Разнообразие животного мира Краснодарского края. Птицы. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить с разнообразием птиц Краснодарского края,
  • воспитывать бережное отношение к животным,
  • расширять кругозор,
  • развивать интерес к тайнам природы.

Оборудование:

  • карта-схема животного мира Краснодарского края,
  • иллюстрации с  изображениями птиц, записи пения птиц,
  • костюмы птиц,
  • карточки с пословицами и поговорками,
  • таблицы «Перелетные птицы» и «Зимующие птицы».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

– Ребята! Сегодня мы поговорим с вами о птицах, обитающих в нашем крае. Урок наш будет необычным. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Остановки у нас будут на очень интересных и занимательных станциях. Давайте перед отправлением рассмотрим карту нашего путешествия. (Приложение 1).

Станция «АДРЕСА ПЕРНАТЫХ»

(Рассказ сопровождается показом мест обитания птиц  на карте Краснодарского края.)

Богат и разнообразен животный мир нашего края. В нем насчитывается около 320 видов птиц.
В северной его половине распространены степные животные. Из птиц особенно многочисленны воробьи, вороны, галки, жаворонки, степные орлы. Высматривая добычу, в небе плавно описывают круги хищные коршуны.
В приречных кубанских лесах вьют свои гнезда и выводят птенцов дятлы, синицы, голуби, вороны, щеглы, сойки и другие птицы.
В плавнях и лиманах Кубано-Приазовской низменности, в дельте Кубани много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, выпь, чибисы, кулики, различные цапли, гуси, иногда прилетают лебеди. По обрывистым берегам рек селятся голубые сизоворонки, полевые воробьи и полевые ласточки.
На ракушечных пляжах побережья Азовского и Черного морей выводят птенцов чайки, гнездятся кулик-сорока, морской зуек.
Утром лес и долины предгорий наполняются пением и щебетанием различных птиц. Стрекочут сороки, свистят дрозды, кукуют кукушки, перекликаются сойки, суетятся у ручьев трясогузки, у берегов рек слышится мелодичный напев желто-лимонной иволги, быстро мчатся за добычей кобчики. Мелодично постукивают о кору стволов врачеватели лесов – дятлы. Проворные сорокопуты охотятся за насекомыми. Юркая золотистая щурка гоняется за пчелами, шмелями, хватая их на лету своим длинным тонким клювом. Здесь летают совы, филины, скворцы, дубоносы, щеглы, зимородки, синицы, а высоко в горахкавказские тетерева и горные индейки. Можно увидеть и крупных хищников – беркута и ягнятника.
Не все птицы обитают у нас круглый год. Многие живут только летом, выведут птенцов, а осенью улетают в более теплые края.
Птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредных насекомых. Полезны и хищные птицы.

Давайте решим задачу: За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 20 сов?

Станция «ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ»

– Если в лесу вести себя тихо-тихо, то очень много разговоров можно услышать. Мы вам представим некоторые из них.
– О чем же говорят птицы? Нам поможет об этом узнать писатель В. Бианки.

Инсценирование.

«Две вороны»

– Карр! Здравствуй, сестрица!
– Карр! Бонжур, мадам!
– Ка-ак!?
– Бонжур, бонжур, мадам!
– Что-то, мать моя, ты плетешь непонятное. Я тебе на чистом вороньем языке «здравствуй» говорю, а ты мне – бур-бур»…
– Так и я «здравствуй» говорю. Только по-французски. Я, сестрица, зиму-то во Франции провела, там климат помягче. Теперь вот домой помаленечку пробираюсь, да никак еще к родному языку не привыкну… Адье, мадам, тьфу ты,  до свиданья, сестрица!

«Черный клюв и белый клюв»

– Грач, ты, небось, на пожар летал?
– Почему это на пожар?
– Да у тебя нос закопченный!
– Почему это закопченный?
– У грачей носы белые, а у тебя черный! Будто его нарочно закоптили!
– И все ты врешь! Нос у меня нормальный и очень красивый! Просто я молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел нос до блеска начистить!

«Коростель и грач»

– Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?
– А я ждал, когда мой дом подрастет.
– Как это – дом подрастет?!
– Ты на дереве, грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет.

«Выпь и утка»

– Ой, кто так страшно на болоте ревет? Медведь, наверное!
– Нет.
– Значит, это Лось ревет!
– Нет.
– А кто же тогда?
– Это я, Выпь.
– Ты?! Вот уж не поверю! Чтоб такая серенькая птица, невидная, и так ревела? Быть не может! Из всех птиц на болоте я, Утка, громче всех крякаю!
– А сейчас поглядим! У-у-у-у-у-ух!
– Кря!
– Ага, со страху в камыши забилась! Будешь знать, чей голос толще!

«Соловей и вороненок»

– Кар-р! Куда, ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь! Ступай прочь!
– Почему?
– А в этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть.
– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Станция «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

– Соберите и объясните полученные пословицы:

На чужой стороне                                             и орел – ворона.
Человек без Родины –                                      что соловей без песни.
О том кукушка и кукует,                                   что своего гнезда нет.
Поет как соловей,                                             а кусает как гадюка.
Прилетел кулик из заморья,                             принес весну из неволья.
Увидел грача –                                                  весну встречай.
Лучше синица в руке,                                       чем журавль в небе.
Слово не воробей,                                            вылетит – не поймаешь.

Станция «КРОССВОРДОМАНИЯ» (Приложение 2).

Задания к кроссворду:

1. Днем сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой.

2. Мы построили вдвоем для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец, прилетай скорей…

3. Не за морем птица эта – возле нас с тобой живет.
Дом потише выбирает и гнездо на крыше вьет.

4. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица…

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.
Его и песни, и полет вошли в стихотворения!

6. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

7. Кто там прыгает, шуршит? Клювом шишки порошит?
Голоском речистым, чистым – кле! кле! кле – поет со свистом.

8. Дом построен над водой, на тростинке молодой.
Тростинка чуть сгибается, как люлька дом качается.

9. Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает.

10. Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче.

11. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:

Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут!

12. Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь – и был таков.

Станция «ПОИГРАЙ-КА»

– А теперь поиграем с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите лишнее слово, дайте мне знать: вы можете хлопать и топать. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!

Станция «ПЕРНАТЫЕ БАРОМЕТРЫ»

– С давних времен люди, чтобы определить, какая будет погода, наблюдали за птицами. Давайте вспомним народные приметы.

  • Галки прячутся кто куда – будет… ненастье.
  • Вороны прячут клюв – к… ненастью, к… сильному ветру; сидят на верхних ветках – жди… тихой, безветренной погоды.
  • Кукушка станет куковать –… мороза больше не видать.
  • Дятел часто выстукивает дробь – к… потеплению.
  • Вороны купаются ранней весной – к… теплу.
  • Ласточки летают низко – к… дождю.
  • Кукушка закуковала – пора… сеять лен.
  • Воробьи в пыли купаются – к… дождю.
  • Снегирь под окном чирикает – к… оттепели.

Станция «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ПТИЦЫ»

– Выберите из предложенных ответов один правильный.

1. Для чего дятел барабанит?

  • клюв чистит;
  • кому-то что-то сообщает;
  • музыкой увлекается.

Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».

2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

  • дятел имеет крохотный мозг;
  • череп сверхкрепкий;
  • голова на амортизаторах.

Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук о дерево слышали? И как это у него голова не болит?
Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.

3. Какие птицы самые быстрые?

  • соколы и ястребы;
  • ласточки и стрижи;
  • утки и чайки.

«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая..» – поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 км/ч.

4. Тело какой птицы может пролежать после смерти 15-20 лет и не испортится?

  • клест;
  • дятел;
  • синица.

Клест – одна из самых красивых и своеобразных птиц. Мало того, что клюв у нее «задом наперед» (нижняя челюсть торчит, а верхняя вниз) и птенцов она выводит зимой, еще и умереть «по-настоящему» не может. Тело ее пропитывается к старости смолой так, что многие годы не подвергается гниению.

Станция «ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ»

– Дети, попробуйте вспомнить, как и о ком  в народе говорят, используя названия птиц. Итак, продолжите:

  • Мудрый, как… ворон.
  • Вороватый, как… сорока.
  • Вольный, как … птица.
  • Важный и надутый, как… индюк.
  • Верность… лебединая.
  • Желторотый, как… птенец.
  • Зоркий, как… орел.
  • Шея красивая, … лебединая.
  • Трещать, как… сорока.
  • Походка плавная, … лебединая.

Станция «ЗНАТОКИ»

– Ответьте на вопросы:

  • Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи.)
  • Какая птица выше всех летает? (Орел.)
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
  • Перед какой погодой птицы перестают летать? (Перед дождем.)
  • Какая птица умело подражает голосам других птиц? (Скворец.)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
  • Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачи.)
  • Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец.)
  • На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
  • Какая птица имеет длинный хвост? (Сорока.)
  • Какая птица вечером напоминает людям, что спать пора? (Перепел. )
  • У какой птицы хвост рожками? (Ласточка.)
  • Какая птица может работать почтальоном? (Голубь.)
  • Какая птица с давних времен считается символом мудрости? (Сова.)

Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

Выступления чтецов.

  • Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших полей, лесов, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле всегда, голоса их слышны круглый год, и днем, и ночью.
  • Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше облаков и гор, перелетать через пустыни и моря.
  • Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
  • Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
  • Птицы – это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
  • Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, сказки, легенды, песни. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.
  • Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут и их секреты, и их тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, пословиц и поговорок, не сочинят сказок.
  • И это только начало. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Полчища гусениц, короедов и листогрызов погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, трав и цветов, желуди, орехи. Чайки и утки не перенесут на лапках и перьях рыбные икринки из богатых озер в опустевшие. А чтобы этого не случилось, должны мы птиц охранять и беречь.
  • Птицы взяты под защиту Закона. Запрещена ловля и отстрел всех мелких птиц. Нельзя собирать птичьи яйца, уничтожать птиц и разорять их гнезда. Особо редкие птицы занесены в Красную книгу. Для охотников установлены строгие сроки охоты, организованы специальные птичьи заповедники.

– А чем вы, ребята, можете помочь птицам?
– Давайте составим памятку помощи птицам. (Приложение 3).

III. Итог урока

– Дорогие ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне хотелось бы закончить его стихотворением К. Кулиева.

Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.