Блок уроков в рамках темы "Фольклор моего народа"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Вашему вниманию представлены разработки уроков в рамках темы: "Фольклор моего народа" (Приложение 1, Приложение 2).

Тема урока: "Колыбельные песни - душа нашего народа"

Тип урока: урок - изучение нового материала.

Цели и задачи:

Образовательная:

а) познакомить учащихся с народными колыбельными, с "Колыбельной песней в бурю" Чайковского П.И;

б) формировать навык эмоционального и осознанного восприятия музыки, её элементарного анализа.

Развивающая: развивать слух, певческий голос, память и мышление.

Воспитательная:

а) увлечь учащихся музыкой и пробудить веру в свои силы;

б) воспитывать любовь к окружающему миру;

в) уважение и интерес к родному фольклору и к музыке русских композиторов.

Музыкальный материал: фонограммы народных колыбельных песен, "Колыбельная песня в бурю" П.И.Чайковского.

Литературный материал: Науменко Г. М "Русские народные колыбельные песни".

Изобразительный материал: портрет Чайковского П.И.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, тряпичная кукла, детская люлька, инструменты: треугольник, погремушка.

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Дополнительные методы: импрессивный, экспрессивный, метод создания композиций, ассоциативный метод, творческий метод, синектика.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ключевые, базовые понятия: колыбельная, люлька, зыбка, качка, байка.

Ход урока

1. Вводное слово учителя о задачах урока, о необычности предстоящей работы.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла исторические строчки: "Нет хлеба - песни кажи".

У народа можно отнять хлеб, богатство, жизнь, но отнять песню нельзя.

2. Музыкальная загадка (звучит фонограмма песни)

Баю бай, баю бай,
Ты собачка не лай.
Бело лапа не скули,
Мою детку не буди.

3. Беседа учителя с учениками по тексту этой песенки с элементами анализа. Возможные вопросы и ответы:

- Как вы определили, что речь пойдёт о колыбельной?

- Такую песенку я слышал, когда был совсем маленький.

- Как звучат колыбельные?

- Ласково, нежно, звучат тихо и неторопливо.

Учитель.

Вы, наверное, удивились, услышав среди белого дня колыбельную песенку. Многие ребята ложатся спать, насмотревшись мультфильмов, в которых вопят и завывают заморские зверюшки. А вот скажите мне: "Знаете ли вы с начала до конца хоть одну колыбельную?" Боюсь, что не все. Вот об этой музыке, которая звучала, и продолжает звучать в русских домах, и о русских традициях мы поговорим сегодня, но прежде запишем тему урока.

(Учащиеся делают запись в творческих тетрадях: "Колыбельные песни - душа нашего народа").

Учитель.

Поют колыбельные песни во всём мире. Но что интересно? В Дагестане о плохом человеке говорят так: "Ему мама в детстве не пела колыбельные песни". Ребёнку в самые разные моменты его жизни посвящались колыбельные песенки, потешки, заклички, игры, частушки и сказки. И не случайно в каждой русской избе к потолку приделывали железный крюк. Крюк и сейчас есть в городских квартирах, только на нём висит люстра, а не колыбель.

4. Подготовка к слушанию музыки.

Учитель.

Колыбель на Руси называли по разному - люлька, качка, зыбка, <Рисунок1>.

Рис. 1

(Беседа учителя с учениками.) Возможные вопросы и ответы:

- Когда же исполнялись колыбельные?

- Перед сном.

- А для чего поют?

- Чтобы успокоить и убаюкать малыша.

Иногда колыбельные называли - байками. Их пела мама, бабушка, а иногда и кот, который ритмично мурлыкал в ногах малыша. Кота называли - "кот-баюн" и часто он был одним из персонажей колыбельной.

5. Слушание колыбельной. (Исполняет учитель - "из уст в уста")

Баю бай, баю бай,
Ходит кот по лавочке.
Водит киску за лапочки.

Учитель.

Очень много колыбельных, в которых поётся о зверюшках:

Наша козонька - коза,
Не таращит глаза.
За день козонька устала
И бодаться перестала.

(Звучит фонограмма колыбельной в сопровождении балалайки и дудочки.) Вопрос и ответ:

- Какие инструменты звучали в колыбельной?

- Балалайка и дудочка.

6. Работа с карточками (импровизация на уроке).

Дети знакомятся с текстом, придумывают свою мелодию, недостающий текст. Затем исполняют, обыгрывают песенку, используя инструменты и тряпичную куклу.

Ученик. Ученица.
Баю бай, баю бай,
Не ходи к детке бабай,
Коню сена не давай,
Баю бай, баю бай.

(использует треугольник)

Спи малыш, спи крепыш,
За стеной скребётся мышь.
:::::::::::
:::::::::::

(использует куклу)

Учитель оценивает ответы.

7. Работа над сравнением.

Учитель.

Вслушайтесь ребята в такие слова: Лебедь по поднебесью,

Мотылёк над землёю,
Карась под водою.
Крот себе под землёю норку роет.
Рак под тиною сидит, глаз не кажет.

Подумайте, о каких сравнениях говориться в них?

(Ответы учащихся.)

Вывод: лебедь - человек возвышенный, мотылёк - совсем другой, рак - заблудился или совесть не чиста, крот - сам по себе человек. Думайте, но не судите, каждый выберет свою дорогу в жизни!

8. Знакомство с музыкой П.И.Чайковского "Колыбельная песня в бурю"

Учитель.

Мы слушали и исполняли народные колыбельные. Они иные, нежели городские, современные песни. Очень многие композиторы обращались к этому жанру. У Чайковского есть произведение под названием "Колыбельная песня в бурю". Слушая её, постарайтесь сравнить крестьянскую и композиторскую колыбельные. Чтобы вам было легче начать, воспользуйтесь фразой (на доске):

"Когда я слушал(а) это произведение, я как будто попадаю (я представляю себе :).

Охарактеризуйте музыку и её настроение?

(Дети отвечают. Ответы оцениваются.)

9. Обобщающее слово учителя:

Оказывается очень трудно сразу рассказать о прекрасной музыке, даже самыми выразительными словами. Никакое описание впечатлений не сравнится с теми чувствами, которые вызывает в нашей душе сама волшебница-музыка. Но иногда нам необходимо поделиться своими чувствами с другими, чтобы они представили себе и пережили подобное. Поэтому нужно учиться говорить о музыке, как вы учитесь говорить о книге, картине.

10. При повторном слушании произведения, учащиеся пишут рассказ или сказку, другая группа рисует увиденную в музыке картину.

11. Итог урока. Учитель задаёт вопросы по пройденному материалу, учащихся отвечают.

Зачитывают свои рассказы или сказки, показывают рисунки (Приложение 3, Приложение 4file:///E:/FESTIVAL/587359/pril4.doc).

Работы оцениваются.

Тема урока: "История происхождения русских народных духовых инструментов"

Тип урока: урок-игра.

Цели и задачи:

Образовательная:

а) познакомить детей с жалейкой, с легендой о её происхождении;

б) знакомство с новой песней "Уж ты сад, ты мой сад".

Развивающая: развивать память, внимание, мышление и воображение, певческий слух и голос.

Воспитательная:

а) увлечь детей интересной историей о происхождении инструмента;

б) воспитывать любовь к народным песням и к народному искусству.

Музыкальный материал: фонограммы песен "А я по лугу гуляла", "Уж ты сад, ты мой сад", русские народные наигрыши - народные инструменты.

Литературный материал: Науменко Г.М. "Народное детское поэтическое творчество".

Изобразительный материал: народные духовые инструменты (макет).

Оборудование: магнитофон, фортепиано, детские народные инструменты.

Методы и приемы: репродуктивный метод, эвристический, исследовательский.

Дополнительные методы: ассоциативный, экспрессивный, метод создания композиций, метод эмоциональной драматургии, оценочный метод.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ключевые и базовые понятия: свистулька, жалейка, дудочка, рожок, свирель.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Я простая, я пустая,
С дырочками трубочка
И меня все называют
Очень нежно...

Ответ (дудочка)

(Звучит русская народная песня "А я по лугу гуляла".)

Учитель.

Многие из вас, наверное, гуляя по полю или по огороду летом, срывали травинку и делали свистульку или трубочку- гудок. Звучащая из травины музыка погружает нас в таинственный мир прошлого. Трудно представить, кто и когда впервые заиграл на таких инструментах как свистульки, жалейки и рожки. Люди ещё в глубокой древности научились извлекать звуки из пустотелых рогов животных, из морских раковин, из тростинки и камыша. И родились - свирель, рожки, жалейки,<Рисунок2>. У каждого инструмента есть свои истории, легенды появления на свет. И люди с удовольствием их рассказывают.

   

Рис. 2

2. Домашнее задание: "Легенда о жалейке" (Приложение 5).

3. Знакомство с инструментом,<Рисунок3>.

Рис. 3

Учитель.

Жалейка состоит из небольшой трубочки. Делают её из ивы или бузины. Длина её 100-180мм. В верхний конец трубочки вставлен пищик с язычком из камыша или куриного пера. А на нижний конец трубочки надет раструб из коровьего рога или бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе находится от 5 до 7 отверстий. Существуют парные жалейки. На них можно исполнять и одноголосные мелодии и двухголосные.

4. Подготовка к слушанию музыки.

Учитель. Звучат песни весёлые и грустные, жалостные. Не потому ли дудочка, сделанная из жальника и называется - жалейка?

(Звучит русская народная песня "Уж ты сад, ты мой сад "(Приложение 5)).

5. Беседа по содержанию песни, характеру музыки. Вопросы и ответы:

- Назовите жанр песни? Ответ: лирическая.

- Какой характер песни? Ответ: грустная, печальная .

- В сопровождении какого инструмента звучала песня? Ответ: жалейки.

Работа с песней: разучиваем мелодию и исполняем.

6. Игра "Русские народные инструменты". Этап закрепления знаний о народных духовых инструментах. Детям предлагается вспомнить народные инструменты и изобразить игру на них. (Звучит фонограмма русских народных духовых инструментов, дети играют, изображая инструменты.)

7. Итог урока. Учитель задаёт вопросы по пройденному материалу, учащихся отвечают.

- С какими инструментами вы сегодня познакомились?

- С какой новой песней?

Ответы оцениваются.

Домашнее задание: нарисовать народные духовые инструменты и подписать их.

Тема урока: "Русские народные духовые инструменты: рожок, ратные трубы"

Тип урока: комбинированный урок.

Цели и задачи:

Образовательная:

а) знакомство с рожком;

б) познакомить с новой русской народной песней "Хорошо пастух играет";

в) знакомство с песней Леля из сказки-оперы "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова.

Развивающая:

а) учить анализировать услышанную музыку;

б) развивать речь, мышление, музыкальную память, слух и голос.

Воспитательная:

а) пробуждать чувство прекрасного;

б) интерес к народному творчеству и к музыке русских композиторов-классиков.

Музыкальный материал: фонограммы песен " Уж ты сад, ты мой сад", "Хорошо пастух играет", песня Леля из оперы-сказки " Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова.

Литературный материал: музыкально-литературный материал "На лугу" Н.А.Алпаров, В.А.Николаев, И.П.Сусидко.

Изобразительный материал: портрет Н.А.Римского- Корсакова; картина "Пастушок", видеофрагменты из оперы-сказки "Снегурочка", фотографии инструментов.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, телевизор, видеоплеер.

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Дополнительные методы: ассоциативный, импрессивный, экспрессивный, метод музыкального обобщения, метод создания художественного контекста.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ключевые, базовые понятия: рожок, ратные трубы, опера-сказка "Снегурочка", скоморохи.

Ход урока

1. Вводное слово учителя. Вступлением к нашему уроку будет служить русская народная песня "Уж ты сад, ты мой сад" (звучит фонограмма).

- Как звучала тема прошлого урока? Ответ: русские народные духовые инструменты.

- Расскажите о жалейке? (Рассказ о жалейке)

2. Знакомство с пастушеским рожком и с ратными трубами.

Учитель.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним инструментом "Пастушеский рожок"

(запись в творческой тетради), <Рисунок 4>.

Рис. 4

Рожок пастушеский отличается от жалейки. Его делают из бересты, клёна или можжевельника. По утверждению рожечников лучшими качествами обладали можжевельные рожки. Длина его 100-500мм. Есть крупные-басовые и визгуны (показ инструментов, фотографии). А вот труба пастушеская изготавливалась из дерева и перевивалась берестой.

В древней Руси использовались трубы ратные. Они были двух видов - с коническими и цилиндрическими каналами. Конические трубы имели прямую или слегка изогнутую форму. Длиной около двух метров. Такой трубой мог пользоваться трубач-конник. Войска на Руси располагали большим количеством труб. В 17 веке каждому воеводе на полк полагалось сначала 10, затем 12 и, наконец, 18 труб. С помощью определённых сигналов, трубачи осуществляли связь между полками, извещали о начале выступления, о сборе войск после боя. Трубы употреблялись не только в ратном деле, но и во время различных княжеских церемоний, при приёме послов. Для этого при велико-княжеском дворе содержался специальный штат трубачей. Их насчитывалось около 100 человек.

На пастушьих рожках, жалейках, бубнах, гудках и гуслях играли скоморохи. И когда в середине 17 века скоморошество стало преследоваться, многие инструменты были сожжены или запрещены. Но рожок не пострадал, так как он был связан с трудом пастуха. Пастух, играющий на рожке - это символ покоя и мира в сознании русских людей. Поэтому пастух частый персонаж в легендах, былинах, сказках, поговорках и песнях.<Рисунок 5>.

Рис. 5

3. Знакомство с русской народной песней "Хорошо пастух играет" (звучит фонограмма) Беседа о содержании, о её воздействии на слушателей. (Приложение 6).

4. Работа с песней и обыгрывание.

5. Учитель.

Пастушок славился сольной игрой на рожке. В опере-сказке "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова (портрет на доске) есть такой пастушок и зовут его Лель. Лель- пастух, которого любят все, никто не сравниться с ним в искусстве петь песни, играть на рожке. Давайте познакомимся с этим героем и послушаем его песню.

Слушаем песню Леля (исполняет учитель: фортепиано).

6. Анализ произведения учащимися.

7. Видеофрагмент из оперы-сказки "Снегурочка"

8. Подводиться итог урока. Ответы оцениваются.

Задание на дом: нарисовать в творческой тетради русские народные духовые инструменты и пастушка Леля.

Тема урока: "Свадебные обрядовые песни"

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Цели и задачи:

Образовательная:

а) познакомить с обрядовыми свадебными песнями "Дубравушка", "Яблонька";

б) знакомство с "Поэтической народной сказкой";

в) со свадебными частушками.

Развивающая:

а) внимание, речь учащихся, память, мышление и воображение, музыкальный слух и голос;

б) координацию движений и артистизм.

Воспитательная:

а) воспитывать интерес к русскому фольклору;

б) уважение народных традиций;

в) любовь к русским народным песням.

Музыкальный материал: фонограмма обрядовой свадебной песни "Дубравушка", З.Яковлева "Русское народное музыкальное творчество" хрестоматия.

Литературный материал: Г. М. Науменко " Детское поэтическое творчество", Ю.Д.Изместьева "Музыка в школе".

Изобразительный материал:cвадебная фата, народные костюмы, зарисовки свадебного обряда.

Оборудование: магнитофон, фортепиано.

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический.

Дополнительные методы: импрессивный, экспрессивный, метод создания композиций, метод создания художественного контекста; новые методы: творческий, метод междисциплинарных взаимодействий, системный подход.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ключевые и базовые понятия: свадебный обряд, свадебные обрядовые песни, частушки.

Ход урока

1. Слушаем музыку. Звучит обрядовая свадебная песня "Дубравушка".

"Затрубили трубоньки рано на заре,
Заплакала свет Марьюшка об русой косе"

Учитель.

Сегодня наш урок открыла обрядовая свадебная песня, дошедшая до нас из тех времён, добрых старых времён, когда девушку называли "Дубравушкой".Срубить эту дубравушку означало взять девушку замуж. Сегодня свадьба считается семейным событием. В старину, когда деревни в основном состояли из родственников, участниками торжества становились практически все жители. Свадьба проходила в течении нескольких дней. Недаром в старину говорили не "справлять", а "играть" свадьбу. Сам обряд предстаёт своеобразной поэтической сказкой.

2. Слушаем "Поэтическую сказку" (домашнее задание) (Приложение 6). Вопросы и ответы:

- Скажите дети, в каком образе предстала нам девушка-невеста?

Ответ: лебедушкой.

- Какие слова мы уже не используем в своей речи?

Ответ: гряновитая, палючие, клевати, щипати, ломати.

3. Слушаем народную свадебную песню "Яблонька" (исполняет учитель) (Приложение 6).

Учитель.

Скажите ребята, а в этой песне с чем сравнивают невесту?

Ответ: с яблонькой.

4. Разучиваем песню (работа ведётся по голосам, прохлопывается ритм).

5. Обыгрываем песню (выбирается героиня праздника, ей одевается свадебный венок, девочки водят хоровод, звучит песня).

6. Учитель.

Свадьбы игрались по определённым законам (на доске). Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха- вот так выглядит последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действие. Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья приговорами, а затем прямо объявляли о цели своего прихода. Родители должны были обдумать предложение, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке "рукобитием". На следующий, предсвадебной, неделе родители невесты готовились к свадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками. На девичнике подруги снимали с неё девичий головной убор (красоту,повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню. На утро в дом невесты приезжал "свадебный поезд" с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец и мать благословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу. После венчания свадебный поезд увозил невесту в дом жениха, где происходил продолжительный пир. На посиделках и свадьбах пелись не только песни, но и частушки,<Рисунок 6, 7>.

Рис. 6

Рис. 7

7. Дети слушают и исполняют свадебные частушки (домашнее задание, Приложение 6).

- Вам понравились частушки? Ответ: да.

- А что вам в них больше всего понравилось? Ответ: они веселые, поднимают настроение.

8. Подводится итог урока, самооценка учащихся.