Рейтинг@Mail.ru

Авторский сценарий "Веселые посиделки с Мухой-цокотухой"

Разделы: Работа с родителями


Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность.

Как ни грустно это признавать, но повзрослев, многие из нас теряют связь со своим детством. Мы серьезны на службе, строги, мы очень взрослые и очень правильные, и редко, кто остается способен, не боясь, выглядеть смешным и непосредственным.

Будучи благодарными зрителями, родители детей, с которыми педагог занимается, с удовольствием приходят на открытые занятия и праздники, подбирают костюмы, помогают разучивать роли, часто ходят с ребятами на театрализованные представления. Именно по этой причине было решено дать возможность поменяться местами родителям и детям, таким образом сделать “перевертыш”. Раздать родителям роли и разыграть перед ребятами сказку. Педагог предложил родителям реализовать эту идею, приурочив ее ко Дню смеха. И тут, как с огромной горы, понесся снежный ком, состоящий из родительских комплексов и противоречий. Поняв, что не все проекты реализуются, педагог предпринял компромисс. Выбрав сказку “Муха Цокотуха” К.И. Чуковского, задействовал только трех, отважившихся после долгих уговоров, родителей на роли: Комара, Мухи и Паука, остальные же, с облегчением вздохнули, оказавшись в массовке. Было интересно наблюдать, как творческий процесс затягивал родителей. Объединившись и веселясь, как дети, они продумывали сценические образы, разучивали танцы и частушки. Однако из-за сильной занятости родители репетировали мало, не все были в себе уверенны, на что сами и посетовали после представления. Зато дети были настолько рады празднику и горды своими родителями, что еще долго вспоминали представление и разыгрывали запомнившиеся сценки.

Проблемное поле. На протяжении учебного года, в группу периодически вливаются новые воспитанники, некоторые из которых, сравнительно недавно переехали жить в Москву. К сожалению, в детском обществе воспитанию толерантности уделяется незначительное внимание. Как часто наши дети становятся врагами! И причиной этой конфронтации является отсутствие знаний культурных ценностей, традиций страны, в которой ты в данное время живешь.

Для того чтобы дети дружелюбно и открыто встречали новичков, принимали их в свое сообщество, в нашем детском объединении принято знакомить вновь пришедших детей с традициями нашего народа, вовлекая их в игры и танцы. Именно тогда, становясь подростками, наши вчерашние малыши станут друзьями, сохраняя культуру своего народа и уважая традиции других людей.

Идея мероприятия. Создать условия для детско-взрослого сообщества, которые будут способствовать развитию взаимопонимания и доверия, через ознакомление с фольклором и культурным наследием. В основу, специально написанного сценария, был положен сюжет сказки К.И. Чуковского “Муха Цокотуха”.

Сказка - это жанр устного народного творчества, объединяющий взрослых и детей. Сказка внушает уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, помогает формировать основы поведения и общения, развивать фантазию и воображение ребёнка, его творческий потенциал.

Танец - неотъемлемая часть национальной культуры. В танце запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей. В данном проекте используются два танца: русский и цыганский. Танец “Кадриль” - ярко отражает облик русского человека, его характерные черты: смелость, стать, широту, доброту и щедрость. Популяризация русского танца способствует воспитанию чувства национального самосознания нашего народа. “Цыганские напевы” - это танец цыган, для которого характерно плавное нарастание темпа, а в остальном - стремительное и беззаботное веселье. Цыганские народы – вечные кочевники, поэтому в их танцах тесно переплелись элементы культур самых различных народов.

Частушка - самый распространенный вид устного народного творчества, которая была и остается одной из примет народного быта. В проекте используются городские частушки - веселые задиристые стишки.

Этапы подготовки:

  • I этап - январь

Обсуждение взрослыми (педагогом и родителями) идеи проведения мероприятия. Работа педагога над сценарием.

  • II этап - февраль

Подбор педагогом музыкального материала и совместная подготовка с родителями необходимых костюмов. Разучивание с детьми и родителями русского народного танца “Кадриль”.

  • III этап - март

Раздача родителям ролей, частушек. Репетиции сказки с родителями. Разучивание с детьми частушек.

Цель мероприятия: Объединение детей и родителей через совместное театрализованное действие.

Задачи мероприятия:

- приобщать детей и родителей к народным традициям, частушкам, танцам;

- развивать дружеские отношения между семьями;

- раскрыть перед детьми актерские, певческие, соревновательные способности родителей;

- научить родителей вовлекать детей в сказочное представление;

- заинтересовать родителей учебно-воспитательным процессом;

- побудить в родителях желание дальнейшего плодотворного взаимодействия с педагогом.

Результат мероприятия:

Проведенным занятием педагогу удалось добиться намеченных результатов. Дети и родители были вовлечены в театрализованное действие, шли на контакт. Родители побороли в себе чувство неуверенности и отлично сыграли свои роли. Родители были благодарны, за представленную возможность окунутся в атмосферу радостного и беззаботного детства, оценили труд педагога, восторгались необычностью идеи проведения праздника.

Таким образом, помогая нашим детям, знакомится с культурными традициями народов, мы расширяем их кругозор, воспитываем уважение, понимание, терпимость к тем людям, в обществе которых им предстоит жить. Пример дружеского общения и взаимодействия родителей, заложит фундамент здорового нравственного взросления их детей.

Оборудование:

Бумага для рисования, карандаши, фломастеры; вырезные из цветного картона шапочки насекомых и ярмарочные домики, столы и стулья; костюмы мухи, комара, паука; 2 меча; 4 картонные рыбки, 2 веревки, 2 палочки, самовар и сласти для чая; шоколадные монетки; корзинки; ленточная карусель; медальки, грамоты для награждения, музыкальный центр.

Литература:

Сказка К.И. Чуковского “Муха Цокотуха”;

Используются: частушки, поговорки (взятые с сайтов интернета).

Музыка:

Подборка аудиозаписей:

1. “Танец гномов” Э.Григ.

2. “Кадриль” русский народный танец.

3. “Свадебный марш” Р.Вагнер.

4. “Весенняя капель” песенка А.Никифоренко, М.Филатова.

5. “Ярмарка” песенка из кинофильма “Мама” Жерар Буржоа, Темистокле Попа.

6. “Дорогой длинною”- цыганский танец-этюд.

7. “Полет шмеля” Римского – Корсакова из оперы “Царь Салтан”.

8. “Танец с саблями” из балета “Гаяне” А.Хачатуряна.

9. Плясовые и медленные русские народные мелодии.

Сценарий

Для совместного просмотра спектакля столы составлены вместе, на стульях сидят дети. Родители стоят группой и исполняют песню “Весенняя капель”.

Ведущая.

Мы с родителями вместе о Весне вам спели песню.
Очень хочется тепла, надоела нам Зима.
Пригревали, чтоб лучи и бежали ручейки,
Чтобы птицы песни пели и деревья зеленели.
Мы сегодня пошумим, посмеемся, пошалим
И прогоним Зиму прочь!
Вы хотите нам помочь?

Дети. Да!!!!!

Ведущая.

Я советую, друзья, прочь гоните скуку.
Мы покажем вам сейчас “Муху Цокотуху”.

(Детям надеваются шапочки насекомых, сделанные родителями, после чего родители заходят за ширму и надевают на себя костюмы торговцев).

1 сцена

(Муха выходит из-за ширмы, собирает цветы, и обыгрывает слова ведущего под русскую народную музыку).

Ведущая.

Муха, муха Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

(Муха поднимает, обнимает и гладит денежку).

Ведущая.

Любят папы, любят мамы магазины посещать,
В них одежду и игрушки и продукты покупать.
В сказке нашей все не так.

Муха. Где ж потратить мне Пятак?

Ведущая.

Что б купить себе товар,
Ступай на ярмарку - базар.

(Муха, кладет в корзину денежку и отправляется за ширму)

2 сцена

(Родители занимают места за торговыми рядами на ярмарке. Музыка “Ярмарка”. Муха ходит и выбирает себе покупку. Каждый из родителей, демонстрируя свой товар, дает реплику).

1-й родитель – Есть на палке петушок!

2-й родитель – Кому сладкий пирожок!

3-й родитель – Пряники медовые!

4-й родитель – Яблоки моченые!

5-й родитель – Подходи к нам, детвора, сласти покупать пора!

Ведущая.

Вот, ребята, вам монетки!
Каждый денежку возьмите, на базар скорей бегите.
Сласти разные купите и на стол их все сложите.
После будем пировать, угощенье поедать.

(Ведущая раздает детям монетки. Дети меняют эти монетки на угощения у торговцев, после чего, складывают все покупки на стол и возвращаются на “торговую площадь”).

Приложение 1.

Ведущая.

Мы по ярмарке гуляли,
Карусели увидали.
Эй, зеваки, торопись!
С нами вместе прокатись!

(Совместное катание на ленточной карусели под русские народные мелодии).

Ведущая.

Инструменты возьмем в руки
И покажем мастер-класс:
Мы на ярмарке веселой
Пропоем сейчас для вас!
Выходи друзья-подружки,
На веселые частушки!

(Конкурс частушек, музыка народная. Соревнуется команда детей с командой родителей. Исполняются частушки в сопровождении шумовых народных инструментов и пританцовок).

1-й родитель.

Ты играй, повеселей,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Выходите, плясуны!

1-й ребенок.

Я цветочек вышила,
"Жу-жу-жу" услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица – наутек!

2-й родитель.

Про ребят и про игрушки,
Сочинила я частушки.
Прежде, чем их записать,
Я решила поплясать.

2-й ребенок.

Подарю вам три цветочка:
Белый, синий, аленький.
Я парнишка удалой,
Хоть и ростом маленький!

3-й родитель.

Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.

3-й ребенок.

Папа маленький мой был
Машинки по полу возил.
Вырос папа мой уже
Теперь играет в гараже.

4-й родитель.

Ем я кашу и сметану,
У меня силенка есть.
Только драться я не стану,
Сколько ты ко мне не лезь!

4-й ребенок.

Моя мама дорогая
Много пробует диет.
Утром бегает по парку
И совсем не ест конфет.

5-й родитель.

Я люблю повеселиться -
Хорошо живется мне:
Берегут меня детишки,
Словно розу на окне.

5-й ребенок.

На балконе поливала
Я цветы из лейки,
Почему-то весь промок,
Папа на скамейке.

6-й родитель.

Человек один не может
Он нуждается в семье,
И родители, и дети,
Что важнее на земле?

Приложение 2.

(Командные, фольклорные игры проводятся под сопровождение русской народной музыки).

1. “Кто быстрей?” (накручивание связанных между собой по - середине веревок, привязанных с разных сторон на палки, для мальчиков)

2. “Парный танец” (участники встают спинами, обвязываются между собой веревкой и танцуют, по команде ведущего оббегают вокруг конуса наперегонки в связке, для родителей).

3. “Рыбак” (кто больше оторвет рыбок у соперников, наступив ногой на хвост, где рыбки на веревочке примотаны к ремню и хвостом касаются пола, для родителей).

4. “Быстрая швея” (обматывание веревкой через “петли” согнутых в локте рук всей команды, образовавшей тесный круг и повернувшейся в одну сторону, для девочек).

Ведущая.

Шум веселье детский смех - эта ярмарка для всех!
Кто, скажите мне, друзья,
Пляшет, песни распевает,
На гитаре, кто играет?
Ловко в такт дрожит плечами,
На базар пришли…

Дети. Цыгане!

(Родители помогают детям переодеться. Исполняется танец “Цыганские напевы”, стоящие по бокам родители подтанцовывают “цыганам”).

Ведущая.

Веселились, танцевали и немного все устали,
Мы присядем, отдохнем,
Дальше сказку поведем.

(Все участники садятся за столы. Муха ходит по базару)

Ведущая.

Ходит муха по базару
И не знает, что купить.
Оглядела весь товар
И купила самовар!

(Муха покупает себе самовар, который относит на стол).

3 сцена

(Выходит паук, на плече висит веревка, в руке меч, тащит муху в угол, обматывает ее веревкой музыка Э. Григ “Танец гномов”).

Ведущая.

Вдруг какой-то старичок паучок
Нашу Муху в уголок поволок
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Муха криком кричит, надрывается.

Муха. “Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!”.

Ведущая.

Муха из последних сил вырывается.
А злодей молчит, ухмыляется.

Приложение 3.

(Вылетает комарик под музыку “Полет шмеля”, несет фонарик и саблю)

Ведущая.

Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.

Комарик. “Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей!”

Ведущая.

Подлетает к Пауку, саблю вынимает
И ему на всём скаку голову срубает!
Муху за руку берёт и к гостям ее ведет.

(Комарик выводит Муху на центр).

Комарик. Я злодея зарубил?

Муха. Зарубил!

Комарик. Я тебя освободил?

Муха. Освободил!

Комарик.

И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!”

Муха.

Я согласна всей душой
Мой спаситель, мой герой!

(Дети надевают на голову Мухи фату и дарят цветы, музыка Р.Вагнер “Свадебный марш”).

Дети. “Слава, слава Комару - Победителю!”.

Ведущая.

Встанем в пару, топнем “Чок!”,
Ногу ставь на каблучок.
Согнем кисти “утюжком”,
В пляс веселый мы пойдем!
Улыбнемся во всю ширь.
Это - русская кадриль!

(Участники встают парами по кругу и танцуют “Кадриль”).

Ведущая.

Хлебом – солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем
Та-ра-ра, та-ра-ра,
За столы нам сесть пора
Будем праздновать, народ,
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

(Фото на память. Чаепитие)