Родословная московских князей. Конец монголо-татарского ига

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Обобщение знаний о московских князьях, истории Москвы.
  2. Повторение и обобщение знаний о периоде монголо–татарского ига на Руси.

Задачи:

  1. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на примере великих людей России.
  2. Расширение и углубление знаний полученных на уроках.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Карточки:
    • со значимыми датами в истории Руси.
    • с именами московских князей и датами их правления,
    • карточки, отражающие деятельность Ивана III.
  2. Видео ряд с изображением московских князей.
  3. DVD «Москва. Страницы истории». ООО видеостудия «КВАРТ».

Для учеников: учебник-хрестоматия «Твоя Россия» Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова.

Ход урока

I. Орг. момент

Приветствие. Постановка цели. Формирование команд.

II. Повторение пройденного материала

Вспомним некоторые даты из русской истории. Учитель показывает карточку, дети дают ответ.

988 г. – Крещение Руси.

С именем какого князя связано это событие? Владимир Красное Солнышко.

Почему его так называли? Так в детстве его называла бабушка – княгиня Ольга.

1147 г. – Первое упоминание в летописи о Москве.

С именем какого князя связано это событие? Юрий Долгорукий.

1223 г. – Первая битва русских с монголо-татарами на реке Калка.
1227 г. – Нападение Батыя на Русь.
1239 г. – Нашествие Батыя на южные русские земли.

Почему русские не смогли отразить нашествие монголо-татар? Не было единства, т.к. Русь была раздроблена на мелкие княжества.

III. Основной материал

Тема нашего урока «Родословная московских князей».

С именем какого князя связана родословная московских князей? Александр Невский.

Какие даты русской истории связаны с этим князем?

1240 г. – битва на реке Неве (Невская битва) со шведами, за которую Александр получил прозвище Невский.
5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище против немецких крестоносцев.

Как звали сына Александра Невского, который княжил в Москве? Даниил Московский.

Как звали внука Александра Невского, который княжил в Москве? Дмитрий Донской.

Какая битва связана с именем этого князя?

8 сентября 1388 г. – Куликовская битва.

Какова численность русского войска? 50-60 тыс. человек.

Какова численность монгольского войска? 150 тыс. человек.

Почему русские победили?

  • Построение войска в три ряда
  • Засадный полк
  • Благословление Сергия Радонежского
  • Икона Донской Божьей Матери, принесенная на поле перед боем
  • Молитвы русского войска, взывающая к праведной Божьей помощи

Связь с народной мудростью: рус.нар. пословица «На Бога надейся и сам не плошай».

Как понимаете смысл этой пословицы?

Как стали называть Дмитрия Ивановича после победы в этой битве и почему?

Дмитрий Донской, т. к. река Непрядва, которая находится рядом с полем Куликовым, впадает в Дон.

Имя какого московского князя переводится как «кожаный мешок»? Иван I Калита.

Почему его так называли? Иван Калита

  • собирал дань с русских земель и только половину отвозил в Золотую Орду,
  • собирал мыт за проезд через Москву,
  • собирал дань за разрешение торговать на территории Москвы,
  • скупал разорившиеся земли вокруг Москвы.

Какого московского князя называли Великим? Иван III

Какая знаменательная дата связана с именем Ивана Великого?

1480 г. – Стояние на реке Угре.

Почему эта битва называется «Стояние»?

Русские войска Ивана III и монгольские войска хана Ахмата стояли на разных берегах реки Угра и обстреливали друг друга, не вступая в открытый бой, а потом «разошлись».

А почему Ивана III называли Великим?

1480 г. – конец монголо-татарского ига и это событие связано и именем Ивана III.

Иван III присоединил новые земли: Новгородское и Тверское княжества. И его стали именовать Государь Всея Руси, т. к. он стал наиглавнейшим князем этих земель.

В 1472 году Иван III женился на Византийской принцессе Софье, а т.к. Византия к тому времени уже перестала существовать (уничтожена завоевателями), Русь становится преемницей Византии, т.е. центром Христианства. 

IV. Динамическая пауза

Стихотворение Н.Кончаловской «Наша древняя столица» из учебника-хрестоматии «Твоя Россия» читает один из учеников.

V. Обсуждение

О чем говориться в этом стихотворении?

Учитель включает видео ряд изображения Москвы и ее соборов с DVD «Москва. Страницы истории».

Как изменился облик Москвы?

1. Развивается каменное строительство.

  • На территории Московского Кремля строится Успенский пятиглавый собор (в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов), в котором венчаются и коронуются русские цари.
  • Архангельский собор, который является усыпальницей русских монархов.
  • Благовещенский собор.
  • Грановитая Палата, в которой принимают иностранных послов.
  • Колокольня Ивана Великого, которая служит и сторожевой башней.
  • Красные кремлевские стены с башнями и тайниками, защищающие территорию Кремля от врагов и от пожаров.

Связь с современностью.

Здесь уместно связать обсуждение с современными фактами недавно вновь обретенных и отреставрированных икон на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля.

2. Развивается церковная живопись, т. к. соборы нужно было расписывать.

Об известном русском иконописце Андрее Рублевом расскажет I команда (домашнее задание).

3. Развивается литейное искусство. Царь-Колокол, Царь-Пушка, чеканятся монеты.

Какие отрицательные стороны мы видим в правлении Ивана III?

  • Не развивалось русское искусство, мастерство. Для строительства и росписи храмов приглашались иностранные мастера.
  • Не развивалась торговля.

Но даже при такой внутренней политике были люди, прославляющие Русь. Одним из таких людей был купец-путешественник Афанасий Никитин.

Об этом человеке нам расскажут представители II команды (домашнее задание).

VI. Обобщение

Что узнали нового?

Что помогло Руси свергнуть монголо-татарское иго?

Какие выводы можем сделать?

VII. Подведение итогов

Объявление результатов КВНа

VIII. Домашнее задание

Рабочая тетрадь с. 21. Обозначить на карте путь А. Никитина в Индию.