Заглавная буква в именах собственных. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: в ходе урока подвести  обучающихся к выводу: слово – имя собственное.

Задачи:

  • помочь учащимся в ходе исследования уточнить представления об имени собственном и правилах оформления предложений с именами собственными;
  • формировать умения и навыки работы в сотрудничестве: умение слушать и слышать друг друга, делать выводы;
  • сформировать  понятие «Имя собственное»;
  • способствовать различию имен собственных и слов-предметов;
  • развивать аналитические способности, критического мышления, речь, память, внимание;
  • продолжать развитие каллиграфических навыков;
  • воспитывать аккуратность, наблюдательность, интерес к предмету.

Оборудование:

  • таблица: «Знаю, хочу знать, узнал».
  • текст (для каждого ученика).
  • книжка «Айболит»,
  • портрет К.И. Чуковского
  • картинка-собака,
  • раздаточный материал для учащихся,
  • ключевые слова к теме урока.

ХОД УРОКА

 1. Организационный  момент

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Вызов

На доске написаны слова: Кемерово, Томь, Оля, Дружок, Корней Иванович Чуковский, Космическая.

– Прочитайте. Что вы можете сказать про эти слова? (Эти слова обозначают: название нашего города, реки, имя девочки, кличку животного, Ф.И.О. писателя, название улицы. Пишутся с большой буквы.)
– Молодцы! Как вы думаете, в какую  колонку мы поместим всё, что вы сейчас сказали?
– В 1 колонку «ЗНАЮ».

ЗНАЮ

Имена людей, клички  животных, названия  городов, рек, улиц пишутся с большой буквы.
Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

– У вас у каждого лежит листок на котором напечатан текст. Прочитайте, подчеркните   самостоятельно слова ,которые  обозначают  имена.

Жил-был доктор. Он  был  добрый.  Звали  его Айболит. Доктор Айболит больше всех любил утку Кику, собаку Авву,  свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову  Бумбу.

– Назовите слова-имена, которые вы подчеркнули. (Имя доктора, клички животных.)
– Вам  хотелось бы  узнать, как в русском языке называются эти слова? (Да.)
– В какую колонку мы поместим этот вопрос?

ХОЧУ ЗНАТЬ

– Как  называются  слова ,которые обозначают  имена? Что оно обозначает?

3. Осмысление

(У каждого ученика – текст-правило)

– Прочитайте  текст, подчеркните новое для вас слово (понятие).

Имена, отчества и фамилии людей, клички животных,  названия  стран, городов, деревень, улиц, рек, морей  и океанов пишутся с большой буквы – всё это имена собственные.

– Какое новое (незнакомое) слово вы подчеркнули? («Собственное»)
– Какое  новое слово вы прочитали? (Собственные имена.)
– Что оно обозначает? (Его имя. Имя человека, животного или название другого предмета.)
– А теперь впишите  собственные  имена людей и клички животных  в табличку под текстом.
– С какой буквы вы напишите  имена собственные?

Доктор___________, утка___________,собака__________,свинка_________________, попугай______________,сова______________.

У доски работает  ученик. Вставляет  слова: Айболит, Кика, Авва, Хрю-Хрю, Карудо, Бумба. 

Проверка.

 – Назови слова, которые вставила?
– Почему они написаны с заглавной буквы? (Собственные имена.)
– Как в русском языке  они  называются?

Физминутка

4. Работа в парах

– На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и стрелочками соедините слова, которые сочетаются  друг с другом.

зелёный               огонёк                              плюшевый    Мишка

конь Огонёк                                                   друг  мишка

– Расскажите, что  у вас получилось.
– Почему вы так соединили  слова?
– Как пишутся собственные имена?

5. Закрепление

Задание: написать своё имя, фамилию  на листочке.

– С какой буквы напишите имя, фамилию?

6. Рефлексия

– Время нашего урока подходит к концу. Давайте посмотрим на нашу таблицу.
– Что мы хотели узнать в начале урока? (Как называются эти слова в русском языке)
– Мы узнали?
– Как называются слова-имена в русском языке? (Собственные.)
– Как пишутся собственные имена? (Пишутся с большой буквы.)
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ  ВСЕГДА  ПИШУТСЯ  С БОЛЬШОЙ  БУКВЫ ,чтобы всем было видно, что это ИМЯ. 
– Так в какую  колонку мы это запишем? 
ЗНАЕМ СОБСТВЕННЫЕ  имена.

– Возьмите  карандаш и нарисуйте «СОЛНЫШКО», если вы  хорошо работали на уроке, а если вы были  неактивными на уроке  нарисуйте «тучку».
– Всем спасибо. Урок окончен.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Имя даётся при рождении. Пишется с заглавной буквы.
Личное название человека отвечает на вопрос «кто?»
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сёл, рек, морей, улиц  пишутся с большой буквы.
Как называются  слова, которые обозначают  имена? Собственные имена.
Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.