Развитие взаимопонимания в детском коллективе как условие формирования толерантной личности

Разделы: Внеклассная работа


Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20–30 детьми, пришедшими из разных социумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничеству, а значит, и воспитанию толерантности.

Стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе – далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Поэтому так важно развивать чуткое отношение к людям, активную преобразующую позицию ребёнка по отношению к миру. В свою очередь, толерантность не является врождённой, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции, и целью её формирования является готовность к взаимодействию, взаимопониманию со всеми субъектами обитания. Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным.

Распространённым явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия. Отверженность – это опыт, болезненный для тех, кого изгоняют, но и опасный для других.

Симптомами нетерпимости детей друг к другу являются оскорбления, использование выражений, имеющих уничтожительный оттенок, негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них, попытка поставить своих одноклассников в неловкое положение, уверенность, что некоторые дети могут быть хуже или глупее в силу расовой, национальной или религиозной принадлежности, склонность к дискриминации некоторых детей, их преследованию, запугиванию, их преследованию, запугиванию и даже физическому насилию над ними.

Воспитание толерантности, уже с 1 класса начинается с возможности диалога, построенного на принципе позитивности, рекомендательном, а не запретительном стиле организации активности детей, создания развивающей предметной среды, признание права ребёнка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнёров, на просьбу помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия.

Младшие школьники осознают свои переживания, чувствуют и понимают эмоциональное состояние другого, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления толерантного отношения носят в большинстве своём конкретно – ситуационный характер. В детском коллективе 1–4 классов начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого. Базовым и самым подвижным компонентом при этом является эмоциональное состояние личности. Именно этот компонент позволяет выстраивать целостную систему развития терпимости у детей.[1] Дети обращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия. Ребёнок овладевает собственными переживаниями, привносит в них интеллектуальные моменты.

Особенность ребёнка заключается в остроте переживания за позитивный результат, стремление немедленно удовлетворить свои желания. Чем беднее социально-гуманный опыт детей, тем сильнее они пережимают различия во взглядах и установках, тем сложнее найти компромисс в ситуации.

Учёные, исследовавшие эту программу, подчёркивают, что уже семилетние дети знают моральные требования важности проявления терпимости и сочувствия к поведению своих товарищей, но не всегда им следуют. Это положение подтверждает значимость использования различных видов деятельности для знакомства детей со способами позитивного восприятия взглядов и поведения, противоположных своим собственным установкам, осознания необходимости регуляции своего поведения согласно правилам толерантности.

Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальной коммуникативности. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать в соответствии с ситуацией; следование правилам, принятым в группе (классе); способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события; способность понимать других людей на основе овладения информацией.[1]

С социализацией связан и определённый уровень тревожности ребёнка. Низкий уровень тревожности говорит о хорошей адаптации ребёнка к социальной среде. При всей демократичности общения взрослого с ребёнком опыт подлинной толерантности дети получают лишь во взаимоотношениях со сверстниками. В сообществе с ними ребёнок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самодеятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнёра, договариваться с ним. Для формирования толерантных взаимоотношений возраст детей начальных классов представляется наиболее благоприятным, так как переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением школьника, открывает большие возможности для формирования его личности.

Младшие школьники относятся к учению как к серьёзной, общественно значимой деятельности, их привлекают серьёзные занятия, которые, являясь более сложными и трудными, требуют большого умственного напряжения, активизируют мысль учащихся, дают им новые знания и умения. За период начальной школы ребёнок приобретает новые ценностные ориентиры: от безусловного непререкаемого авторитета учителя переходит к осознанию важности оценки себя и своих поступков товарищами. Если в 1–2 классах отношения между детьми строятся преимущественно через учителя (учитель выделяет кого-либо из учеников как образец для подражания, определяет суждения детей друг о друге, организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися), то к 3–4 классам уже не только мнение взрослого, но и отношение к ребёнку одноклассников определяет его положение среди других детей и обеспечивает переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия. Таким образом, постепенно оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся основными мотивами поведения школьника.[1] В этот период у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребёнка к обществу сверстников, в желании делать всё сообща, делать то, что делают другие.

Трудовая и игровая деятельность, присутствующие в жизни младшего школьника, также имеют большое значение в формировании толерантных взаимоотношений, толерантности. Игра, перестав у младшего школьника быть ведущей деятельностью, не исчезает, а сохраняет многие свои позиции и продолжает быть важной в воспитании и в образовательном отношении. В любом возрасте игра для ребёнка – способ принять участие во взрослой жизни.[2] Особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. Они требуют от участников организованности, внимания и проявления воли. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, которые должны действовать согласованно, уже можно вести речь об игре как о школе общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия. Обучение правильным взаимоотношениям, взаимопониманию становится эффективнее, если в игре принимают участие взрослый. Игра становится более важной, более серьёзной и привлекательной. В игре правила одинаковы для всех, взрослый выступает в равных позициях с ребёнком, признаёт, поддерживает и поощряет его самостоятельность. [3]

Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребёнка заниженной самооценки. Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки – мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении – низкий статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве – нелюбовь родителей, воспитание в “ежовых рукавицах” и т. п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т. д. Дети, имеющие заниженную самооценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют агрессивность. [1]

Сегодняшним школьникам свойственны эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, оцениваемое как исключительно правильное. Отсюда и нежелание понять и принять другого. В большинстве своём дети не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. Поэтому развитие способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности поможет формированию новых отношений в детском коллективе.

Известно, что хорошим способом помочь ребёнку реализовать себя является организация педагогом различных видов деятельности, в которых ребёнок может быть успешен. В классе (группе), где наряду с учебной организованы и другие виды деятельности, уровень толерантности детских взаимоотношений, детского взаимопонимания выше, чем там, где данный процесс ограничен только урочной деятельностью по предметам. Отсюда, система образования должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. И в каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования новых, толерантных отношении.

Одна из самых острых проблем в школе, да и общества в целом, – проблема культуры общения. Понимая, что все мы разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. В детском коллективе эта проблема стоит ещё более остро: поведенческие проявления более обнажены и бескомпромиссны. Чаще встречаются такие проявления нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.) – оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, негативные стереотипы, запугивания, угрозы и др. Поэтому так важно и так непросто быть терпимым по отношению друг к другу. “Педагогика сотрудничества” и “толерантность” – те понятия , без которых невозможно какие-либо преобразования в современной школе. Именно ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание взаимопонимания способствует развитию сотрудничества. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнёру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Привести к взаимопониманию может только позитивное взаимодействие.

Одним из возможных способов установления взаимопонимания в коллективе является коллективная проектная деятельность, так как совместная деятельность учащихся позволяет создать условия для формирования толерантной личности. Тем весомее совместная деятельность , если в процессе работы приходится сотрудничать тем, кто обычно не обращает друг на друга внимание. Взаимодействие позволяет увидеть в одноклассниках много нового и интересного. Дети начинают лучше осознавать, как важны мнение и позиция каждого. Так, например, один из проектов – “Русский язык в картинках”. Эти картинки помогают понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но языка, учат думать не только головой, но и глазами. Тысячи разных звуков окружают человека. Среди них есть и особые звуки – это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова. Дети задумались над словами, которые помогают людям жить вместе, сотрудничать, понимать друг другу, взаимодействовать. У каждого слова своё место и своё значение. Так получилась Азбука взаимодействия: взаимопонимание, гордость, дисциплина, жалость, закон, здравствуй, коллектив, любовь, мнение, мудрость, обязанность, отношения, права, пожалуйста, сострадание, спасибо, сопереживание, согласие, сочувствие, товарищество, творчество, уважение, хороший, характер, честность, честь, щедрость.

Ребята выявляли свои права и обязанности, учились делать выводы о том, что каждый человек имеет обязанности по отношению к месту, в котором он живёт, и к людям , которые его окружают. Сообща дети сформулировали важное правило: “Никогда нельзя вести себя так, чтобы твои поступки могли нарушить права и свободы других людей”. Таким образом, всем стало понятно, что права и обязанности каждого человека связаны между собой. Панорама занятий по классам может быть представлена следующим образом: игровые формы устного счета (1 кл.), лего-конструктор на уроке чтения (2 кл,), викторина “Если вместе, если дружно” (3 кл.), фестиваль “Наши семейные традиции” (4 кл.). Эффективным, интересным и инновационным, мы считаем использование оригами на уроках русского языка и литературного чтения.

Программа “Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста” предназначена для реализации в 1–4 классах и предусматривает следующие направления:

1. Знакомствао детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что требуется уважать различия между людьми; понимать, принимать эти различия.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы, что, в свою очередь, послужит основой дальнейшего взаимопонимания.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество, взаимопонимание.

5. И как результат – приобщение к культуре мира. Школьники, на практике познающие, что такое взаимопонимание, уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной целью программы является формирование у детей навыков новых, толерантных отношений, в основе которых – взаимопонимание. Подробнее программа (т.е. тематика, цель, предлагаемые формы работы по классам) представлена в приложении. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • ребёнок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  • ребёнок, противостоящий нетолерантным отношениям;
  • социально адаптированный ребёнок.

Кроме того, для учащихся 4 классов можно предложить проведение классного часа “Все мы разные”, цель которого – через осознание различий заложить основы взаимопонимания, толерантности. Или час общения “Добро. Зло. Терпимость” (для учащихся 3–4 кл.).

Любая целенаправленная работа, реализация программы, необходимость проведения того или иного мероприятия, организация системы работы начинается с диагностики, выявления исходного уровня. Так опосредованным методом, позволяющим в свободной форме выявить основные представления испытуемого о заданном предмете и эмоциональное отношение к нему является метод незаконченных предложений.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения

Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом, иногда и во втором, классе, пока ребёнок ещё не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики. Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания – предложения, которые испытуемому необходимо закончить. В нём также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики. Для индивидуальной (устной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребёнка(диктофон или др.)

Инструкция.

  • Для устной формы диагностики: “Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается”.
  • Для письменной формы диагностики: “Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет “правильных” и “неправильных” ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову”.

Предложения:

  1. Когда я иду в школу…
  2. На контрольной…
  3. Когда я отвечаю у доски…
  4. Если я получу “двойку”…
  5. Когда учитель задаёт вопрос, я…
  6. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками…
  7. Когда я жду родителей с родительского собрания…
  8. Когда я думаю о школе…

При обработке результатов оценивания “эмоциональное благополучие” каждого ответа ребёнка. К ним относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как “эмоционально неблагополучные.

Точные количественные критерии оценки проективного метода привести сложно, но опыт работы показывает, что тревожные дети дают 6 и более “неблагополучных”ответов. Ответ “не знаю” или “отказ” расценивается как психологическая защита, стремление ребёнка к защите личностных границ. Ответы помогают увидеть “болевые” точки в общении ребёнка с окружающими, способен ли он к взаимопониманию, выстраиванию новых отношений. Предложения можно варьировать в зависимости от особенностей класса и цели диагностики.

Важнейшим компонентом формирования толерантной личности в рамках детского коллектива является организация групповой деятельности, направленной на овладение навыками анализа и оценки поступков и действий. Такая групповая деятельность может представлять собой занятия – тренинги и служить путём реализации развития взаимопонимания. Нам представляется эффективными не только занятия –тренинги, но и игровая деятельность.

Например, тренинг на развитие взаимопонимания.

Цель: создать атмосферу взаимопонимания между всеми участниками (учитель, ученики) учебного процесса для продуктивного взаимодействия на занятиях.

Сначала определяются правила тренинга.

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Никакая информация не выносится за пределы этого помещения.
  3. Оценивается действие, поведение человека, но не он сам.
  4. Активное участие. Не замыкаться в себе. Быть внимательным к другим.
  5. Уважение к говорящему (слушать и слышать).
  6. Искренность и откровенность каждого участника.
  7. Право личное мнение.
  8. Каждый имеет право на поддержку.

Упражнение “Мотивы наших поступков”.

Ведущий. Наши поступки вызваны реальными побудительными причинами. Мы делаем что-то для других людей и потому, симпатизируем им, любим их, и потому что так “положено”, принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Иногда мы делаем что-то, казалось бы , из лучших побуждений, а в действительности нами движет страх, боязнь. Вспомните два случая из своей жизни.

Первый, когда вы сделали что-то для другого потому, что боялись или его самого, или чьего-то осуждения, или наказания, – хотя не осознавали этого; и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, понимая при этом, почему вы это делаете. Вспомните и поступок, продиктованный стремлением “быть как все”. (Участники рассказывают о своих случаях).

Что было труднее выполнить (вспомнить)? Трудно ли было рассказывать об этом?

Игра “Общий язык”. Группа разбивается на тройки, в которых игроки должны договориться между собой, например о том, где, когда и зачем они смогут встретиться. Но средства общения у каждого из них ограничены: один неподвижно сидит с завязанными глазами, другой обязан молчать и не двигаться, третий лишается права разговаривать, и у него тоже завязаны глаза. За минимальное время тройка в таком состоянии должна договориться о чём-то. Обсуждение: что способствовало, а что препятствовало нахождению общего языка.

Игра “Художник слова”. Заранее готовится карточка с определённым рисунком (или изображением геометрической фигуры). С её помощью ведущий поэтапно образно объясняет участникам, что именно надо рисовать. При этом у каждого участника есть только чистый лист бумаги и карандаш. Задавать вопросы, договориться нельзя. Каждый изображает на бумаге то, что слышит и чувствует. В конце следует обсуждение того, что представляли себе игроки.

Игра “Общее и особенное”. Дети делятся на пары. Каждая пара игроков за три минуты должна определить “общее” – качества, которые объединяют игроков, и “особенное” – то, чем они отличаются. В процессе итогового обсуждения ведущий спрашивает: что затруднило при выполнении заданий; что легче было находить, объединяющее или личные особенности.

Весь предложенный спектр форм работы по развитию взаимопонимания как основы формирования толерантной личности позволил выделить правила, выполнение которых ведёт к взаимопониманию. Эти правила можно считать принципами взаимопонимания.

  • Ставь интересы других людей выше собственных.
  • Будь верен и надёжен.
  • Уважай других, уважая себя.
  • Терпимо относись к другим точкам зрения.
  • Воспринимай людей как равных себе.
  • Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
  • Умей прощать и не будь обидчив.
  • Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
  • Проявляй чуткость.
  • Будь уверен в себе.
  • Будь свободен от лжи и обмана.
  • Умей контролировать свои желания и поступки.
  • Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
  • Стремись делать как можно лучше.

Рассмотренные формы работы, методики, предложения, сформулированные по формированию толерантной личности на основе развития взаимопонимания в детском коллективе, вполне применимы, в воспитательном процессе. Их можно рассматривать в качестве инструментария по организации внеклассной работы и проведению диагностики. Как противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, должно быть направлено развитие взаимопонимания как основы воспитания в духе терпимости.

Важнейшими механизмами перехода к толерантной среде являются создание благоприятной, комфортной обстановки в классе и мотивация к учебной деятельности. Задача воспитания (формирования) толерантной личности – важнейшая в современной школе. Для её реализации необходимо создание толерантной образовательной среды, которая позволит осуществить сотрудничество и создать ситуацию успеха для каждого, обеспечит социальную адаптацию личности.

Литература.

  1. Дьячкова С. Нация и национальные отношения // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С.15–18.
  2. НабоковИ.Л. Этническая толерантность как компонент профессиональной культуры педагога: проблемы формирования и развития. // Этнопанорама. – 2004. – № 2. – С.14–18.
  3. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе. // Воспитание школьников. – 2008. – № 7. – С.23.