Рейтинг@Mail.ru

Урок обучения грамоте в 1-м классе коррекционной школы VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: Звук и буква Д. Выделение звука, чтение открытых слогов с буквой "д"; слов, в состав которых входит буква "д".

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Общедидактическая цель: Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слогов и слов с буквой "д";

коррекционно-развивающие:

- развитие мышления через формирование аналитико-синтетической деятельности;

- развитие и коррекция речи путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

- развитие фонематического восприятия;

воспитательные:

- формирование коммуникативных умений (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование: Книга “Букварь”, под ред. В.В.Воронковой, предметные картинки, общая и индивидуальные кассы букв и слогов.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

- Я очень рада встрече с вами, улыбнитесь мне, а теперь друг другу! У всех у нас хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтобы вы все хорошо работали на уроке.

Давайте проведём гимнастику для язычка:

- вспомните песенку сердитого гуся; (ш-ш-ш-ш)

- песенку водички; (с-с-с-с)

- оближите на губах сладкое варенье;

- все вместе проговорим стихотворение про кошку:

“Кошка серая гуляла, молочко своё лакала,
Губки, ротик облизала, свои зубки показала,
И “спасибо” всем сказала: “Мяу!”.

- Молодцы!

2. Актуализация знаний и умений.

- Вспомните и назовите гласные звуки?

- Почему они так называются?

- Назовите согласные звуки?

- Почему они так называются?

- Давайте повторим их все вместе! (Повторение хором)

- Сейчас мы проверим, как вы приготовили домашнее задание. Что вы читали дома? (С.91)

- Как зовут девочек, про которых вы читали? (Кира и Вика)

- Что они делали?

- Что случилось с Викой?

- Как надо правильно обращаться с иголками? С ножницами?

- Прочитайте рассказ “Кира и Вика".

(После чтения ученики дают оценку, как прочитали их одноклассники)

Физкультминутка.

(Учитель показывает буквы, дети выполняют задания)

Тихо встанем, скажем: а!
Все присядем, скажем: у!
Тихо сядем, скажем: ы!
Хорошо читаем мы!

3. Усвоение нового материала.

а) Знакомство со звуком “д”.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и новой буквой.

- Посмотрите, что нарисовано на картинке?

(Учитель показывает картинку, на которой нарисован дом)

- Правильно, это дом. Назовите все звуки в слове “дом”.

- Какие звуки мы знаем? (О, М)

- Какой звук не знаем? Сегодня научимся его произносить.

Сядьте лицом друг к другу и произнесите: д-д-д-д!

- Как произносится звук “д”? Где находится язычок? Как выходит воздух?

- Значит, какой это звук? (Согласный)

- Придумайте слова со звуком “д”? (Ответы детей)

- Встаньте те ребята, в именах которых слышится звук “д”? (Даша, Дима)

- Давайте вместе выучим стихотворение “Дождик”.

(Учитель показывает картинку)

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

(Беседа по содержанию)

- Про кого говорится в стихотворении?

- Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

- Как вы понимаете слова: “дождик, дождик, не дожди!”?

- Как нужно относиться к пожилым людям?

- Чем можно помочь дедушке?

б) Знакомство с буквой “д”. (Показ буквы и домика буквы “д”)

- Посмотрите, вот это буква Д, большая и маленькая, рядом с какими буквами она живёт? На что походит буква Д? (Ответы детей)

- Сейчас я вам предлагаю хитрую задачу.

- Посмотрите на рисунок, сколько букв “Д” вы нашли?

(Учитель предлагает детям картинку, на которой в разном положении расположены буквы, их нужно сосчитать)

- Какие слоги, слова можно составить из букв?

- Молодцы!

в) Работа с кассой.

- Составьте и покажите слоги да, до, ду, ды. (Один ученик составляет у доски, остальные - в индивидуальных кассах)

- Я буду к слогам добавлять буквы, а вы читайте получившиеся слова. (Дом, дым, душ)

- Придумайте предложения с этими словами.

Физкультминутка.

Потянулись! Чуть присели и соседа не задели,
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать читать!

г) Чтение по букварю, с. 92.

(Рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию)

- Прочитайте слоги, слова. (Хоровое чтение)

- Чтение учителем рассказа “Сад”, беседа по содержанию.

(Чтение учащимися вслух по 1 предложению, затем выборочное чтение)

- Прочитайте предложение, в котором говорится, что растёт в саду?

- Что растёт за домом?

- Прочитайте предложение, в котором говорится, что сад хороший?

(Повторное чтение букварной страницы)

4. Закрепление умений и навыков.

- Я хочу предложить вам отгадать загадки!

Разноцветное коромысло над рекою повисло
Что это? (Радуга)

- Где находится звук Д? (В середине слова)

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я по дереву стучу,
Я по дереву стучу, червяка достать хочу! Кто это? (Дятел)

- По каким признакам вы узнали? Где находится звук “д”? (В начале слова)

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил, догадались?
Это Гена, это Гена… (Крокодил)

- Где находится звук “д”? (В середине слова)

- Вспомните стихотворение, которое мы учили?

5. Инструктаж о домашнем задании.

- Дома вы повторите стихотворение, которое учили на уроке и научитесь читать с.92.

- Повторите, какое задание вы будете выполнять дома?

6. Подведение итогов урока.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Как он произносится?

- Какой это звук?

7. Рефлексия.

- Поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке?

- Что вам понравилось?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Если бы вы сегодня встретили на улице свою подругу, друга, что бы вы ему рассказали про сегодняшний урок? (Ответы детей)

- Молодцы! Вы все сегодня старались! Я очень рада за вас!

- Спасибо вам за работу на уроке!