Влияние коррекционно-педагогического процесса на развитие потенциала одаренной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте

Разделы: Коррекционная педагогика


Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. В специальной литературе много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих описаний, отметим, что этот подход справедлив и оправдан. Действительно, есть выдающиеся дети. Они существенно отличаются от сверстников, они поражают всех своими невероятными успехами.

Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании слов "одаренность" и "дети". Поменяем их местами, и перед нами уже не просто новое словосочетание - "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле одаренность предстает уже не как исключительность, а как дар природы, имеющийся у каждого.

Что ценнее - алмаз, графит или полено? Конечно же, алмаз, скажите вы, тут и сравнивать нечего, но назначение, функция, задаток первого - резать, второго - писать, третьего - давать тепло. А суть их всех - мы это знаем со школьной скамьи - одна: все они углерод. А способность резать, писать, выделять тепло - его свойства. Таким образом, способным будет не алмаз, а углерод - природное вещество. Поэтому от внутреннего строения углерода, созданного природой, зависит, во что превратится задаток углерода: будет резать, писать, или просто чадить ядовитым газом чуть тлеющего полена:

Чувствительность человека - его задатки обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой!

Таким образом, если считать задаток - условием возникновения способности, способность - отдельным инструментом, предназначенным для узкого круга некоторых деятельностей, то механизм - объединение инструментов, связанных между собой, систематизирующее разнообразие содержания отраженного человеком.

Исходя из вышесказанного можно свести психическое развитие человека к одной общей форме, отражающей его золотое правило: задаток способность механизм.

Задатков в человеке очень много, способностей столько, сколько чувствительностей будет органичной частью его рабочих органов: мышления, чувств, воображения и психомоторики. Их число зависит от цели обучения или жизненных обстоятельств, побуждающих человека действовать продуктивно.

Механизмов тоже может быть множество. Но среди множества этих механизмов существует один - универсальный и всеобщий, позволяющий решать разнообразные задачи.

Название этого механизма - талант.

Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи. И чем неожиданее решения, тем ярче талант.

Дети, воспитывающиеся и обучающиеся в МОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №97 "Радость", страдают тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Но всем известный постулат о компенсаторных возможностях организма, наиболее полно проявляет себя в правильно подобранном коррекционно-образовательном пространстве нашего учреждения. У детей, страдающих речевым недоразвитием, как правило, очень слабо развита мелкая моторика рук. И в коррекционной работе с такими детьми учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, инструкторы физкультуры, большое внимание уделяют именно этому аспекту проблемы.

Развивая пальцы рук ребенка, совершенствуя мелкую и общую моторику, мы планомерно и целесообразно воздействуем на мозг, на определенные его структуры, что ведет к акцентированному развитию тех или иных участков головного мозга: пальцы рук, головной мозг, речь.

Развитие речи неразрывно связано с развитием слухоречевых рецепторов ребенка: обучая детей правильному звукопроизношению, учитель-логопед развивает фонематический слух и фонематическое восприятие ребенка; формируя и акцентируя внимание на артикуляционных позах при произношении того или иного звука происходит развитие все той же сенсомоторики ребенка по схеме: артикуляционный аппарат головной мозг.

У детей, посещающих наше МОУ имеются однородные, но не идентичные психофизические недостатки развития, поэтому педагоги в работе с такими детьми разрабатывают и используют в своей работе программы и планы исходя из психофизических особенностей ребенка, применяя индивидуальный подход и в обучении и в воспитании.

Такой подход в коррекционно-воспитательной организации обучения позволяет индивидуализировать нервно-психическое развитие ребенка, способствует развитию его различных функциональных систем мозга.

Учитывая интересы и индивидуально психо-физические возможности ребенка в нашем учреждении широко практикуется кружковая работа, проводимая педагогами нашего учреждения. Здесь каждый ребенок может найти занятие по интересам и в полной мере реализовать свои творческие способности.

Бесспорно, не все, обладающие абсолютным слухом или тонким цветоразличием, могут стать музыкантами, художниками. Не все, обладающие хорошей развитой моторикой становятся выдающимися танцорами и спортсменами. Однако, нельзя не согласиться с тем, что врожденные особенности, получившие должное развитие в определенные периоды дошкольного и младшего школьного детства оказывают существенное влияние и на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений.

Воспитанники нашего МОУ систематически и охотно участвуют в городских, областных и международных конкурсах детского рисунка, декоративно-прикладного творчества, театрального мастерства и спортивных соревнованиях. В большинстве своем наши дети становятся не только активными участниками, но и заслуженными призерами и победителями подобных мероприятий.

Таким образом, способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Одно бесспорно в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей и тех, кто к этому разряду не отнесен. Роль педагогов и родителей, раннее специально организованное обучение и воспитание в этом процессе является решающим. Именно вера в возможности ребенка - одни из важнейших источников его настоящих будущих успехов.

Выявленные специальные способности, характеризующие детскую одаренность и являющиеся ориентиром в коррекционно-педагогической работе с детьми в МОУ "НШДС компенсирующего вида №97 "Радость".

Изобразительно-художественная одаренность:

  1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  2. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, и т.д.
  3. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления поделок, коллажей, рисунков в строительстве построек во время игры.
  4. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение в свободное время, без побуждения взрослых.
  5. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  6. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой.
  7. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства.

Музыкальная одаренность:

  1. Проявляет большой интерес к музыкальным знаниям.
  2. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  3. Хорошо поет.
  4. В игру на инструменте, песню, танец вкладывает всю энергию и чувства.
  5. Любит музыкальные записи.
  6. В пении и музыке стремление выразить свои чувства.

Литературная одаренность:

  1. Любит сочинять рассказы и стихи.
  2. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета.
  3. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоции состояния героев, их переживание и чувства.
  4. Склонении фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  5. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства и настроение.

Артистическая одаренность:

  1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  4. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  5. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  6. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоции переживания.
  7. Любит игры - драматизации.

Спортивная одаренность:

  1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  3. Часто выигрывает в разных спортивных играх и состязаниях.
  4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  5. Движется легко, имеет хорошую координацию движений.
  6. Любит играть на открытых спортивных площадках.
  7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  8. Физически выносливее сверстников.