Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Задачи:

  • Обучающие:
    Систематизировать ранее полученные знания.
    – Узнать, какие изменения происходят при вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
  • Развивающие:
    – Развивать умения работать с дополнительной литературой.
    – Развивать умения обобщать, делать выводы; умения аргументировать свою точку зрения
  • Воспитывающие:
    – Воспитывать любовь к планете, на которой живем.

 Оборудование: учебник, тетрадь, компьютеры, теллурий.

Мотивация (работа над высказыванием).

Один мудрец однажды сказал: “ Не для школы, а для жизни мы учимся!”

– Как вы понимаете эту мудрость.

I. Проверка домашнего задания

– О чем мы вели разговор на прошлом уроке? (О Вселенной и о Солнечной системе.)

1. Проверка домашнего задания, разгадываем кроссворд. (Работа с компьютерами, презентация.)

Во время разгадывания кроссворда дети рассказывают о планетах.

2. Дополнительный материал по планетам. (Сообщения детей.)

Сатурн – большая планета, состоит из газа. Его диаметр в 9 раз больше диаметра Земли. Полосы, которые можно наблюдать на поверхности Сатурна, это длинные слои облаков. Окружающее его кольцо очень тонкое. На самом деле это сотня маленьких колец, прилегающих друг к другу. Они состоят из частиц льда и камня. У него 18 спутников.

Уран похож на Сатурн и Юпитер. Правда, он намного меньше. Из всех планет Уран имеет наиболее наклоненную ось вращения. У Урана 15 спутников. Но 10 из них настолько малы, что пришлось отправлять к планете космический аппарат, чтобы их увидеть.

Нептун – самая маленькая из планет – гигантов. Его диаметр в 4 раза больше диаметра Земли. У Нептуна есть спутники, самый большой из них – Тритон. Его поверхность покрыта льдом. На этой планете есть темное пятно величиной с Землю. Это циклон.

Плутон – наиболее удаленная от Солнца планета. Она покрыта льдом. Там очень холодно (– 210 градусов). Спутник Плутона – Харон отбрасывает тень на ледяную поверхность планеты.

Венера всегда окутана облаками, удерживающими тепло. На ее поверхности очень высокая температура, более 450 градусов. Тяжелая атмосфера Венеры состоит из ядовитых газов. На планете нет ни растений, ни животных. Только горы и вулканы.

Поверхность Марса покрыта кратерами всевозможных размеров. Красный цвет планеты объясняется тем, что в ее почве содержится много окислившегося железа. У Марса есть 2 маленьких спутника   – Фобос и Деймос. Это каменные глыбы неправильной формы. Летающие лаборатории изучили грунт планеты. Обнаружили следы воды и углекислого газа.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. В нем уместилось бы 1330 планет, равных по размеру Земле. Это сгусток газа, у которого нет грунта. Вокруг Юпитера вращается 12 спутников. Они состоят из каменистой породы и льда. На Юпитере красуется огромное красное пятно, вызывающее интерес астрономов на протяжении 400 лет. В наши дни известно, что это постоянно бушующий циклон.

3. Работа со словарем. (Выясняем значение слова “ астроном”)

– Какое слово у нас получилось в кроссворде. (Астроном)
– Кто такой астроном?

II. Знакомство с темой урока, постановка учебных задач.

– Прочитайте тему сегодняшнего урока.
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

(Вспомнить, почему происходит смена времен года, дня и ночи и т.д.)

1. “ Мозговой штурм”.

– Вспомните, что вы знаете о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. (Записываю ответы детей на доске.)

2. Теперьвсе наши знания мы должны привести в систему и дополнить тем, что еще не знаем.

– Что такое земная ось? Она действительно существует?
– Что происходит при вращении земли вокруг своей оси? (Смена дня и ночи.)
– За сколько часов Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (24ч.)

(Демонстрация на теллурии.)

Вращается земля вокруг своей оси с запада на восток. (Против часовой стрелки.) Полный оборот она совершает за 24 часа (за сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. Солнце может одновременно освещать только одно полушарие, другое находится в тени. В освещенном полушарии – день, а в затемненном – ночь. По мере вращения земли ее освещенная сторона уходит в тень, а темная наоборот освещается.

– Что такое глобус? (Модель Земли.)
– Ось глобуса имеет наклон потому, что наклонена воображаемая ось планеты Земля.
– Куда же она направлена? (Северный конец воображаемой оси направлен всегда в одну сторону космоса: на Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.)

3. За какой промежуток времени Земля делает оборот вокруг Солнца? (За год, 365 дней, 6 часов, 9 минут, за 4 года из часов и минут набегают лишние сутки – високосный год.)

– Что же происходит в это время на Земле?

– Из-за наклона оси Земля, двигаясь вокруг Солнца, поворачивается к нему то одним, то другим полюсом. Когда к Солнцу обращена околополярная область Северного полушария(в котором мы живем), то оно больше освещается и нагревается Солнцем, чем Южное. В это время в Северном полушарии – лето, а в Южном – зима. И наоборот…Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси в БОЛЬШИНСТВЕ районов земного шара происходит смена времен года.
– Почему я сказала “ в большинстве районов”? Разве у нас на Земле есть места, где не происходит смена времен года? (На экваторе.)
– Чем это можно объяснить? (Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Посмотрите рисунок на стр. 57.На нем видно, как солнечные лучи падают на Землю вблизи полюсов. Они как бы скользят по поверхности и слабо нагревают Землю, “ рассеиваясь” по большой поверхности. А на экваторе лучи падают на Землю почти отвесно. Мы знаем, что нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца над горизонтом. В области экватора Солнце стоит высоко над горизонтом в течение всего года, поэтому земная поверхность получает большое количество солнечного тепла . здесь царит вечное лето и нет резкой смены сезонов года.)

III. Закрепление.

1. Тест (на компьютерах)

  • Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за
    а) 12часов
    б) 24 часа
  • В каком направлении происходит вращение земли вокруг своей оси
    а) с востока на запад
    б) с запада на восток
    в) с севера на юг
  • Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене
    а) времен года
    б) дня и ночи
  • В каком районе Земли не происходит смены времен года?
    а) на северном полюсе
    б) на экваторе
    в) на южном полюсе
  • Сколько дней в високосном году?
    а) 365
    б) 366
    в) 367

Оценить работу учащихся. (Результаты теста и работа на уроке.)

Резерв: задание в тетради с. 13, зад 20, 21, 22. (Записаны на доске.)

IV. Итог урока. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– Оцените сегодняшний урок. Перед вами звезды. Чем больше у них лучиков, тем больше баллов вы даете за урок. Раскрасьте нужную звезду.