Рейтинг@Mail.ru

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Грибы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с видами грибов, строением гриба;
  • вспомнить основные понятия из окружающего мира;
  • прививать детям бережное отношение к грибам, лесу.

Оборудование: плакаты с изображением леса, гриба, кроссворд, рабочие тетради, проверочные тетради.

ХОД У РОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала

- Сегодня на уроке, мы с вами обобщим свои знания по окружающему миру, отгадывая кроссворд, мы определим тему нашего урока.

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучки в небе проплывают.
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром туманы и роса
Человек и время года
Это все вокруг… (Природа)

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

Отгадывания кроссворда:

  1. Как называется группа животных, у которых тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами?
  2. Как называется группа животных, в которую входят морские звезды, морские ежи, морские лилии?
  3. Группа животных, тело которых покрыто шерстью, кормят своих детенышей молоком?
  4. Чем размножаются земноводные?
  5. Как называется наука, изучающая растения?

3. Сообщение темы урока.

- Какое получилось слово? (Грибы). Тема нашего урока ГРИБЫ.

- К какой группе мы отнесем грибы к животным или к растениям?

Когда мы знакомились с группой растений, я говорила, что о грибах у нас будет отдельный урок. Сегодня мы отправляемся на лесную поляну, что мы видим? Какие грибы вы увидели? Давайте отгадаем загадки и соберем отгадки (грибы) .

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …….(подосиновик) и т.д.

- Какие грибы мы собрали? Назовите их одним словом (съедобные).

- Какие остались?

- Съедобные и несъедобные грибы очень похожи между собой, следовательно детям собирать грибы можно только со взрослыми.

4. Работа по теме.

- Давайте попробуем вывести определение, что такое гриб. Грибы имеют цвет следовательно – это нецветковое растение не имеющее настоящих листьев. Ученым известно около 100 тысяч видов грибов. Наиболее известны шляпочные. Почему их так назвали? Давайте разберем схему гриба.

Вывешивается схема гриба.

- Верхний слой почвы в лесу пронизан белыми нитями - это грибница, которая и является собственно грибом живущем в почве. А то, что мы собираем и кладем в корзину называется – плодовое тело, появившееся на поверхности, что бы высыпать споры для размножения гриба.

У многих знакомых нам грибов плодовое тело состоит из ножки и шляпки, имеющую форму зонта, у многих грибов плодовое тело живет несколько дней. За это время споры рассеиваются и плодовое тело отмирает. А грибница остается в земле и живет десятилетиями. Грибницы многих грибов связаны с корнями деревьев, мы уже знаем, что грибы не могут производить необходимые им органические вещества. Поэтому грибы дружат с деревьями. Но грибницы связаны не только с деревьями, но и корнями черники и брусники. Каждый гриб – это маленький силач. В любом растении много воды, но в грибах особенно. Пока гриб не начал прорастать – это маленький сухой комочек. Он притаился и ждет своего часа. Когда идет дождь, гриб жадно впитывает воду, разбухает, раздвигает землю вокруг, пробивает шляпкой верхний слой земли. За короткое время гриб впитывает воды 10-12 раз больше собственного веса. Благодаря воде у него появляется сила, при помощи которой он пробивается наверх. Белые грибы растут очень быстро, Если гриб, которому всего 1 день весит 2 гамма, то на 6 день его вес увеличивается в 95 раз, а то и больше…..

- Давайте еще раз вспомним строение гриба?

- Грибы бывают…..

- Как их различить?

- Давайте прочитаем особенности некоторых грибов в учебнике.

5. Работа с учебником.

- В природе много грибов, но некоторые мы с вами уже не увидим т.к. они занесены в Красную книгу. Посмотрите на стр. 119.

- Почему они занесены в Красную книгу? А зачем нужны грибы в лесу?

- Всеми ли грибами питаются звери?

- Кто знает, как правильно собирать грибы? Давайте прочитаем памятку правильного сбора. Стр121.

6. Работа с тетрадями.

Страница 54 №1.

- Вспомним строение гриба, №3.

- Запиши названия съедобных и несъедобных грибов.

7. Подведение итогов.

- О какой группе растений мы с вами говорили?

- Какие бывают грибы?

- Как правильно их собирать?

Проверим ваши знания в проверочных тетрадях стр.31.

8. Домашнее задание: стр.118-123, тетр. стр.55 №2 и №4.