Детская игровая поэзия на уроках литературного чтения. Скороговорки

Разделы: Начальная школа


Содержание:

  1. Детская игровая поэзия.
  2. Скороговорка – особый жанр устного народного творчества.
  3. Немного истории…
  4. Из опыта. Планирование уроков литературного чтения по теме “Скороговорка”
  5. Приложение. Материалы к урокам литературного чтения по теме “Скороговорка”

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью…

Это – детский фольклор.


Ученики 3 "А" класса

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, побасенки и прочая стихотворная “шумиха”, которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой.

На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Как же научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое и смешное стихотворение – это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила игры заключены в самом тексте, в его назначении и содержании.

Скороговорки – это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в подтрунивание над детскими ошибками…

В то же время это – стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Все многообразие мира дети воспринимают не так как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И.Чуковский, “Словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами”. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей.

В 3-м классе на уроках литературного чтения (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) мои ученики впервые знакомятся со скороговорками, как особым жанром устного народного творчества и открывают законы его построения. Чем больше дети узнают скороговорок, чем больше вслушиваются в их звучание, тем более отчетливо проявляется у них желание самостоятельно сочинить свою скороговорку и получить от одноклассников (критиков) рецензию. Отсюда всего один шаг до нового увлечения – сочинения собственных текстов. Эта приобретенная способность к сочинительству – игра и вместе с тем награда за труд. Она открывает моим девчонкам и мальчишкам путь к самосовершенствованию.

Надеюсь, что наш литературный и педагогический опыт окажется полезным и заинтересует не только коллег, работающих в системе развивающего обучения, но и многих учителей, ведущих активный творческий поиск.

Что же такое скороговорка?

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.

Немного истории…

Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.

Впервые опубликовал солидное собрание скороговорок (49 текстов) В.И.Даль в “Пословицах русского народа” в 1862 году.

Записи, произведенные фольклористами во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого века, показали, что взрослые люди постепенно утратили интерес к скороговорке, но все – же видели педагогическую ценность этого жанра и всячески поощряли употребление скороговорок детьми. Задача скороговорки – весело учить чистоте произношения трудных звуков и фраз, содействовать преодолению косноязычия, развивать чувство языка.

Современные исследователи отмечают особую популярность скороговорок, тексты которых имеют сложное и богатое звуковое оформление (обилие аллитераций, частые повторы, внутренние рифмы…)

Сосед спросил соседа:
Сколько стоит воз сена?
Сосед сказал соседу:
Стог сена стоит сто сот.

Ехал грека через реку.
Видит грека – в реке рак.
Сунул грека в реку руку.
Рак за руку грека – цап!

Планирование уроков литературного чтения по теме “Скороговорка”.

№ урока Тема урока
1 История появления скороговорок на Руси. Древние и современные скороговорки
2–3 Структура жанра “Скороговорка”
4 Анализ авторских текстов учащихся
5 Конкурс скороговорок “Все скороговорки не перескороговорить…”
6 Урок-презентация коллекций скороговорок, собранных учащимися

Материалы к урокам.

№ урока Материалы
4 Скороговорка. Анализ авторских текстов учащихся. Приложение 1.
4 Результаты творческих работ учащихся по литературному чтению. Анализ учителя. Приложение 2.
4 Авторские скороговорки. В литературный журнал класса. Приложение 3.
5 Заявка на участие в конкурсе и прогностическая оценка учащихся. Приложение 4.
5 Заполненная заявка на участие в конкурсе и рефлексия учащихся. Приложение 5.
5 Протокол жюри конкурса “Все скороговорки не перескороговорить…”. Приложение 6.
6 Детские коллекции скороговорок. Приложение 7.