Суд над Печориным

Разделы: Литература


Цели:

- обобщить изученный на уроках материал по роману “Герой нашего времени”;

- дать возможность учащимся через игру показать свое видение лермонтовских героев;

- выяснить, почему лермонтовские герои волнуют читателей разных эпох и поколений;

- воспитывать литературный вкус и любовь к русской классике;

Игровые уроки, коим является суд над литературным героем, предоставляет для учащихся широкие возможности для самовыражения, с помощью игры создаётся высокая мотивация. Игра позволяет ребятам сымитировать реальные ситуации, пережить их на эмоциональном уровне, позитивно влияет на межличностное общение подростков. Более того, когда в игру включён весь класс, то каждый должен соблюсти общие правила и не выпасть из команды, проявив как бойцовские качества, так и актёрское мастерство при исполнении заданной роли.

В связи с тем, что в старших классах довольно сложно проводить игровые уроки литературы, хочу поделиться с коллегами одним из вариантов заключительного урока по “Герою нашего времени” М.Ю. Лермонтова в 9-м классе.

Данный урок-игра также даёт возможность как максимально использовать умственные способности, так и раскрыть духовный багаж, ведь он носит форму суда: нужно каждому её участнику занять определённую позицию по отношению к литературному герою и отстаивать её. Данная форма побуждает всех и каждого откликаться как на успех, так и на неудачу, совместно двигаться к поставленной цели.

Учитель же может отследить, насколько глубоко усвоен изученный материал, умеют ли девятиклассники при выполнении самостоятельного задания использовать следующие методы: анализ, синтез, сопоставление.

На данный тип урока учитель класс нацеливает на начальном этапе изучения творчества Лермонтова. Тогда же предлагает подумать о роли, которую учащиеся хотели бы сыграть. Естественно, это не означает, что учитель должен слепо следовать за волей ребенка. Такт, совет учителя и желание ученика позволят наилучшим образом справиться с задачей рационального распределения ролей.

На протяжении всех уроков по “Герою нашего времени” учитель, как опытный капитан, ведет команду к итоговой игре: помогает обратить внимание на авторский замысел при написании романа, на способы его реализации, на поступки героев и их мотивы, на психологизм повести “Княжна Мери” и т.д.

После коллективной работы над романом учащиеся пишут сочинение на тему “Злодей или герой Печорин?” Теперь настало время каждому самоопределиться: в каком обличии предстал перед ним лермонтовский герой и отразить это в сочинении.

По сути, эта тема развивается и на игровом уроке, в ходе которого каждый участник игры должен ответить на этот вопрос с точки зрения своего персонажа.

Ребятам предстоит разыграть роли судьи, прокурора, адвоката, Максима Максимыча, Азамата, драгунского офицера, княжны Мери, доктора Вернера, княгини Лиговской, ундины, Печорина, секретаря суда.

Подготовка к уроку-игре ведется параллельно с изучением романа.

Когда роман изучен, избранной судейской коллегии предлагается шаблон-образец самого заседания и объясняется порядок его ведения, ведь урок-игру ей нужно будет вести самостоятельно. Учитель предлагает ей лишь возможные варианты начала речи на суде, стандартные обороты, примерные реплики, остальное – дело творчества самих участников игры:

Секретарь суда:

- Встать, суд идёт! (Заходит судейская коллегия)

- Прошу всех сесть!

Встаёт судья и зачитывает:

- Сегодня слушается дело об убийстве на дуэли господина Грушницкого поручиком Печориным Григорием Александровичем. Дуэль произошла …(далее ученик – судья дописывает свою вступительную речь самостоятельно.)

Судья:

- Слово предоставляется господину (же) прокурору…

Прокурор:

- Ваша честь, расследование дуэли между… позволяет утверждать, что господин Печорин виноват в гибели своего бывшего однополчанина…(ученик речь прокурора тоже готовит самостоятельно)

В качестве свидетеля для дачи показания в зал вызывается Максим Максимыч……(далее ученик дописывает самостоятельно.)

Максим Максимыч:

- Ваша честь, с Григорием Александровичем мне довелось служить ………(далее ученик дописывает самостоятельно.)

Судья:

- Есть ли вопросы у обвинения к свидетелю?

- Есть ли вопросы у защиты к свидетелю?

(Обращаясь к свидетелю после ответов на заданные вопросы)

- Вы свободны. И т.д.

После заслушивания показаний обвиняемого:

Секретарь:

Встать! Суд удаляется на совещание! (Судейская коллегия выходит и тут же возвращается).

Секретарь:

- Встать, суд идёт!

Судья зачитывает обвинение:

- Заслушав дело …именем Российской империи… (Судья сам составляет обвинение)

Также даются учащимся, имеющим роли, самые общие установки: адвокат должен в своей речи объяснить, что побуждало его подзащитного совершать те или иные поступки. В процессе же самой игры ему важно внимательно следить за выступлениями свидетелей и задавать им такие вопросы, которые бы способствовали реабилитации Печорина… Схожее задание получил и прокурор.

От судьи требуется строго следить за ходом процесса, за корректностью выступающих, поддерживать ход заседания вопросами ко всем участникам действа. (Часть вопросов судейская коллегия придумывает заранее, зная участников и содержание романа, но большую часть им приходится придумывать по ходу урока. Именно это нужно учитывать при выборе кандидатур на эти три роли.)

Но урок не должен закончиться чтением приговора.

Игра – суд длится не более 25-30 минут. Вторая часть урока посвящена рефлексии. По традиции сначала обмен идёт положительными мыслями и чувствами: что пережили, какие были ощущения у самих участников игры, у зрителей… Затем идет разбор просчетов.

Следует отметить что, так как первая часть урока - коллективный проект, то каждому его участнику ставится одинаковая отметка. А на недостатки в корректной форме просто указывается. Это позволяет сохранить высокую мотивацию у участников проекта.

Не только сама игра, но и вторая часть урока – ее обсуждение – показывают, насколько глубоко ребята смогли понять и прочувствовать лермонтовский роман, убеждают, что он не оставляет детей равнодушными, позволяет детям приобрести новый эмоциональный опыт.

А не это ли самое важное на уроке литературы?

Приложение

Примерная речь прокурора

Ваша честь!

Обращаюсь к Вам, полагая, что имею полное право выступить с обвинением в адрес господина Печорина Григория Александровича, убившего на дуэли господина Грушницкого, т.к. обстоятельно изучил все документы по данному делу. И хочу особо подчеркнуть, что материал по нему готовил тонкий психолог и компетентный эксперт, коим является господин Лермонтов М.Ю.

В процессе расследования было установлено, что г-н Печорин в Пятигорске пребывал с11 мая по 16 июня. За столь короткий срок он сумел восстановить против себя всё “водяное общество”. Бывшего однополчанина он превратил в своего недруга, бравируя тем, что “любит наживать себе врагов”.

За Печориным Г.А. тянется шлейф донжуана и ловеласа, что он не преминул продемонстрировать в Пятигорске, волочась за госпожой В. Не имея серьёзных намерений на женитьбу, он влюбил в себя юную княжну Л. Будучи фаталистом, постоянно играя своей судьбой, г-н Печорин дал согласие на дуэль, не сделав попытки как-то смягчить ссору или хотя бы оговорить менее жёсткие условия дуэли. Печорин в очередной раз играл, упиваясь ролью непереносимо оскорблённого, ожидая, когда молодой, неопытный в дуэлях офицер подставит своё горячее сердце под дуло печоринского пистолета…

Итог дуэли был предсказуем. И я требую самого сурового наказания для господина Печорина – разжаловать в солдаты и сослать на Кавказ в действующую армию.

Благодарю за внимание.

Примерная речь Мери Лиговской

С господином Печориным я познакомилась не так давно в Пятигорске. Мне он показался самоуверенным и любящим себя человеком. Но я чувствовала, что в нем есть доля доброты и нежности. Мне очень нравится господин Печорин, не буду этого скрывать. Но я еще не поняла, а что он чувствует ко мне, есть ли это любовь или просто увлечение…

Я видела, что с Грушницким они конфликтовали. Но не придавала этому большого значения. Полагаю, что Грушницкому я тоже нравилась, что он испытывал ко мне нежные чувства. Но что их конфликт приведет к дуэли?! Этого предположить не могла. Я прошу суд о снисхождении к Печорину, потому что он согласился на дуэль не по злобе – Грушницкий сам этого хотел. С Печориным у нас были незначительные разногласия, но, подчеркиваю, незначительные! К Грушницкому я испытывала нежность, но не видела себя в роли супруги ни того, ни другого, хотя Печорин мне по духу ближе. Наши отношения оставались дружески – романтическими. А со стороны Печорина даже в некоторой степени рыцарскими.

Спасибо за внимание, Ваша честь.

Презентация

Видеоприложение 1, 2, 3, 4, 5 ( в связи с большим объемом – у автора)