Аппликация из геометрических фигур

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • умение работать по чертежу, делать разметку по шаблонам, закрепление приёмов резания бумаги ножницами, проведение самоконтроля, умение склеивать детали.
  • развитие координации движения рук при разметке, резании бумаги, развитие воображения, творческих способностей при склеивании.
  • восстановление коллективизма, дисциплинированности, аккуратности, бережливости, трудолюбия, умения довести дело до конца.

Оборудование:

  • для учителя: доска, плакаты: «Поддерживай порядок на рабочем месте», «Как подавать ножницы», «Чертёж изделия», «План работы»; аппликации: «Ракета», «Цыплёнок», «Самолёт», «Машина»; словарные слова: изделие, деталь, голубь-почтальон, вывеска «фигурная».
  • для учащихся: картон, цветная бумага, ножницы, клей, клеевая кисть, простой карандаш, шаблоны, клеёнка, тряпочка.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте! Ребята, какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. А теперь, тихо сели. Ребята, посмотрите всё ли у вас на рабочих местах, всё ли в порядке?
Сегодня на урок труда вы должны были принести картон белого цвета, цветную бумагу, клей, кисть для клея, ножницы, простой карандаш, клеёнку, тряпочку.
– Обратите внимание на плакат, как всё должно лежать на парте, проверьте.
– Ребята, давайте вспомним правила работы на уроке труда, когда мы работаем с ножницами и клеем.
Надо держать свое рабочее место в порядке. Если работаешь с ножницами нельзя их держать раскрытыми, поворачиваться с ними к соседу, его можно поранить, уколоть; убирать ножницы в футляр, передавать кольцами вперёд.
Если работаешь с клеем, то при себе имей тряпочку, чтобы вытирать руки, если капнул на парту протереть, чтобы вытирать руки, если капнул на парту протереть, на аппликацию капнули лишнее. Закончив работу, уберите своё рабочее место. Молодцы!
– А теперь, сели и внимательно слушаем меня. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну, а называется она «Фигурная». Правит этой страной многоуважаемый царь, а как его зовут вам надо угадать:

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня … (квадрат).

– Да, ребята, царя зовут квадрат. И у царя есть сын, зовут его Прямоугольник. Он очень упрямый и капризный мальчик. И все его капризы и прихоти надо исполнять.
– Ребята, скажите, а хорошо ли быть вредным и капризным? (Нет). А почему? (Если будешь капризным и вредным, с тобой никто не будет дружить).
– Ребята, я слышу какой-то стук в окно. Посмотрите, к нам на урок прилетела птица. Что это за птица? (Голубь). У него к ноге привязано что-то, какая-то бумажка. Это необычный голубь, это – голубь-почтальон.
Вы знаете, раньше, в давние времена письма, различные весточки передавали таким образом, через голубя. Прикрепляли к ноге бумажку и отправляли голубя, чтобы он донёс это известие другим.
Давайте посмотрим, что же нам принёс голубь-почтальон? (Это царский указ). Сейчас я прочитаю.

«Повелеваю изготовить для моего сына, на уроке труда аппликацию «машина», но необычную машину, а из геометрических фигур». Подпись: ЦАРЬ.
– Ну что, ребята, давайте попробуем выполнить каприз царского сына. Да, кстати, ребята, а ваши папы и мамы выполняют все ваши капризы и желания? (Ну что поделаешь вы же дети). Сегодня на уроке мы будем с вами работать с бумагой и закреплять свои знания по изготовлению деталей из бумаги. Но прежде чем начать нашу работу, давайте немного отдохнём.

На зарядке первый класс
Мы присядем 5 раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.

– Сегодня на урок мы приготовили цветную бумагу, клей, ножницы. Давайте вспомним, какие работы мы делали из бумаги? (Аквариум, новогодние игрушки). И сегодня, мы с вами продолжаем работать с бумагой. Давайте вспомним правила работы с бумагой.
(Экономно вырезать с краю, не разбрасывать оставшиеся куски бумаги, выбросить в ведро для мусора, не мять бумагу). Молодцы!
– Ребята, мы будем  с вами делать аппликацию «машина». Давайте вспомним какие бывают машины и для чего они нужны? (Легковые машины – перевозить людей, грузовые машины – грузы, стиральные машины – стирать бельё, швейные машины – шить одежду).
– Мы с вами будем делать машину из бумаги, но необыкновенную, а из геометрических фигур. Давайте вспомним какие геометрические фигуры мы знаем? (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, многоугольник…).
– Посмотрите, какие аппликации можно сделать (ракета, цыплёнок, самолёт). А вот такую машину мы с вами сделаем на уроке. Готовая аппликация. Это изделие. Посмотрите на это слово на доске. Прочитайте.
– Посмотрите, из чего сделана наша машина? (Из бумаги). Из каких фигур? (Круг и квадрат). Какого она цвета? (Зелёная кабина и кузов, колёса жёлтые).
– Посмотрите на доску. Здесь дан чертёж машины, по которому мы будем работать. Из каких частей состоит – машина? (Кабина, кузов, колёса)
Для чего нужен кузов? (Чтобы перевозить грузы). Значит это грузовая машина. Из какой фигуры состоит кабина и кузов? (Из квадрата). Из какой фигуры состоят колёса? (Круг). Посмотрите вот на эти фигуры, с которыми мы будем работать.
Обратите внимание на доску. Давайте прочитаем слово – деталь. Деталь –это то, что мы будем изготовлять из бумаги. Посмотрите, сколько нам пригодится деталей для изготовления машины? Считаем (10).
Вот эти детали – фигуры. Они все основные. Машина бывает без кабины? (Нет). Без колёс? (Нет).
У вас на партах лежат фигуры. Какие это фигуры? (Круг и квадрат). Обратите внимание на доску. Прочитайте это слово – шаблон. Шаблон – это разметка для деталей. С ними мы будем работать на уроке. Сколько у вас шаблонов? (2). А сколько деталей надо нам изготовить? (10). Что же нам нужно сделать, чтобы из двух шаблонов получилось – 10 деталей? Надо круг обвести 3 раза, квадрат – 7 раз. Молодцы. Давайте отдохнём.

Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерева смахнул,
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.

– Вот вроде бы разобрались. Но постойте, каждое дело строится по плану. Посмотрите на этот плакат. Что здесь написано – План. Вот по этому плану мы будем учиться работать. Давайте хором прочитаем его.

План:

  1. Обведи (соблюдай цвет).
  2. Вырежи (не забывай количество).
  3. Проверь (по шаблону).
  4. Собери.
  5. Приклей (посмотри на изделие).

Давайте ещё раз повторим правила работы с ножницами:

  • Не держи ножницы кольцами вверх
  • Не ходи с ними по классу
  • Передавай ножницы только в закрытом виде, держа их кольцами в сторону товарища

– А теперь давайте посмотрим на наши работы. Кто раньше всех закончил работу? Кто аккуратнее сделал?
– Чья работа вам понравилась больше? Почему?
– Ну что, мы можем эти машины отправить царю. Как вы думаете, понравятся аппликации царскому сыну прямоугольнику?
– Ребята, что бы вы пожелали Прямоугольнику? (Чтобы он исправился, чтобы он стал хорошим, а не вредным и капризным мальчиком).
– Ребята, а вам понравился урок, какое у вас настроение, что мы делали на уроке? (Делали машину из бумаги, работали по плану, вырезали и склеивали детали, шаблоны, повторяли правила работы с ножницами).
– Вы сегодня все молодцы. Все хорошо работали. А теперь уберите свои рабочие места. Урок окончен.