класс в будущем учебном году тоже начнет изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Что же ученики знают о соборе?
Было опрошено 26 учеников. Предложено ученикам 3 В класса четыре вопроса.
Вопрос 1
- Отметь собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.
По фотографии узнали собор 18 учеников (69%).
Вопрос 2
- Бывали ли вы в Александро-Невском соборе?
В соборе бывали 22 ученика (85%)
Вопрос 3
- На какой улице находится Александро-Невский собор?
25 учеников (96%) знают, что собор находится на улице Красный проспект.
Вопрос 4
- Знаете ли вы историю создания Александро-Невского собора
А вот историю создания собора знают только 6 учеников (23%) 3 В класса.

Заключение
Собранный и систематизированный в проекте материал дает возможность сделать следующие выводы:
1. Собор святого благоверного великого князя Александра Невского - красивейший памятник архитектуры.
2. Когда-то это было самое первое каменное здание в поселке и, естественно, самое красивое.
3. Сегодня, собор имеет важное градоформирующее значение, делает панораму города узнаваемой». Вот уже более ста лет он является визитной карточкой нашего города наряду с Оперным театром и железнодорожным вокзалом. Говорят, что за основу этого величественного сооружения был взят проект храма Во имя ликующей Божией Матери в Галерной гавани Санкт-Петербурга инженеров В. Косякова и Д. Пруссака.
4. Ныне в соборе ежедневно совершаются богослужения, прихожанами активно ведется миссионерская и благотворительная деятельность.

Библиографический список

1. С.Н.Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. 1978.
2. Ю. Р. Савельев - Византийский стиль в архитектуре России Издательства: Лики России, Проект-2003, 2005
3. С.Н.Баландин, В.Г.Залесов. Творческое наследие архитектора К.К.Лыгина в Томске. Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири // Сб. Научных трудов под. ред. О.Н. Вилкова. - Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1989
4. Ю. Р. Савельев - Византийский стиль в архитектуре России Издательства: Лики России, Проект-2003, 2005
5. Собор Александра Невского в Новосибирске. Проект реставрации фасадов. Историческая справка. Архив НПЦ по сохранению историко-культурного наследия. № П-44.
6. Е. Шабунин «Александро-Невскому собору-100 лет», НЕВ № 7(12) 1999
7. Е.А.Шабунин "Храмы Новосибирска". Исторический путеводитель, Новосибирск, 2002.
8. «Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского». Издательский дом «Новинвест плюс». Новосибирский филиал Российского фонда культуры. Новосибирск, 2007 + ДВД диск с записью фильма о соборе.  Все ФОТО  из данной  книги. (Приложение)
9. Энциклопедия "Новосибирск". Новосибирское книжное издательство. 2003
10. http://www.orthedu.ru/nskeparh/hramz/nevsky.htm, http://www.rusarch.ru/radzukevich1.htm, http:// ansobor.ru

Первые впечатления о новом предмете учеников 4 А класса :
Анастасия Потанина
Этот предмет нам очень нужен, потому,  что он знакомит нас с культурой разных стран, учит понимать, что такое добро ими что такое зло. Благодаря этому уроку мы станем добрее и терпеливее. «Основы мировых религиозных культур» занимательный и интересный предмет.
Бекетов Михаил
«Мне сразу на первом уроке стало интересно. Изучая этот предмет, я узнал кое-что новое о культуре разных стран. Видел на фотографиях разные храмы. Я хочу в 5 классе изучать этот предмет»

Ксения Хмелева
«Основы мировых религиозных культур» - интересный урок. Я узнала, что существует четыре основные религии: буддизм, ислам, иудаизм, православие.
Раньше я не знала, что есть другие религии: думала, что все люди православные»
Константин Мокроусов
Мне нравится предмет «Основы мировых религиозных культур». Я узнал, что каждая религия проповедует своего Бога. У православных это Христос, у мусульман – Аллах. Мне кажется, что в моей будущей жизни этот предмет не очень понадобится»

Вадим Бурдуков
«На первом уроке мне было интересно, но многое непонятное. Думаю, что этот предмет поможет мне в жизни. Я узнал о добре и зле, о культурах народов, о разных храмах и религиях. Мне нравится этот предмет!»

Даниил Гольман
«Урок «Основы мировых религиозных культур» помогает узнать религии разных народов. Я теперь знаю, кто является основателем православия, ислама, буддизма.
Этот предмет любопытный. С его помощью я еще многое узнаю»

Софья Белова
«Предмет «Основы мировых религиозных культур» очень интересный и познавательный. Мне кажется, что этот курс поможет развить у нас уважение к культуре других народов, а также осознать свой жизненный путь и стать более развитым в духовном смысле. Мне нравится этот предмет!»

Валерия Тесленко
«Новый предмет помог мне наполнить мир добротой и терпимостью. Этот урок загадочный и интересный. Мне этот предмет понравился. Я с удовольствием буду его изучать в 5 классе»

Самым интересным для четвероклассников оказался выпуск журналов «Я живу в России». Журнал освещает события, связанные с изучением нового курса. (Приложение 9, 10, 11, 12)
На страницах журналов помещены высказывания учеников о курсе, что такое культура и религия, что нового они узнали о храмах. Также дети выражают свое отношение к малой родине, рисуют свою малую родину, свой родной край. Рисуют православные и мусульманские храмы. Помещают фотографии храмов, которые сами фотографировали. Берут интервью у своих родителей, составляют кроссворды, викторины, рассказывают об экскурсиях по храмам в городе Новосибирске, Кунгуре, Иерусалиме. Пишут и рисуют о добре и зле.
Детям интересно этим заниматься. А самое главное интересно читать и рассматривать работы своих одноклассников. В 5 классе мы продолжили выпуски
журналов.

В мае 2010 года была проведена анкета для родителей. (Приложение 13)
Позитивно относятся к предмету 100% обучающихся. Родители положительно относятся к курсу «Основы мировых религиозных культур» - 99%. Большинству родителей нравится учебник 87%, 13% родителей затрудняются ответить. Все родители ответили на вопрос «Носит ли воспитательный характер учебное пособие по выбранному Вами модулю курса?» положительно – 100%. Родители иногда читают вместе со своим ребенком произведения, предложенные в учебнике. – 70%, не читают – 26%, постоянно читают -  4 %.
Кравец Татьяна Николаевна 231-129-501
Город Новосибирск

Приложения