Формирование осознания себя посредством природного окружения

Разделы: Работа с дошкольниками


Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционально нравственного отношения к растительному и животному миру. Мы, педагоги, учим детей помогать растениям и животным, живущим рядом с нами – это деревьям парков, участка, растениям цветников, животным в живом уголке детского сада, зимующим птицам, т.е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.

Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, мы, взрослые, помогаем им почувствовать и осмыслить красоту и гармонию в природе.

Нравственно-экологическое воспитание и просвещение в детском саду и семье должны привести к постепенной перестройки сознания. Но это произойдет лишь тогда, когда нормы нравственного отношения к природе станут внутренней потребностью личности. Мы полагаем, что достичь этого можно при условии, когда нормы не будут насильственно навязываться, а под воздействием особых условий и воспитательной среды будут формироваться в каждом ребенке, который станет взрослым с развитым экологическим сознанием.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например, животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит как и я. Многочисленные интересные наблюдения в природе помогают сформировать у детей отношения сочувствия к представителям растительного и животного мира.

В силу своего возраста и физических возможностей дошкольник активно знакомится и взаимодействует с окружающим миром в основном в пределах территории детского сада и в его помещениях. В связи с этим наиболее приемлемой формой познания природы, ее частей, явлений является игра. Мы считаем также, что игра позволяет не только усвоить основы экологических знаний, но, и воспитывает многие нравственные качества. Игра – основная ведущая деятельность воспитанников детского сада <Рисунок 2>.

Все игры в зависимости от того по чьей инициативе они возникают, объединяются в три группы:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (театрализованные, сюжетно-ролевые, пальчиковый театр). <Рисунок 1, 3, 4, 12, 13>
  2. Уже в процессе организации игры ребенок проявляет свои коммуникативные способности, примеряет “майку лидера”. В процессе игры воспитывается чувство ответственности (начал дело – доведи его до конца), лояльность к товарищам, чувство коллективизма, поддержки слабых.

    img1.jpg (24847 bytes)  img3.jpg (18098 bytes)

     

    img4.jpg (27820 bytes)

    img12.jpg (15427 bytes) img13.jpg (18676 bytes)

  3. Игры, возникающие по инициативе взрослого (организованные)– дидактические, подвижные, досуговые. < Рисунок 7, 8, 14, 15, 16>
  4. В этих играх проявляется умение слушать воспитателя, понять задание, тренируется наблюдательность и аккуратность. Не обойтись здесь без терпения, неконфликтности, умения уступить, остаться на вторых ролях. Конечно, жизнь научит, но важно, чтобы ребенок был готов к этому и не страдал.

    img14.jpg (149296 bytes)

    img15.jpg (174206 bytes)

    img16.jpg (186348 bytes)

  5. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа– народные игры. Эта группа игр воспитывает уважение к истории народа, традициям. Вместе с праздниками ребята усваивают определенные изменения в природе. <Рисунок 9, 10, 11>

Игры играют большую роль в развитии умственных навыков: умении анализировать, сравнивать, классифицировать.

Хочу особо выделить дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания расширяют представление детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, выработки навыков культуры поведения в окружающей природной среде. Они развивают познавательные способности детей. Например, лото “животные”, “растения” – учат классифицировать объекты, изображенные на карточках. В средней группе дети, играя, узнают овощи, фрукты, учатся классифицировать растения: полевые, лесные, комнатные. В старшем возрасте, играя в лото, ребята учатся опознавать растение по плодам, листьям, в конце концов, определяют его по описанию внешнего вида, на ощупь, по загадкам. <Рисунок 15, 16, 18>

img16.jpg (186348 bytes)

img18.jpg (181005 bytes)

Дидактические игры экологического характера включают два блока:

  • Игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
  • Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Каждый из блоков условно делятся на игры с предметами, настольные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с различным природным материалом (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики.

Эта игровая деятельность развивает воображение, творческие способности детей, усидчивость. Дети сознают, что все красивое, созданное их руками или существующее в природе достойно бережного отношения. <Рисунок 17, 18>

img18.jpg (21712 bytes)

Настольные игры направлены на уточнение представлений об окружающем. Это такие игры как домино, разрезные картинки, складные кубики, пазлы. Здесь игра не обойдется без доброжелательного отношения друг к другу, умению радоваться успеху друга. <Рисунок 14,16 >

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Я в своей работе использую много подвижных игр, в основе которых лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазание, метание. Одной из таких игр является “Раз, два, три к названному дереву беги”. В других используется имитация позы или движений животного. Моим детям очень нравятся игры – импровизации, в которых они с помощью движений изображают крону дерева, порыв ветра, лесных зверей, птиц, полет бабочек, стрекоз, жуков, движение ручейка. Если ты сам на короткое время стал частью живой природы, то не сможешь уже оставаться равнодушным к ней. <Рисунок 20, 21, 22, 23, 24, 25>

Всем педагогическим коллективом проведена работа по упорядочению различной игровой деятельности в области экологического образования и воспитания. Для этого в каждой группе созданы экологические уголки, которые объединены в “экологическую тропу детского сада”.

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Экологическая тропинка, созданная в нашем детском саду, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, ее живыми представителями прямо непосредственно в группах детского сада. Она формирует систему экологических знаний и представлений, развивает эстетические чувства, позволяет участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными. Каждой группой подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать)  наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей разного возраста. <Рисунок 26, 27, 28, 29, 30, 31>

img29.jpg (18902 bytes)

img30.jpg (18225 bytes)

На каждой точке ребят ждет разнообразная игровая деятельность. Так, в старшей группе первая экологическая точка знакомит нас с миром черепах, этих удивительных существ, ровесников динозавров. Ребят познакомят с особенностями их содержания, кормления. Здесь предусмотрена игра-пазл “Подводный мир”. <Рисунок 29, 30>

В подготовительной группе на экологической точке “Мир животных” ребят ждет сказка—игра, нужно классифицировать животных по среде обитания.

В каждом из экологических уголков воспитанников ждет интересная программа.

Экологические игры, предусмотренные программой Васильевой М.А. и разработанные педагогами детского сада дают положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств, способствуют нравственному воспитанию. Дети начинают понимать красоту окружающего мира, ценить ее и беречь. <Рисунок 32>