Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сценарий праздника первоклассника музыкальной школы "Посвящение в музыканты"

Разделы: Преподавание музыки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


За 10 минут до начала праздника на экран проецируется 1 слайд презентации, звучит музыка; гости, преподаватели, родители, учащиеся усаживаются в концертном зале.

Ведущая: Дорогие наши первоклассники! Уважаемые родители! Добрый вечер! Сегодня мы принимаем Вас, наших первоклассников, в семью юных музыкантов - пианистов, скрипачей, виолончелистов, духовиков. Учащиеся именно этих отделов пришли на наш праздник. Наша музыкальная школа - одна из старейших музыкальных школ области, ей уже исполнилось сорок лет. В ней работают творческие и опытные преподаватели и учатся трудолюбивые и талантливые ученики. На всех отделах есть такие ученики, которые хорошо овладели своим музыкальным инструментом и могут выступить на концертах и различных конкурсах - школьных, муниципальных, областных, международных конкурсах. Немало учеников стало лауреатами и дипломатами этих конкурсов, т.е. заняли призовые места. Некоторые выпускники продолжили свое музыкальное образование и стали преподавателями музыки, артистами оркестров; они работают в различных учреждениях культуры нашей большой страны. В нашей школе и в нашем городе работают преподавателями музыки многие наши бывшие выпускники. Мы гордимся нашими учениками и надеемся, что и в вашей жизни музыка займет важное место. Сейчас я приглашаю на сцену преподавателя фортепианного отдела, нашего бывшего ученика. В его исполнении прозвучит "Прелюдия" Великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.

(Во время рассказа ведущей на экран проецируются через модемное устройство фотографии пианистов, композиторов и далее по тексту)

Фортепиано было любимым инструментом многих известных музыкантов. Благодаря творчеству И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Шопена, русских композиторов П.Чайковского, А.Скрябина, С.Рахманинова оно стало самым популярным инструментом. На нем играли: замечательные русские пианисты, известные всему миру - Святослав Рихтер, Сергей Рахманинов, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс и др. Самые наблюдательные из вас, наверное, слышали записи нашего современника, известного виртуоза фортепиано, Дениса Мацуева.

В прошлом году отмечалось 300 лет со дня появления фортепиано. Его имя произошло от 2-х итальянских слов - форте и пиано. В переводе на русский язык значит: "громко - тихо" - фортепиано. Но также у фортепиано есть два других имени. Концертный инструмент - рояль, значит "Королевский". В концертных залах без рояля не обойтись. Открываем крышку - и в отдаленном месте слышен каждый его звук; но такой громоздкий инструмент не поместится в комнате или классе, там его заменит пианино - с такой же клавиатурой, но поменьше размером. Если мы поинтересуемся родословной фортепиано, то узнаем, что на нем скрестилось три рода музыкальных инструментов: род струнных, род ударных и род клавишных. От благородного клавесина, (который царил в то время, когда мужчины носили напудренные парики, а дамы - кринолиновые платья с железными обручами на корсетах) фортепиано унаследовало свою внешность и клавишный механизм, правда сердце клавесина билось более сдержанно и бесстрастно - от щипка струн перышками.

Первые клавишные инструменты (клавикорд, клавесин, спинет) имели слабый, тихий звук, но были достаточно популярными инструментами для домашнего музицирования. Они, как правило, были богато декорированы и потому являлись таким же украшением дома, как и красивая мебель. А какие имена им давали в разных странах! То английской шахматной доской называли, наверное, потому что спинет имел вид настольного ящика, шкатулки. Клавесин имел клички крыло и жираф - (современный рояль ведь тоже напоминает крыло огромной птицы).

От древних струнных музыкальных инструментов (а в каждой стране у них были разные названия: цимбалы, кантеле, гусли звончатые) - фортепиано унаследовало струны, от ударных инструментов - молоточки. В России до сих пор сохранились как народный инструмент гусли звончатые. Когда люди научились тянуть стальную проволоку - они натянули ее с гигантской силой на чугунную раму. Обвили в несколько слоев струны и получился полный, глубокий звук. Так и вошли в нашу жизнь пианино и рояль. В 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. В переводе на русский язык его изобретение называлось: "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено и инструмент стал называться "фортепиано". Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя.

Не менее популярны и струнные инструменты.

На Руси, по свидетельству древнейших памятников, смычковые инструменты были известны очень давно, но ни один из них не развился настолько, чтобы впоследствии стать инструментом симфонического оркестра. Наиболее старым древне-русским смычковым инструментом является гудок. В своем наиболее чистом виде он располагал овальным, несколько грушевидным деревянным кузовом, с натянутыми поверх его тремя струнами. Играли на гудке дугообразным смычком, ничего общего с современным не имевшим. Время, когда зародился гудок, в точности не известно, но существует предположение, что во времена Ивана Грозного существовали "скоморошьи оркестры".

В других странах средневековые музыканты - менестрели играли на грушевидных ребеках и фиделях, водя смычком по струнам, а короли держали целые оркестры из этих инструментов, они аккомпанировали танцам и обеспечивали музыкальное сопровождение во время поездок королей. Родоначальницей искусства изготовления струнных была Италия. На протяжении 200 лет семейства Амати, Гварнери, Страдивари выпиливали по дереву, склеивали и придавали лоск этому чуду музыкального ремесла. Они изготавливали скрипки, виолончели, виолы и гитары. В переводе с итальянского - виола - анютины глазки (фиалки). Выходит, виолончель - это большая фиалка. В семействе струнных виолончель уступает место по величине только контрабасу. Всему миру известно имя виолончелиста - русского музыканта Мстислава Ростроповича. Сейчас я приглашаю на сцену ученицу с виолончелью, с инструментом, который имеет происхождение от такого красивого названия и не менее приятный, красивый звук. Л. Ван Бетховен "Экосез" исп. ученица на виолончели

Кто знает, когда и зачем дунул первобытный человек в кусок бамбука, камышовую тростинку, в веточку бузины без сердцевины? Но именно трубка стала тогда музыкальным инструментом, когда по длине её корпуса были проделаны дырочки: так появились первые дудочки и свирели, способные петь красивые мелодии. Немало выдумки потребовалось европейским мастерам, чтобы ради красивого голоса усовершенствовать первые духовые инструменты. Так появились: флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон.

Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек - звучит музыка. Древние музыканты сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, завороженные его музыкой. Вот так в далекой древности люди почувствовали силу его музыки. Музыка может выражать самые высокие чувства и самые тонкие переживания человека, может рисовать своими звуками то, что нельзя высказать словами.

На сцену выходят 4 первоклассника и читают стихи:

Музыка - лукавая работа:
Чтобы людям сердце волновать,
Мало пьесу выучить по нотам -
Надо научиться колдовать.

Надо понимать язык снежинок,
записать, о чем поет капель,
или вдруг на крыльях журавлиных
полететь за тридевять земель.

Надо превращаться в медвежонка,
на сосну, карабкаться, ворча,
или трепетать травинкой тонкой
у лесного, чистого ручья.

Тот, кто это знает и умеет,
тот приносит счастье в каждый дом!
Постарайся сделаться скорее
добрым музыкантом - колдуном!

Ведущий: С помощью музыкальных звуков можно нарисовать различные музыкальные картинки, представить веселые и грустные музыкальные истории и пережить глубокие человеческие чувства. Она может рисовать звуковыми красками картины природы, создавать портреты, раскрывать характер людей и рассказывать целые истории, а также приглашать к танцу. Ребята, сейчас для вас прозвучит в исполнении ученика еще одна танцевальная пьеса, а вы внимательно послушайте, может быть вы угадаете, что это за танец.

"Вальс" В. Моцарта исп. ученик на скрипке

Ведущий: Ну как, ребята, вы догадались, что за танец прозвучал? Да, конечно же, это "Вальс". Молодцы, вы узнали его 3-х дольный размер. Есть много танцевальных пьес, может быть, вы скажете их названия? Да, правильно: полька, мазурка, кадриль, краковяк; старинные танцы менуэт, контрданс, экосез. А сейчас в исполнении бывших выпускниц школы, а ныне преподавателей фортепианного отдела прозвучит пьеса композитора Ю.Маевского "В первый раз в первый класс".

Во время звучания 3-й части пьесы на сцену выходит, танцуя, господин Мажор. С ним рядом идет господин Минор, показывая свой недовольный и грустный вид, неся за плечами мешок с музыкальными инструментами. После окончания пьесы включается музыка ("Полька"), танцуют 2 пары учеников первого класса.

Минор усаживается на коврик, выходят девочки - первоклассницы и веерами- опахалами обмахивают его. Выбегают по очереди первоклассники и, беря со столика лимонад, конфеты, книги, игрушки, предлагают ему.

Ведущий: Ребята! Пока звучала музыка и так красиво танцевали ребята, к нам прибыли необычные гости. Вы догадались, кто они такие и почему прибыли на наш праздник? Посмотрите на их маски и сразу узнаете их имена. Да, ребята. Вы правы. Это Мажор и Минор. Два музыкальных лада, которые отвечают за взаимоотношения звуков. А прибыли они к нам для того, чтобы проверить, как вы научились ладить друг с другом, как проучились первую четверть в музыкальной школе, какие знания усвоили; чтобы передать от Феи Музыки привет.

Мажор: Девчонки и мальчишки, дорогие ребятишки! Кто из Вас, хочу я знать, любит петь и танцевать?

Минор: Давайте-ка и мы встряхнемся! Вставайте, разомнемся!

Звучит танец, за роялем преподаватель. Все ребята встают в круг вместе с Мажором и Минором, преподавателями и танцуют.

Минор: Ребята! Вы уже научились играть на музыкальных инструментах?

А мы сейчас проверим, какие музыкальные инструменты вы знаете.

Мажор и Минор по очереди загадывают ребятам загадки:

  • Чтобы струны спеть смогли, скорей к плечу ее прижми (скрипка).
  • Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду сидит ворон на дубу, сидит ворон на дубу, он игр