Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока: Дать основные характеристики различных гипотез происхождения жизни (живого вещества) на планете Земля.

Задачи урока:

1. Дать понятия “биогенеза” и “абиогенеза”.

2. Выделить основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И.Опарина.

3. Рассмотреть этапы эволюции: физико – химический и биологический, их особенности и прогрессивность.

Литература:

1. Захаров В.Б. Общая биология: учеб.для 10 кл.общеобразоват.учреждений \ В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.Н.Сонин. – М.: Дрофа, 2005.

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.Л., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И. Н.Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2004.

3. Сухова Т.С.. Козлова Т.А.. Сонин Н.И.. Общая биология.10-11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / Под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2000.

4. Лебедев А.Г. Биология. Руководство для подготовки к экзаменам / А.Г. Лебедев. – М.6 ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство АСТРЕЛЬ”, 2004.

5. Лекции курсов Коваленко Г.И., ГОУ ДПО “КРИРО и ПК” г. Сыктывкар, 2010 год.

Материалы и оборудование:

1. Компьютер с видеопроектором.

2. Мультимедийная программа “Биология” Издательство “1 С Репетитор”.

3. Фотографии живых организмов на магнитной основе “Круговорот азота и углерода в природе”.

4. Презентация урока.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Технология – интеллектуально – дискуссионная игра “Дебаты”.

Работа творческих групп (2 группы), в каждой группе по 3 человека, остальные учащиеся - зрители, приглашенные учителя - судьи.

“Дебаты” - это формальный спор по определенным правилам, где две команды, защищая свои интересы и позиции некоего спорного утверждения – тезиса (“За” и “Против”), пытаются убедить судей в том, что их позиция верна.

Принципы игры “Дебаты”:

1. Обучение – обучение правилам цивилизованного спора, т.е. обучение имеет большее значение, чем победа.

2. Обязательство честности – стержень дебатов.

3. Уважение - дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений.

Правила игры “Дебаты”:

1. В каждой команде по три участника.

2. На обсуждение выносится чётко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая – опровергнуть.

3. Команда, защищающая тезис условно называется “Утверждающая сторона”, а команда, опровергающая тезис условно называется “Опровергающая сторона”.

4. “Дебаты” - это командная игра, поэтому у каждого члена команды есть свои обязанности:

Утверждающая сторона Опровергающая сторона
У № 1. Первый участник

- представляет команду

- формулирует утверждение

- обосновывает его актуальность

- представляет точку зрения команды

- представляет аргументы для доказательства.

О №1. Первый участник

- представляет команду

- отрицает тему

- представляет другие аспекты стороны

- опровергает аргументы, выдвинутые

(У № 1)

2. Второй участник

- восстанавливает точку зрения

- приводит новые доказательства

- опровергает отрицающий аспект, выдвинутый (О № 1)

2. Второй участник

- подробно развивает отрицающую позицию

- приводит новые доказательства

3. Третий участник

- акцентирует узловые моменты своей позиции

- выявляет уязвимые места в отрицающей позиции

- сравнивает аргументы сторон

- делает вывод

3. Третий участник

- акцентирует узловые моменты своей позиции

- выявляет уязвимые места в утверждающей позиции

- сравнивает аргументы сторон

- делает основной вывод

Правила судейской этики:

1. Честно и справедливо судить игру, не отдавая предпочтение никакой команде;

2. Вести запись хода игры и дать чёткие письменные комментарии;

3. Заполнить протокол и сдать его сразу после игры организатору;

4. Судья всегда прав!

Приложение № 1

Протокол игры “Дебаты”

Утверждающая сторона / Опровергающая сторона Регламент Баллы
Содержание
- до 10
Способ
- до 10
Структура
-до 10
Сумма
Выступление № 1 4        
Ответы на вопросы оппонентов 4        
Вопросы 4        
Выступление № 2 3        
Ответы на вопросы оппонентов 4        
Вопросы 4        
Выступление №3 3        
Сумма баллов          

Приложение № 2

Регламент игры.

Первый раунд
Выступающий Выступление команды № 1 Вопросы команды № 2 и зрителей к команде № 1 Выступление команды № 2 Вопросы команды №1и зрителей к команде № 2
Время, минуты 4 4 4 4
Второй раунд
выступающий Выступление команды № 1 Вопросы команды № 2 и зрителей к команде № 1 Выступление команды № 2 Вопросы команды №1и зрителей к команде № 2
Время, минуты 3 4 3 4
Третий раунд
Выступление команд , время – 3 минуты

Важная задача участников игры “Дебаты” состоит в том, чтобы понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного изучения и тщательной проработки аргументов в их поддержку.

Ход урока

1. Организационный момент (цель, задачи и ход урока).

2. Активизация творческих групп на работу и спор.

Учитель: отрывок из стихотворения Ю.Линника “Краски Земли”.

Пусть у нашей земли – небольшие права полустанка:
Рядовой огонек на грохочущем Млечном Пути…
Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,
Этой гаммы вовек на далеких мирах не найти.

(Внимание на экран и фотографии на доске).

3. Работа творческих групп по регламенту (на экране через видеопроектор)

Вопросы для обсуждения (даны заранее – подготовиться дома).

1. “Биогенез” и “абиогенез”.

2. Основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И.Опарина.

3. Этапы эволюции живой материи.

Утверждающая сторона Опровергающая сторона
У № 1. Первый участник

- представляет команду “ Биотоп””

- формулирует утверждение “абиогенез” и “биогенез”

- обосновывает актуальность теории А.И. Опарина.

-представляет аргументы для доказательства.

О №1. Первый участник

- представляет команду “ Антропоид”

- отрицает тему “абиогенез” и “биогенез”, приводит примеры метафизической теории и заселения из космоса, НЛО.

- представляет другие аспекты стороны теории А.И. Опарина, дарвинизма.

2. Второй участник

- восстанавливает точку зрения по теории А.И. Опарина

- приводит новые доказательства

2. Второй участник

- подробно развивает отрицающую позицию об относительности различных гипотез происхождения живой материи.

- приводит новые доказательства

3. Третий участник

- акцентирует узловые моменты своей позиции

- на современных гипотезах эволюции живой материи на планете Земля.

- делает вывод об этапах эволюции, поясняет биологический прогресс и регресс.

3. Третий участник

- сравнивает аргументы о различных гипотезах эволюции органического мира .

- делает основной вывод о продолжении изучения вопроса происхождения жизни на земле и различных направлениях эволюционного прогресса.

4. Подведение итогов работы, ответ на поставленный вопрос по слайду “Что появилось раньше – яйцо или курица?”.

5. Домашнее задание: стр 41-51, Карточка № 1, письменный вопрос “ Влияние способов обработки молока на срок его хранения” - пастеризованное, стерилизованное и парное.

Карточка № 1

Факты Причина
1. Молоко скисает в теплом помещении  
2. На хлебе выросла плесень  
3. На меховых изделиях в доме появилась моль  
Вывод:  

Приложение №3

Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не одну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте человека в системе живых существ. В этом вопросе с древности существуют две противоположные точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого – теория абиогенеза; другая – теория биогенеза – отрицает самопроизвольное зарождение жизни.

Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строгую научную почву и тем самым обосновать правильность теории абиогенеза. Они дают возможность наметить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую. И те пути эволюции вещества, которые могли привести к возникновению живого.

Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Греческий филосов Эмпедокл (V в. до н.э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал аналогичные взгляды, приписывал происхождение вшей из мяса, клопы - из соков тела животных, дождевые черви – из ила прудов.

Итальянский ученый Ф.Реди (середина XVII в.) показал, что справедливый принцип “все живое – из живого”, английский ученый В.Гарвей (XVII в.) провозгласил принцип “все живое – из яйца”. Работы Л.Пастера явились переломным моментом в истории учения о происхождении жизни. [1]

Приложение №4

Автором коацерватной теории является известный русский биохимик А.И.Опарин (1924), к аналогичным выводам пришёл английский учёный Дж.Холдейн.

Опарин считал, что переход от химической эволюции к биологической требовал обязательного возникновения индивидуальных фазово-обособленных систем, способных взаимодействовать с окружающей внешней средой, используя ее вещества и энергию.

При определенных условиях водная оболочка приобретает четкие границы и отделяет молекулу от окружающего раствора. Молекулы, окруженные водной оболочкой, могут объединяться, образуя многомолекулярные комплексы – коацерваты.

Путем включения в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) можно вызывать ряд реакций, в частности полимеризацию поступающих из внешней среды мономеров. За счет этого капли могут увеличиваться в объеме и весе, а затем дробиться на дочерние образования.[1]

Приложение № 5

Первыми и наиболее важными событиями биологической эволюции после возникновения фотосинтеза и аэробного типа обмена следует считать появление эукариот и многоклеточности.

В результате взаимополезного сожительства - симбиоза – различных прокариотических клеток возникли ядерные, или эукариотические организмы. Основной “базой” для симбиоза была гетеротрофная амебоподобная клетка. Образовавшиеся подвижные эукариоты путем симбиоза с фотосинтезирующими организмами дали водоросль, или растение.

Первая попытка разрешения вопроса о происхождении многоклеточных организмов принадлежит немецкому ученому Э.Геккелю (1874), который полагал, что каждая стадия онтогенеза повторяет какую- то стадию, пройденную предками данного вида во время филогенетического развития. Представления Э.Геккеля получили название теории гастреи.

Основу современных представлений о возникновении многоклеточности составляет гипотеза И.И.Мечникова (1886) – гипотеза фагоцителлы. По предположению ученого, многоклеточные произошли от колониальных простейших – жгутиковых. Пример такой организации – ныне существующие колониальные жгутиковые типа вольвокс.

Возникновение жизни на Земле носит закономерный характер, и ее появление связано с длительным процессом химической эволюции, происходившей на нашей планете.[1]