Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Класс: 3, образовательная система «Школа 2100» (автор учебника А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.)

Технологии: ИКТ, метод проблемного обучения, элементы групповой работы.

Аннотация. Это второй урок, посвященный экосистеме леса,  по-своему сложен. Наряду с изучением рисунка с изображениями обитателей этой экосистемы и знакомством с хвойными и лиственными деревьями, учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями. Внимание обращается  на их роль в круговороте как  «едоков»  т.е. потребителей вещества и энергии,  и  их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового материала. Вместе с учителем ученики в ходе диалога обнаруживают уровень своего незнания и формулируют  вопрос, на который они будут искать ответ на уроке. В ходе рассуждения  учащиеся  предлагают  свои версии ответов на поставленные вопросы, проверяют  себя,  используя материал учебника. Ребята  решают  задачи в группах, парах и индивидуально,   выполняют самоконтроль,    делают   выводы из своих наблюдений. Применение на уроке ИКТ способствует  в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме леса. Развивает у учащихся интерес, любознательность, внимание.

Практическая реализация. Урок проведён  21 января 2010 года; на уроке присутствовала Бочарникова Г.Х. (директор),  Рейндольф Т.А. (заместитель директора по УВР), Абнер И.Н.(учитель русского языка и литературы).

Конспект урока:

Цели:

  • уметь объяснять взаимные приспособления организмов в лесной экосистеме;
  • развивать мышление, память, воображение, речь, самостоятельность, познавательные интересы,  умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,;
  • воспитывать любовь к животным и ко всему живому,  аккуратность и прилежание.

Задачи:

  • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
  • раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
  • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей  питания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки с задачами), модели лесной экосистемы (деревья, кусты, трава, цветы).

Оформление доски: слова для справки «цепи питания», «экосистема, «потребители», «разрушители», «круговорот веществ», «замкнутый», «незамкнутый»,  «ускоряет», «регулируют», « устойчивая».   

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Перемену отдохнули?
И опять звонит звонок.
Вы готовы?  Стол в порядке?
Начинается урок.

– Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас  гости, а во-вторых, работать на уроке нам  будет помогать наш друг компьютер.
Выполнение дыхательной гимнастики, так как это четвёртый урок и на нем присутствуют гости (для снятия психологического напряжения).

II.  Постановка проблемы и актуализация знаний

Фронтальный опрос по изученному материалу.
– С какими экосистемами мы познакомились на предыдущих уроках? (Озеро, болото, луг, лес)
(Презентация, слайд 2)
– Почему я поставила стрелки? Ч то с ними происходит со временем?  (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес).
– В  чём  причина  неустойчивости?  (Незамкнутый круговорот веществ).
– О какой экосистеме мы говорили на прошлом  уроке? (Экосистема леса)
– Давайте смоделируем лесную экосистему. (Работа с раздаточным материалом в парах. Приложение 1).

(Презентация. Слайд 3) Ребята проверяют правильность моделирования экосистемы.
– О каких организмах вы рассказывали? (деревья, кустарники, травы)
– Как назвать их одним словом? (Растения)
– Какую роль растения играют в лесу? (Производители)
– Мы с вами не упомянули животных. Может быть, они в лесу не так важны? (Предположения ребят)
– На какой вопрос мы должны ответить на нашем  уроке? (Какова роль животных в экосистеме леса?)   (Презентация. Слайд 4)

Физминутка

III. Поиск решения проблемы

– Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.
– Рассмотрите  рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. (учащиеся в парах работают по рисунку сначала самостоятельно) (Составляют цепи питания). (Презентация. Слайд 5)
– Итак, какова роль животных – потребителей?  (Потребители участвуют в круговороте веществ.)
– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё?
(Презентация. Слайд 6)
– Короеды. Кто это? Что вы о них знаете? Почему эти жуки так названы? (Предположения ребят).

Решение задач. Что произойдет с растениями, если короед