Анализ учебной деятельности за 2009/2010 учебный год в ГОУ НПО ПЛ № 6

Разделы: Администрирование школы


Учебный процесс в лицее был организован в соответствии с федеральным законом «Об образовании», Уставом образовательного учреждения, нормативными документами руководящих органов и локальными актами лицея.

План набора составил 200 человек, план выполнен.

В 2009/ 2010 учебном году  лицей работал в режиме 6-дневной недели, занималось 19 учебных  групп (это на четыре группы больше, чем в прошлом учебном году):

на базе основного общего образования:

3 группы 1 курса – № 90,91 (повар, кондитер), 92 (коммерсант в торговле);

3 группы 2 курса – № 80, 579/580 (повар, кондитер), 82 (коммерсант в торговле);

4 группы 3 курса – № 70, 574 (повар, кондитер), 572 и 573  (коммерсант в торговле);

2 группы 4 курса – № 62, 63 (коммерсант в торговле);

на базе среднего (полного) общего образования:

1  группа 1 курса (ТУ) – № 95 (повар, кондитер).

1 группа 2 курса (ТУ) – № 86/87 (повар, кондитер);

– группы без получения среднего (полного) образования:

2 группы 1 курса – № 94 (повар), № 98 (изготовитель хлебобулочных изделий).

3 группы 1 курса – № 84 и 85 (повар), 88 (изготовитель хлебобулочных изделий);

На конец учебного года в лицее обучалось 407 человек, (в прошлом учебном году обучалось 352 человека), выпуск составил 214 человек.

Круговая диаграмма структуры контингента обучающихся  с получением среднего (полного) общего образования, без получения среднего (полного) общего образования,  со средним (полным) общим образованием

рис.1

СПТУ – 12 групп, 63%

ПТУ – 5 групп, 26%

ТУ – 2 группы, 11%

Педагогический коллектив лицея свою  работу строил в соответствии с методической темой «Освоение компетентностного подхода к образованию как основного способа совершенствования качества образования» и задачами на текущий учебный год. Исходя из  задач, поставленных педагогическим коллективом на 2009-2010 учебный год:

  1. Работу ИПР направить на повышение качества обучения обучающихся.
  2. Продолжить работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости.
  3. Продолжить формировать ключевые компетенции обучающихся (умение вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать её) и профессиональные компетенции педагогов (умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их), направленные на освоение компетентностного подхода к образованию как основного способа совершенствования качества образования.
  4. Повышать профессионализм педагогов за счет проведения психологических семинаров – тренингов, курсов повышения квалификации, аттестации, обучающих методических семинаров.

Педагогические работники лицея  внедряли в практику своей деятельности методы компетентностного подхода к образованию. Применяя в своей работе разнообразные формы и методы обучения, преподаватели создали все необходимые условия для реализации обучения обучающихся с разной степенью усвоения учебного материала. Анализ знаний, умений и навыков проводился в различной форме: входной и стартовый контроль (контрольные (срезовые ) работы), текущие контрольные (срезы знаний обучающихся), зачеты в форме ЕГЭ и экзамены. Эти методы прочно вошли в практику преподавания.

В 2009/10 учебном году средняя наполняемость групп  в лицее составила  23 человека.

В лицее сложилась система контроля за посещаемостью занятий обучающимися (ежедневный контроль дежурного администратора, проверка мастером производственного обучения и классным руководителем, рейды во время занятий в общежитии, ежемесячное подведение итогов с целью выявления самой посещаемой группы). Посещаемость остаётся главной нашей проблемой, которую решить до конца не удаётся.

В целом всеми обучающимися за год пропущено: 43741 урок – это примерно по 109 уроков каждым обучающимся, отсюда пробелы в знаниях. Для сравнения в 2008/09 учебном году пропущено было 34117 учебных часов (это на 9624 меньше). Безусловно, многие обучающиеся пропускают занятия  по уважительным причинам (болезни, семейные обстоятельства) т. к. большинство не обладают крепким здоровьем. При этом по неуважительным причинам пропущено 20838 учебных часов (в 2008/09 учебном году – 18641 час).

На 1-ом курсе больше всего пропущено занятий в группе № 92 по профессии «Коммерсант в торговле»  (кл. руководитель Меределин А.В., мастер п/о  Лаврова Е.В ).

На 2-ом курсе больше пропусков в группе № 82 по  профессии «Коммерсант в торговле» (кл. руководитель Семеренко С.В., мастер п/о Захарова Л.М.)

На 3-ом курсе наибольшее количество пропусков в группе  № 573 по профессии «Коммерсант в торговле»  (кл. руководитель Смирнова Л.Л., мастер п/о Тюменцева В.П.) .

На 4-ом курсе большое количество пропусков в группе № 63 по профессии «Коммерсант в торговле» (кл. руководитель Кривоногова С.Ю., мастера п/о Бунина С.А., Молева Т.М.).

Большое количество пропущенных занятий в группе ТУ  № 95 по профессии «Повар, кондитер» (кл. руководитель Семес Г.В., мастера п/о Стельмакова О.А., Тархова Р.С.).

В группах ПТУ и коррекционных больше пропущено занятий уроков в группе № 85 по профессии «Повар» (кл. руководитель Андрушко П.П., мастер п/о Караева Н.В.).

Санитарно-гигиенические, педагогические, психологические условия для работы обучающихся в лицее выдержаны согласно требованиям СанПиН.

Тепловой, световой режим соблюдается. Расписание уроков и нагрузка обучающихся в норме. Регулярно проверяются журналы по Т.Б, серьезных замечаний нет.

В лицее создано  положительное, эмоциональное поле взаимоотношений “преподаватель – обучающийся”, тем не менее конфликтные ситуации создавались по причине нарушения педагогами педагогического такта и превышение педагогических требований, происходили конфликты во взаимоотношениях “обучающийся – обучающийся”.

В текущем учебном году отсев обучающихся составил 62 человека.

По группам это выглядит следующим образом:

Гр. 90 «повар, кондитер»

Гр. 91 «повар, кондитер»

Гр.92 «коммерсант в торговле»

Гр. 94 «повар»

Гр. 95 «повар, кондитер»

Гр.98 «изготовитель хлебобулочных изделий»

Гр. 80 «повар, кондитер»

Гр.579/5 80 «повар, кондитер»

Гр. 82 «коммерсант в торговле»

Гр. 84 «повар»

7

5

6

5

1

4

4

4

9

4


Гр. 85 «повар»

Гр. 86/87 «повар,   кондитер»

Гр. 88 «изготовитель хлебобулочных изделий»

Гр. 70 «повар, кондитер»

Гр.5 72 «коммерсант в торговле»

Гр.5 73 «коммерсант в торговле»

Гр.574 «повар, кондитер»

Гр.62 «коммерсант в торговле»

Гр.63 «коммерсант в торговле»

4

2

2

0

1

2

2

0

2

С целью создания благоприятных условий для обучения необходимо:

  1. Добиваться большей эффективности в работе с “ трудными” обучающимися (социальному педагогу, психологу, администрации  взять эту работу под особый контроль).
  2. Педагогам училища соблюдать педагогический такт и выполнять единые требования к обучающимся.
  3. Преподавателям предмета «физическая культура» спланировать мероприятия по здоровьесберегающей деятельности, активнее вести пропаганду здорового образа жизни.

Работая над повышением качества обученности обучающихся, преподаватели  применяют новые методические приёмы, формы, методы и технологии обучения, а также совершенствуют  те, которые прочно вошли в практику преподавания.  Результатом применения этих методов  и технологий обучения явилось повышение качества обученности обучающихся по предметам специальных дисциплин: оборудование торговых предприятий, технология мучных кондитерских изделий и другие.

По итогам 2009/10 учебного года произошло общее повышение качества обученности учащихся:

Учебный результат (инструмент измерения – текущая и итоговая аттестация).
2008-2009 учебный год.

Показатели

Общеобразовательный цикл

Профессиональный цикл

% успеваемости

99

99,4

% качества

50,7

63,7

Учебный результат (инструмент измерения – текущая и итоговая аттестация).
2009-2010 учебный год.

Показатели

Общеобразовательный цикл

Профессиональный цикл

% успеваемости

99,7

99,9

% качества

52,3

66,1

На каждом этапе учебного процесса  проводится мониторинг качества обученности обучающихся.

Мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся 1-го курса 2009/10 уч. год

Предмет

входной  контроль

промежуточный контроль

вып. работу

Получили оценки

вып. работу

Получили оценки

«5 и 4»

«3»

«2»

% кач.

«5 и 4»

«3»

«2»

% кач.

Русский язык

76

11

40

25

14

55

12

35

8

22

Математика

65

8

42

15

12

63

28

31

4

44

Химия

68

24

38

6

35

70

26

44

-

37

Физика

57

8

19

30

14

60

12

48

-

20

Литература

-

-

-

-

-

55

10

35

10

18

Результаты входного контроля, по сравнению с предыдущим учебным годом, ниже по математике (32 и 12% соответственно) и русскому языку (24 и 14% соответственно), по другим предметам отмечается более высокий  уровень сформированности учебных знаний и умений за курс основной средней школы.

Обобщение результатов контрольных срезов  выявило следующие причины, которые способствовали получению неудовлетворительных оценок:

  • слабое развитие интеллекта;
  • отсутствие познавательных интересов и низкая мотивация на обучение;
  • плохо развитые общеучебные умения и навыки;
  • отрицательное влияние среды (семьи, сверстников) и др.

На протяжении ряда лет отмечается общее снижение качества обученности обучающихся 2 курса групп СПТУ по предметам общеобразовательного цикла. Незначительное повышение качества знаний указывает на заинтересованность обучающихся в получении среднего (полного) общего образования и дальнейшем продолжении образования.

Мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся 2-го курса 2009/10 уч. год

Предмет

Стартовый   контроль

Промежуточный  контроль

Итоговый контроль

% качества

% качества

% качества

Русский язык

-

24

45

Математика

40

30

31

Химия

46

44

32

Физика

26

35

55

Литература

-

44

45

История

36

43

40

Снизились качественные показатели по предметам: математика и  химия, что объясняется сложностью предметов и сокращением количества учебных часов.

Преподавателям необходимо обратить внимание на объективность выставления оценок, быть заинтересованными в позитивном изменении качества учебного процесса, проводить консультационные часы не только для неуспевающих учащихся, но и для тех, кто стремится получить более высокую оценку.

Анализируя итоги 2009/10 учебного года, следует отметить следующие показатели среди учебных групп (Приложение 1).

Количество обучающихся на «4 и 5» – 104 и возросло, по сравнению с предыдущим учебным годом. Число обучающихся имеющих 1-2 итоговые оценки «удовлетворительно»: на первом курсе – СПТУ– 5 человек (в основном по предметам: физика – преподаватель А.В. Меределин, история – преподаватель Н.И. Волошина), на втором-3 (предмет математика – преподаватель Т.Н. Литвиненко), на третьем – 5 (предметы: деловая культура – преподаватель С.В. Семеренко, основы рекламы и делопроизводство – преподаватель С.Ю. Кривоногова ); ТУ – 2 (предмет математика – преподаватель Т.Н. Литвиненко); ПТУ-4 (предметы: основы правоведения – преподаватель Т.И. Плугина, ОБЖ – преподаватель П.П. Андрушко).

Причинами не успешности обучающихся являются: слабый уровень знаний за курс школы, отсутствие мотивации на учебу, неэффективность индивидуальной работы, недостаточный контроль со стороны мастера п/о, классного руководителя, несвоевременность выставления оценок в журнал преподавателями, что не дает возможности  контроля и принятия мер, иногда отсутствие контакта между мастером производственного обучения и преподавателем, несоблюдение единых требований к обучающимся.

С целью создания мотивации на обучение, развитие способностей обучающихся необходимо:

  • организовать целенаправленную работу с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению, через индивидуальный подход на уроках и консультациях;
  • администрации лицея поставить на контроль работу с резервом “ хорошистов”;
  • психологу лицея проанализировать конкретные ситуации и провести беседы с обучающимися, имеющими одну “3”, разработать методические рекомендации педагогам и обучающимся.

Количество неаттестованных (32) и неуспевающих обучающихся (6). Самая главная причина неуспеваемости обучающихся – большое количество пропущенных учебных занятий. Работа со слабоуспевающими обучающимися ведется без системы, а по факту и педагоги не стремятся выяснить причину и ее устранить, чтобы предупредить неуспеваемость обучающихся.  

Для предупреждения неуспеваемости необходимо:

  • педагогам более тесно работать с психологом;
  • психологу создать характеристику неуспевающего обучающегося;
  • всем педагогам совместно выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих обучающихся, работать в контакте.

рис.2

Результаты итоговых экзаменов по предметам профессионального цикла и общеобразовательным предметам в основном подтвердили  текущие результаты. Все требования по проведению итоговой аттестации соблюдены. Нарушений со стороны учащихся во время проведения экзаменов не наблюдалось. Учащиеся, допущенные к аттестации, прошли ее успешно.

(Приложение 2), (Приложение 3), (Приложение 4)

Каждому преподавателю провести диагностику учебных возможностей обучающихся, используя различные методики, для выявления уровня знаний, умений и навыков. Рекомендовать преподавателям проводить текущий и итоговый в виде тестовых заданий (с элементами ЕГЭ), для целенаправленной подготовки обучающихся к сдаче  ЕГЭ.

В  2009/10 учебном году 47обучающихся выпускных курсов подали заявление на участие в ЕГЭ, 31 принял участие,  из них 21 получил  свидетельство о результатах.

Результаты Единого государственного экзамена

№ пп

Предмет

Кол-во обучающихся

Min кол-во баллов, установленное Рособрнадзором

Средний балл по училищу

Самый низкий результат

Самый высокий результат

1.

Русский язык

24

36

45

30

64

2.

Математика

21

21

13

0

30

3.

Обществознание

7

39

43

30

55

4.

История

4

31

32

24

41

5.

Физика

1

34

-

28

0

6.

Биология

3

36

40

38

42

7.

Литература

2

29

0

0

-

Востребовали свидетельства о результатах ЕГЭ 12 выпускников 2010 года.

По результатам итоговой аттестации выпускников Кучина Надежда Сергеевна, обучающаяся группы № 62 по профессии «коммерсант в торговле» с получением среднего (полного) общего образования, за период обучения имеет две полугодовую  отметку «хорошо» награждена серебряной медалью «За особые успехи в учении» как  прошедшая государственную (итоговую) аттестацию.

В  2010/11 учебном году классным руководителям, учителям-предметникам необходимо вести целенаправленную работу по подготовке к ЕГЭ с самого начала учебного года и не только  среди обучающихся выпускных классов, но и обучающихся 1-2 курсов, а также  их родителей или лиц их заменяющих.

В лицее сложилась система по инспекционно – контрольной деятельности, составляется график персонального контроля ИПР с указанием темы и срока контроля. По итогам проверок оформляются справки, приказы. Ежемесячно проверяется правильность и своевременность оформления журналов теоретического обучения, выполнение единых требований. Учебно – программная документация, КМО, журналы по Т/Б, план работы кабинета соответствует современным требованиям, утверждены своевременно.

К началу учебного года комиссией подписаны акты готовности кабинетов. Все заведующие кабинетами ответственно относятся к подготовке кабинетов к учебному году, стремятся к их максимальной сохранности, дидактическое и методическое содержание кабинетов существенно пополняется в течение года. Частично пополнен  библиотечный фонд, приобретены учебные пособия по спецпредметам, обновлены, согласно федерального перечня, по общеобразовательным предметам (химия, обществознание), а также расширен фонд учебной художественной литературы.

 Учебные планы и программы выполнены в полном объёме (уплотнены часы (10% от учебного плана) по предмету «физическая культура»– преподаватель А.Г. Игнатенко).

Исходя, из результатов учебной деятельности за 2009/10 учебный год необходимо наметить задачи на новый период работы.

Задачи педагогического коллектива по организации учебной деятельности на 2010-2011 учебный год:

  • Создать условия, обеспечивающие целенаправленную работу по сохранению контингента обучающихся.
  • Способствовать повышению качества обученности на всех ступенях обучения.
  • Создать условия для формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся  и профессиональных компетенций педагогов (умение включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные особенности и интересы) направленные на освоение компетентностного подхода к образованию как основного способа совершенствования качества образования.
  • Способствовать обеспечению благоприятных условий физического, интеллектуального, психологического, социального становления личности обучающихся.

К работе прилагается презентация (Приложение 5).