Избирательное право: принципы, избирательный ценз

Разделы: Социальная педагогика


Цели урока:

  • Дать понятие о формировании демократического избирательного права и основных его принципах;
  • Создать условия для дальнейшего формирования навыков работы с документами, умений анализировать и корректировать собственные ответы;
  • Формировать у учащихся активную гражданскую позицию, политическую активность и политическую культуру.

Используемые материалы: учебники для 10-11 класса "Основы права" автор Никитин А.Ф и "Человек и общество" авт. Боголюбов Л.Н, документы, тест, слайдовая презентация, анкета, выдержки из законов о выборах разных стран разного времени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (поэтапно):

1. Актуализация знаний (беседа с учащимися)

Из истории выборов.

Слова учителя: Мы говорим сегодня об очень важном праве и в то же время обязанности человека, живущего не только в нашей стране, но и во всем мире - о праве участия в управлении своей страной. А как можно участвовать в управлении страной?

Ответ учащихся.

Слайд "Активное и пассивное избирательное право"

Слова учителя: Выбирали правителей и в древние времена.

Слайд "Прямая и представительная демократия"

Слова учителя: Кто вспомнит, когда и как?

Ответ учащихся

Слова учителя: Есть такие понятия, как прямая и представительная демократия

Слайд "Прямая и представительная демократия"

Слова учителя: Прямая - выборы непосредственные и сразу (вече), представительная - избирают своих представителей в органы власти.

Вспомните, пожалуйста, все ли люди участвовали в выборах?

Ответ учащихся

Слова учителя: Во многих странах избирали представителей власти, но везде существовали ограничения. Эти ограничения называются избирательными цензами.

Избирательный ценз - это предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать и быть избранным.

Слайд "Избирательный ценз"

2. Слова учителя: Работа в группах: Раздаются извлечения из документов (Приложение 1) четырем группам. Извлечения из документов разных времен и разных стран, в которых говорится о выборах органов власти. Учащиеся должны за 3 минуты найти в них избирательные цензы, существовавшие в упомянутых в документах странах. Затем представитель каждой группы назовет те избирательные цензы, которые группа нашла в документе.

Слова учителя: Подведем итог работы (сначала называют учащиеся)

Избирательные цензы:

1. Возрастной

2. Имущественный

3. Половой

4. Социальный

5. Религиозный

6. Расовый

7. Ценз оседлости

8. Образовательный

Слайды "Избирательные цензы"

Слова учителя: Таким образом, мы видим, как много людей было лишено возможности избирать и быть избранным, а значит, и участвовать в управлении страной. Человечеству, в том числе и россиянам, пришлось много и долго бороться за избирательные права, чтобы добиться вот этого:

":гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать и быть избранным,: независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям"

Слайд "Избирательный Кодекс Белгородской области ст.5 п.2"

Слова учителя: Есть только два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным:

1. Признание недееспособным, т.е. неспособным своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность;

2. Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.

Слова учителя: Современное избирательное право. Каковы же принципы избирательного права в Российской Федерации?

А) Всеобщее; Б) Равное; В) Прямое; Г) Тайное голосование; Д) Добровольное

Слайды "Принципы избирательного права в Российской Федерации"

А) Всеобщее - избирают все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законах

Б) Равное - никто из голосующих не имеет преимуществ. Один человек - один голос

В) Прямое - избиратель голосует на выборах "за" или "против" кандидатов непосредственно

Г) Тайное голосование - какой - либо контроль волеизъявления избирателей исключается

Д) Добровольность - какое - либо давление на избирателей исключается

А кто знает, какие органы власти в нашей стране мы избираем?

Ответ учащихся

Слова учителя: Может быть, вы сможете сказать, какие избирательные цензы существуют в нашей стране при выборах на государственные должности?

Ответ учащихся

Слова учителя: Как вы думаете, почему повышен возраст для кандидатов в Государственную Думу и на должность Президента страны?

Ответ учащихся

Слова учителя: Зачем нужен ценз оседлости?

Ответ учащихся

Слова учителя: Таким образом, мы с вами выяснили, что:

1). Выборы - важнейшие право и обязанность гражданина;

2). Чтобы в выборах участвовали все граждане страны, людям пришлось за это долго бороться;

3). Существует ряд принципов современного избирательного права в Российской Федерации.

III. Подведение итогов:

Слова учителя: Проверьте полученные знания решением тестов.

Устные ответы учащихся после письменного тестирования

IV. Слова учителя: Рефлексия: В анкетах, написать свои впечатления об уроке (кратко анализирует).

V. Домашнее задание: параграф 37 (учебник " Основы права") и параграф 38, п.3 (учебник "Человек и общество"). Найти материалы из истории стран мира об ущемлении избирательных прав граждан.

Приложения.