Факультативный курс "Мир геометрических образов и задач"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Курс разработан в рамках дополнительного образования. Направленность курса – научно – техническая.

Цель факультативного курса состоит в том, чтобы существенно обогатить представления обучающихся о понятиях площади и объема, ознакомить их с основными формулами измерения площадей и объемов, их единиц.

Для достижения целей необходимо решить задачи: расширение представлений обучающихся о площади, объеме; формирование умения решения задач по данной теме.

Основные цели и задачи, решаемые при изучении разделов факультативного курса:

  • “Геометрические образы чисел”. Основная цель – сформировать понятия четности и нечетности
  • “Понятие площади”. Основная цель – сформировать понятие площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; ознакомить с единицами измерения площадей.
  • “Понятие объема”. Основная цель – ознакомить с понятием объёма, единицами объёма и правилом вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда.

Учебно-тематический план факультативного курса

Программа факультативного курса “Мир геометрических образов и задач” рассчитана на 17 учебных часов.

Наименование раздела Тема Количество часов Виды занятий
теоретические практические
1 Геометрические образы чисел Четность, нечетность 1 1  
2 Наука о числах и геометрии 1 1  
3 Понятие площади Представление о площади как о величине 1 1  
4 Способы измерения и вычисления площадей многоугольников 1 1  
5 Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника 1   1
6 Старинные меры площадей 1   1
7 Практические единицы измерения

площадей земельных участков

1   1
8 Определение площади земельного участка 1   1
9 Понятие объема Представление об объеме как о величине 1 1  
10 Единицы объема 1 1  
11 Понятие объема Прямоугольный параллелепипед 1   1
12
13
Развертка прямоугольного параллелепипеда и вычисление ее площади 2 1 1
14 Объем прямоугольного параллелепипеда 1   1
15
16
Объем пирамиды, призмы 2 1 1
17 Определение объемов классных комнат 1   1

Содержание факультативного курса

Геометрические образы чисел (2 ч)
Четность, нечетность. Наука о числах и геометрии.

Понятие площади (6 ч)
Представление о площади как о величине. Способы измерения и вычисления площадей многоугольников. Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника. Старинные меры площадей. Практические единицы измерения площадей земельных участков.

Практическая работа 1.
Определение площади земельного участка, имеющего форму многоугольника; определение площади геометрических фигур с помощью палетки и миллиметровой бумаги; определение расходов краски, обоев других стройматериалов, необходимых для ремонта помещений.

Понятие объема (9 ч)
Представление об объеме как о величине. Единицы объема. Прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда и вычисление ее площади. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Объем пирамиды, призмы.

Практическая работа 2
Определение объемов классных комнат, строительных объектов, определение соотношений между объемами различных многогранников с использованием мерных полых тел.

Методическое обеспечение факультативного курса

Список тем сообщений и презентаций:

Геометрические образы чисел

  1. Четность, нечетность.

Понятие площади

  1. Из истории измерения площадей
  2. Использование плоских моделей
  3. Площади многоугольников
  4. Площадь прямоугольника, единицы измерения площадей

Понятие объема

  1. Объем прямоугольного параллелепипеда
  2. Объемы

Список использованной литературы

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. М., 1994.
  2. Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 6 кл. М.: Просвещение, 2009–2010.
  3. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломкина. М.: Детская литература, 1994.
  4. Дорофеев Г.В. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 5 кл. М.: Просвещение, 2009–2010.
  5. Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. М.: Педагогика, 1981.
  6. Никитин В.П. Ступеньки творчества или развивающие задачи. М.: Просвещение, 1990.
  7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. 5–6 кл. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. М.: МИРОС, 1992.
  9. Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе”.