Урок окружающего мира по теме "Ты и вещи". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
  • систематизировать знания по самообслуживанию, познакомить учащихся с правильным уходом за одеждой и обувью.
  • развивать любознательность, кругозор учащихся, их творческие способности, прививать навыки культуры труда; развивать логическое мышление.
  • воспитывать уважительное отношение к любому труду; воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, бережливость, создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Ход урока

Название и цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 

 

Эмоциональная мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логика. Игра “Собери картинку”

 

 

 

Самостоятельная работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради страница 24

Умение классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация.

 

Игра “Угадай кто?”

Учитель произносит фразы соответствующим тоном и предлагает угадать, кто (т. е обладатель какой профессии) это говорит.

Примерные реплики:

Какой урок?

Как будем работать на уроке, чтобы он прошёл успешно?

 

 

Ребята, наш урок я начну такими словами: Добрые люди день начинают работой.

А к вам относятся эти слова?

Что такое труд?

 

 

Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Хорошо ли это?

 Вы все прекрасно знаете, что каждый человек на земле от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Сегодня мы за школьной партой. Учение тоже труд и труд не простой.

Зачем люди трудятся?

Обратите внимание перед вами разрезные картинки.

Какую работу можно выполнить с данными картинками? Как лучше и быстрее можно выполнить эту работу?

Что у вас получилось? Кому могут принадлежать эти вещи?

Назовите тему сегодняшнего урока. Ребята у вас есть вещи.

Кто может прочитать задание.

Кто объяснит порядок выполнения.

Сколько у вас получилось групп?

Назовите каждую группу предметов .Вам знакомы данные вещи.

Кто создаёт эти вещи?

Что нужно для того. Чтобы создать эти вещи

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир профессий.

Давайте немного поиграем.

УГАДАЙТЕ НЕСКОЛЬКО ПРОФЕССИЙ.

  • московское время десять часов пятнадцать минут…(диктор);
  • открой рот и скажи: “А-а-а…”(врач);
  • мороженое… сливочное, шоколадное, в стаканчиках…(продавец);
  • тема сегодняшнего урока: “Животные живого уголка…”(учитель);
  • уважаемые пассажиры, предъявите билеты для проверки…(контролёр);
  • ребята, подходите к кабинкам и собирайтесь на прогулку…(воспитатель);
  • вот ваша порция каши и компот…(повар);
  • поезд прибывает на следующую станцию город Белово… (проводник).

Что такое профессия?

 

(Вместе ,дружно, помогать друг другу, слушать друг друга, быть внимательными)

(слайд 1)

Да, мы тоже работаем – учимся. Это тоже труд.

Труд – работа, занятие. Труд – усилие, направленное к достижению чего – либо.

Высказывание учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассуждают.

(самостоятельное складывание картинок)

Собрать.

Работа в парах.

Дети называют Вещи.

Людям, детям.

Тема урока: “Ты и твои вещи”(слайд2)

 

Дети называют: посуда, мебель,одежда.

 

 

 

Люди, своим трудом.

(слайд3)

 

 

 

 

 

Профессия, это основное занятие человека, его трудовая деятельность, то есть труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

II. Актуализация знаний и мотивация.

Цель: Готовность мышления и осознание потребности к поиску истины.

 

 

Умение слушать и слышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение анализировать и обобщать.

Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, какая из них важнее и нужнее всем людям.

- Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!

- Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

- Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

-Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.

- Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.

- Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

- Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!

Грустно стало в городе, скучно. Что вы посоветуете?

Ребята, сможете ли вы прийти на помощь и разрешить спор, какая профессия важнее всех?

Расположите профессии по ступенькам. Какая самая важная?

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 4 -7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание детей.

Помириться, жить дружно, вместе трудиться.

Дети делают выводы.

Мнения разошлись. И даже очень!

(учитель располагает карточки с названием профессий на доске)

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Где и почему возникли затруднения? Кто прав? Как быть?

Что мы можем сделать для преодоления трудностей?

Какую цель поставим перед собой на уроке?

Есть ли предположение (гипотеза), чем закончится спор у людей разных профессий?

(слайд8)

Искать выход, истину.

Людей разных профессий помирить и они будут жить дружно.

Доказать важность каждой профессии.

Все профессии важны.

IV. “Открытие” детьми нового знания.

Цель: Построение нового знания.

 

 

 

 

 

Умение делать вывод.

- Перед вами выступят будущие специалисты разных профессий, расскажут вам о них, и, возможно, помогут разрешить спор. Ваша задача слушать и смотреть внимательно.

- Портной сшил красивые вещи для людей.

- Врач принес лекарство для больного.

- Водитель подвез детей к школе.

- Учитель научил ребят разным наукам.

В процессе идёт показ (слайдов с9-12)
Ребята, как вы думаете какие профессии оказались не нужны? Сделайте вывод сами.

Важна всякая работа – на полях и за станком,
Помни: каждый человек славен лишь своим трудом!

Нет таких.

(слова выносятся на доску)

(слайд 13)

Все профессии нужны,
Все профессии важны.

V. Первичное закрепление и самостоятельная работа.

Цель: Усвоение нового знания.

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по учебнику страница 50.

Скажите, пожалуйста, нужно ли было ссориться людям разных профессий?

Как им нужно было решить вопрос?

Сейчас вы попытаетесь сами выяснить важность каждой профессии.

Приготовьтесь слушать внимательно стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.

1 Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: -Поскорей!
- Уколю, - грозится ёж, -
Если снимка не пришлёшь! (фотограф)

2 Краску жёлтую, лиловую
Я в ведёрке растворю
И домам одежду новую
К новоселью подарю! (маляр)

3 Опять зажигает над улицей
Зелёный огонь светофор,
И в каждой кабине волнуется
Надёжный товарищ …(шофёр)

4 Даже в хмурую погоду
Эти люди лезут в воду!
Светит лампа на спине –
Человек стоит на дне! (водолаз)

5 Кладёт кирпич за кирпичом
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше, выше новый дом. (строитель, каменщик)

6 Пускай лекарство пить не нужно
Пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придёшь больной и грустный
Уйдёшь здоровый и весёлый. (медсестра)

7 Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук! (сапожник)

 

Кто прочитает задание.

Кто объяснит порядок выполнения

Объясните ,почему вы так решили?

Нет.

 

Мирно

 

 

 

 

 

Дети показывают движения характеризующие данную профессию.

Учитель показывает картинку с профессией.

(приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят картинку и профессию.

VI. Включение в систему знаний, повторение

Цель: Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа о правилах этикета внешнего вида учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Формирование умения анализировать и оценивать данную ситуацию.

страница учебника страница 52).

Игра “Чей инструмент?”

Сейчас, ребята, вам необходимо угадать какой профессии принадлежат инструменты в коробке, не заглядывая в неё.

(загадки об инструментах)

Что может изготовить портной?

Что такое одежда?

Раньше одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, передавая по наследству, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Красивый, праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям.

Интересно отметить, что на Руси мужская и женская одежда по покрою не отличалась друг от друга.

По назначению одежду подразделяют на: бытовую, производственную, спортивную и форменную.

Давайте познакомимся с различными видами одежды у детей. Они различаются по характеру деятельности.

Внешность школьника должна быть красивой. Красота создаётся чистотой, порядком и подбором ансамбля (комплекта) одежды. Если ваш внешний вид красив, с вами приятно находиться рядом.

Правила этикета внешнего вида учащегося требуют, чтобы всё во внешнем виде было в порядке: одежда поглажена, не порвана.Все

пуговицы пришиты и застегнуты.Обувь смазана кремом, вычищена щеткой и суконкой. Волосы подстрижены, причёсаны или заплетены в косы.

 

Как нужно относиться к своим вещам , чтобы выглядеть опрятным?

Многим из вас уже бережно и аккуратно относятся к своим вещам, а теперь постарайтесь увидеть и назвать ошибки у дяди Васи Денисюка.

Подумайте, какие вы можете дать советы?

 

 

Где и у кого мы можем узнать как правильно ухаживать за одеждой?

(учитель знакомит детей с информацией об уходе одежды)

 

 

 

 

Приложение

(слайд14)

 

 

 

 

 

 

 

(слайд15-19)

 

 

 

 

 

 

(слайд20-23)

 

 

 

Высказывание детей.

Аккуратно, бережно, внимательно.

 

Дети дают советы

(слайд 24 ярлычок)

Приложение 1

- У взрослых

- Продавца – консультанта

- ярлычок

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.

 

 

 

Игра “Правда или нет?”

(Работа по учебнику страница 53)

Рассмотрите рисунок.

Как девочка относится к вещам? Почему? Что вы могли посоветовать девочке?

Сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие в мир профессий. Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Что на ваш взгляд было особенно интересным? Зачем ребёнку необходимо знакомиться с миром профессий?

Если правда – поднимаем руки вверх, если нет – приседаем.

  • Пекарь доит корову?
  • Таксист перевозит людей?
  • Стюардесса стрижет волосы?
  • Клоун работает в бане?
  • Кондитер печёт торты и пирожные?
  • Библиотекарь разносит почту?
  • Садовод ухаживает за садом?
  • Милиционер ловит бандитов?

Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми и перед вами встанет серьезный вопрос "Кем быть?"

Вот закончился, ребята
О профессиях рассказ.
Выберете вы когда-то
Подходящую для вас.

Но не будем торопиться
Можно только помечтать.
Надо много всем учиться,
Чтоб специалистом стать!

Чтоб потом гордились вами,
Вашей хваткой трудовой,
Чтобы были мастерами
Вы в профессии любой!

 

 

 

 

 

Дети анализируют и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 25)