Лекция "Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

Обучающая:

  • Проверить и закрепить полученные на прошлом занятии теоретические знания по теме “Правоотношения”.
  • Познакомить студентов с сущностью правомерного поведения” и его видами.
  • Раскрыть понятие и признаки правонарушения, его состав и виды правонарушений.

Развивающая:

  • Выявить причинно-следственную связь между структурными элементами изучаемого материала и конечным результатом.
  • Сохранение познавательного интереса к изучаемой дисциплине.
  • Способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы.
  • Развивать мышление, внимание творческие способности.
  • Способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого материала.
  • Активизировать творческую работу студентов.

Воспитательная:

  • Продолжить процесс вторичной социализации студентов посредством образовательного процесса.
  • Стимулировать потребности в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.
  • Показать актуальность изучаемого материала в вопросах изучения как “Теории государства и права”, так и других юридических дисциплин. А также значимость темы в вопросах воспитания личности и гражданина.

Межпредметные связи: “Конституционное право”, “Административное право”, “Уголовное право”, “ Основы социологии и политологии”

Внутрипредметные связи: “Правоотношения”, “Юридическая ответственность”, “Правосознание и правовая культура”

Тип занятия по дидактическим целям: комбинированный урок.

Вид занятия по методу обучения: лекция.

Обеспечение занятия:

  1. Наглядные пособия: Презентация. Конспект лекций.
  2. Раздаточный материал: Опорный план – конспект, схемы по теме “Правонарушение и юридическая ответственность”.
  3. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран.
  4. Программное обеспечение: пакет Microsoft Offis 2003, Power Point, Word

Литература:

Основная:

  1. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.
  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.
  3. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. – М., 2002.

Дополнительная:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.
  2. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2000.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.
  4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие . – М., 2001.
  5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1995.
  6. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

Приложение 1

Содержание занятия

№ элемента Элементы занятия, учебные вопросы Добавления, изменения, замечания Время
I. II. III. IV.
1. Подготовка к занятию    
1.1. Подготовить и проверить ПК и ПО. Подготовить раздаточный материал на рабочих столах. Преподаватель. Перед занятием
2. Организационный момент.    
2.1. Приветствие. Контроль отсутствующих. Тема занятия. Цель занятия. Ход занятия. Преподаватель. 2 мин.
3. Проверка ранее изученного теоретического материала по текущей теме.
3.1. Проверка усвоенных теоретических знаний:

А) в форме теста,
Б) в форме устного фронтального опроса.

Студенты. 15 мин.
4. Изучение нового материала.   60 мин
А) Правомерное поведение: понятие, сущность, виды. Преподаватель и студенты.  
Б) Понятие и признаки правонарушения. Преподаватель.  
В) Состав правонарушения. Преподаватель.  
Г) Виды правонарушений Преподаватель.  
5. Закрепление изученного материала.    
5.1. А) Анализ структуры правонарушения, определение вида совершенного правонарушения. Преподаватель и студенты. 10 мин.
6. Домашнее задание. Преподаватель. 1 мин.
7. Подведение итогов урока и комментирование оценок Преподаватель. 2 мин.

2. Организационный момент

2.1 Приветствие. Контроль отсутствующих. Тема занятия.

Цель занятия:

  1. Проверить и закрепить полученные на прошлом занятии теоретические знания по теме “Правоотношения”.
  2. Познакомится с сущностью правомерного поведения” и его видами.
  3. Раскрыть понятие и признаки правонарушения, его состав и виды правонарушений.

Ход занятия

Приветствие студентов, заполнение рапортички. Озвучивание плана занятия в целом. Отображение плана занятия и изучения нового материала на доске.

План:

  1. Проверка изученного теоретического материала (тест, фронтальный опрос)
  2. Правомерное поведение: понятие, сущность, виды.
  3. Понятие и признаки правонарушения.
  4. Состав и виды правонарушения.

3. Проверка ранее изученного теоретического материала по текущей теме

3.1. Проверка усвоенных теоретических знаний в форме теста, а также устного фронтального опроса:

А) Выборочное выполнение студентами тестового задания по теме “Правоотношения” (задание в двух вариантах)

Тест “Правоотношение”

Вариант 1

1. Предположение о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов, называется:

а) юридическим условием;
б) юридической презумпцией;
в) юридической фикцией;
г) верный ответ отсутствует.

2. Укажите, что не является юридическим фактом:

а) заключение трудового договора;
б) поступление в институт;
в) приготовление пищи;
г) стихийное бедствие.

3. Укажите критерий классификации юридических фактов на действия и события:

а) сознание и воля субъекта;
б) характер нормативного акта;
в) предмет и метод правового регулирования;
г) принадлежность к отрасли права.

4. Закрепленная в законодательстве способность субъекта своими действиями приобретать юридические права и нести юридические обязанности называется:

а) дееспособностью;
б) правосубъектностью;
в) правоспособностью;
г) деликтоспособностью.

5. Укажите, что не является объектом правоотношения:

а) вещи;
б) действия;
в) жизнь, здоровье, свобода;
г) способ передвижения.

6. Укажите, что в содержании правоотношения относится к субъективной юридической обязанности:

а) возможное поведение;
б) правомочие;
в) правопритязание;
г) должное поведение.

7. Правоотношение может возникнуть между:

а) субъектом и его вещью;
б) двумя и более субъектами права;
в) юридическим лицом и его собственностью;
г) человеком и его домашним животным.

8. Совокупность нескольких юридических фактов, порождающих конкретные правовые последствия называется:

а) перечень юридических фактов;
б) фактический (юридический) состав;
в) система юридических фактов;
г) юридические факты.

9. Способность лица нести ответственность за допущенное правонарушение, называется:

а) дееспособностью;
б) правосубъектностью;
в) правоспособностью;
г) деликтоспособностью.

Правильные ответы: 1-б, 2-в, 3-а, 4-а, 5-г, 6-г, 7-б, 8-б, 9-г 

Вариант 2

1. Вероятностное предположение о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов, называется:

а) юридическим условием;
б) юридической презумпцией;
в) юридической фикцией;
г) верный ответ отсутствует.

2. Укажите, что является юридическим фактом:

а) заключение трудового договора;
б) поступление в институт;
в) стихийное бедствие;
г) всё перечисленное.

3. Укажите неверные критерии классификации юридических фактов на действия и события:

а) сознание и воля субъекта;
б) характер нормативного акта;
в) предмет и метод правового регулирования;
г) принадлежность к отрасли права.

4. Предусмотренная нормами права способность субъекта иметь субъективные юридические права и нести обязанности, то есть быть участником правоотношений называется:

а) дееспособностью;
б) правосубъектностью;
в) правоспособностью;
г) деликтоспособностью.

5. Укажите, кто не является субъектом правоотношения:

а) физическое лицо;
б) государство;
в) ответственное лицо;
г) юридическое лицо.

6. Укажите, что в содержании правоотношения относится к субъективной юридической обязанности:

а) возможное поведение;
б) правомочие;
в) правопритязание;
г) должное поведение.

7. Правоотношение не может возникнуть между:

а) физическим и юридическим лицом;
б) двумя юридическими лицами;
в) физическим лицом и диким животным;
г) юридическим лицом и государством

8. Конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого связывают возникновение, изменение. прекращение правоотношений называется:

а) юридический факт;
б) юридическая ситуация;
в) совокупность жизненных обстоятельств;
г) фактическое событие. факты.

9. Правосубъектность включает в себя:

а) дееспособность;
б) деликтоспособность;
в) правоспособность;
г) всё перечисленное.

Правильные ответы: 1-в, 2-г, 3-б,в,г, 4-в, 5-в, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г.

Выполненные работы сдаются, их проверка осуществляется после окончания занятия. Результаты работы оглашаются на следующей паре.

Б) Фронтальная беседа с группой студентов, не выполняющих тест:

  1. Что такое правосубъектность? Какие юридические свойства она в себя включает?
  2. Чем отличается время возникновения правоспособности у физических и юридических лиц.
  3. Перечислите факторы, влияющие на дееспособность физического лица.
  4. Кто и в каких случаях может ограничить дееспособность гражданина?
  5. Перечислите элементы правоотношения?

Также для закрепления изученного материала студентам предлагается следующая ситуация: Средневековый юрист Шассене приобрёл известность, защищая крыс, которых призвал к ответу епископ. Доводы защитника крыс:

1) не все крысы получили повестки в суд;
2) крысы боятся кошек;
3) каждую крысу следует судить в отдельности.

Вопрос: опираясь на изученный материал темы “Правоотношения” объясните, почему данный процесс не возможен в наши дни?
Ответживотные не признаются субъектами права.

4. Изучение нового материала

А) Правомерное поведение: понятие, сущность, виды.

Вопрос группе: что такое “ПОВЕДЕНИЕ”?

Обобщив ответы студентов делается вывод, фиксируемый в рабочих тетрадях ПОВЕДЕНИЕ – это взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное его двигательной (физической ) и психической активностью.

Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральными юридически значимым.

Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет юридических последствий.

Юридически значимое поведение регулируется правом и может, как соответствовать правовым нормам, так не соответствовать им.

В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором – о правонарушении.

В рабочих тетрадях студенты фиксируют определение правомерного поведения:

Правомерное поведение – это законно-послушное поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Правомерное поведение, как правило, является поведением общественно полезным и социально значимым.

Студентам предлагается обратиться к схеме № 1 “Правомерное поведение”.

Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием слайдов.

Правомерное поведение может быть активным и пассивным. Активное поведение имеет место в случае реализации управомачивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий.

В зависимости от характера мотивации законопослушного субъекта права различают:

1) сознательное правомерное поведение – такой вид поведения, при котором субъект права осознает необходимость, обоснованность и справедливость требований правовых норм и подчиняется их требованиям с целью достижения социально полезного результата (иногда данный вид правомерного поведения называют “легализмом”. Под легализмом понимается соблюдение закона по той причине, что это закон, а законы должны соблюдаться. ( dura lex, sed lex – “закон суров, но это закон”) ПРИМЕР: “пешеход при отсутствии автомобилей не переходит дорогу и ожидает разрешающего сигнала светофора)

2) конформистское правомерное поведение – вид поведения, при котором субъект права подчиняется правовым предписаниям в силу подражания окружающим (потому что так “делают все”);

3) правомерное поведение под страхом государственного принуждения – вид поведения, при котором субъект права исполняет требования юридических норм, боясь применения санкций со стороны государства.

По объективной стороне правомерное поведение подразделяют на необходимое (желательное) (ПРИМЕР: уплата налогов) и социально допустимое. (ПРИМЕР: развод супругов. – правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение).

4. Б) Понятие и признаки правонарушения.

Неправомерное поведение в теории права принято называть правонарушением. Правонарушение представляет собой разновидность антисоциального поведения.

В рабочих тетрадях студенты фиксируют определение и признаки правонарушения

Правонарушение – это противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Правонарушение характеризуется рядом признаков:

  • правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Мысли, интеллектуальная деятельность, желания человека, если они не воплотились в его поступках, не могут считаться правонарушением;
  • правонарушение – это противоправное деяние, т. е. деяние, запрещенное нормами права. Противоправность имеет место и при неисполнении юридической обязанности. То, что правом не запрещено, не является правонарушением. Не является правонарушением неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица;
  • правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно, нежелательно;
  • не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица;
  • правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом. Деликтоспособность означает правовую возможность человека самостоятельно осуществлять свои юридические обязанности и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособность зависит от возраста и психологического состояния человека;
  • правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступает тогда, когда есть состав правонарушения, т. е. имеются необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности.

Необходимо обратить внимание студентов на следующее правонарушение следует отличать от аморального проступка. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова.

Отличие правонарушения от аморального проступка проводится, прежде всего, по признаку противоправности. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. Результатом такого осуждения может явиться чувство стыда улица, совершившего аморальный проступок. К тому же степень общественной опасности аморального проступка значительно ниже опасности правонарушения. Фактически правонарушение представляет собой разновидность аморального поведения, которое необходимо искоренять мерами государственного принуждения.

ПРИМЕР: ложь является аморальным проступком и подлежит осуждению со стороны членов общества. Но если лицо дает ложные показания в суде, то это уже считается правонарушением.

4. В) Состав и виды правонарушения.

На данном этапе деятельность преподавателя и студентов сводится к следующему:

  • характеристика состава правонарушения преподавателем, с использованием ПК;
  • отслеживание и конспектирование теоретического материала студентами.

Студенты в качестве наглядного пособия используют раздаточный материал и презентацию.

Ввиду большого объема схемы 2 “Состав правонарушения”, а также её значимости для изучения не только Теории государства и права, но и других юридических дисциплин, студентам выдаются готовые схемы, для последующего вклеивания в рабочие тетради.

Составом правонарушения называется совокупность признаков, характеризующих общественно опасное деяние.

В состав правонарушения входят такие элементы, как:

  • объект правонарушения,
  • субъект правонарушения,
  • объективная сторона правонарушения
  • субъективная сторона правонарушения.

Характеристика состава правонарушения

– Объект правонарушения – это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб.

В УК РФ запрещенные им деяния сгруппированы именно по объектам посягательства: преступления против жизни, преступления против собственности, преступления против правосудия и др.

Объект правонарушения следует отличать от предмета правонарушения. Предмет правонарушения – это вещь или иное благо (например, информация), которое было изъято, повреждено, уничтожено или захвачено в процессе совершения правонарушения.

ПРИМЕР: лицо, укравшее кошелек, посягает не на кошелек – оно нарушает право собственности того, кому принадлежит этот кошелек.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.

Основное требование к физическим лицам – вменяемость и достижение определенного возраста. Вменяемость – это способность лица при совершении правонарушения осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Субъектом правонарушения в уголовном праве может быть только физическое лицо.

Объективную сторону правонарушения образуют все те элементы противоправного, общественно вредного деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения:

а) деяние как акт волевого поведения. Деяние представляет собой акт волевого поведения, которое выражается как в форме активного действия, так и бездействия. Одни правонарушения могут быть совершены только действием (например, дача взятки), другие – только бездействием (например, уклонение от уплаты средств на содержание детей). Юридическая ответственность за деяния, которые выражены в форме бездействия, наступает в том случае, когда на лицо возлагается юридическая обязанность совершить те или иные действия, но оно не совершило их несмотря на то, что должно было и могло действовать;

б] вредоносный результат деяния. В результате всякого правонарушения нарушается правопорядок как таковой. Оно причиняет обществу или его членам материальный или нематериальный вред;

в) причинная связь между деянием и результатом. Установление этой связи очень важно при рассмотрении уголовных дел. Например, необходимо исследовать причинную связь между преступным поведением правонарушителя, выразившимся в нанесении удара ножом потерпевшему, и смертью последнего – ведь, возможно она вызвана другими причинами.

Факультативными (дополнительными) элементами объективной стороны могут быть место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения.

– Субъективную сторону правонарушения образует вина.

Под виной подразумевается психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и к его последствиям. Психически здоровый человек способен, исходя из окружающей обстановки, сознательно определить свое поведение, выбрать из нескольких его вариантов тот, который находится в соответствии с интересами общества. Лицо должно предвидеть последствия своего поведения. Однако при определении юридической ответственности к вине относятся дифференцированно.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел бывает прямой и косвенный. При прямом умысле лицо сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления (например, киллер, совершающий заказное убийство). При косвенном умысле правонарушитель сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и хотя и не желает их наступления, но сознательно его допускает или относится к ним безразлично (например, подросток, который в драке наносит противнику удар обрезом трубы: он вовсе не желает смерти другого подростка, однако безразлично относится к возможности наступления такого результата).

Неосторожность также делится на два вида: легкомыслие и небрежность.

При легкомыслии лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит наступление вредных последствий, но без достаточных на то оснований рассчитывает на их предотвращение. Расчет может быть связан с надеждой на самого себя [опыт, сила и т. п.), на других людей [пожарный успеет погасить огонь от пиротехнического устройства, брошенного в класс с целью напугать одноклассников), на явления природы [собирается дождь, который погасит костер в сухом лесу) и т. п.

При небрежном совершении правонарушения лицо не сознает либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, не предвидит наступление вредных последствий, хотя может и должно их сознавать и предвидеть.

От небрежности следует отличать невиновное причинение вреда, или так называемый казус (случай), когда лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть наступление вредных последствий. Такая ситуация может возникнуть в результате нервных перегрузок, например, в работе авиадиспетчера из-за того, что он работал без отдыха на протяжении двух суток.

В ряде случаев элементами субъективной стороны правонарушения могут быть его мотив и цель. Мотив представляет собой то побуждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения (например, месть). Цель – это представление субъекта о результате совершаемого правонарушения (например, убийство, совершаемое с целью скрыть другое преступление).

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения. Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава. Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением и не влечет за собой установленную законом ответственность.

4. Г) Виды правонарушений

По ходу изложения материала студенты составляют в рабочих тетрадях схему № 3 “Виды правонарушений”.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступлением называется общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством, которое наносит вред основам общества – государственному строю, основным правам и свободам граждан. Противоправные деяния, не предусмотренные Уголовным кодексом РФ, относятся к другому виду правонарушений – проступкам.

Проступок представляет собой менее опасное противоправное деяние. В зависимости от характера наносимого вреда и особенностей, соответствующих им правовых санкций проступки делятся на:

а) административные проступки – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и др.);

б) дисциплинарные проступки – это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины;

в) гражданские правонарушения (деликты) – это правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок.

За совершение любого вида преступления или проступка правонарушитель привлекается к юридической ответственности.

5. Закрепление изученного материала

5.1 А) Анализ структуры правонарушений.

Ситуация первая: “Гражданин Н. из окна своей квартиры, находящейся на 5-м этаже одного из домов в центре города, выбросил, пустую бутылку. Бутылка попала в лицо, проходившего гражданина М. В результате травмы М. лишился глаза”.

ЗАДАНИЕ: проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного.

Ситуация вторая: “Гражданин К.ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель, однако не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, К.уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

ЗАДАНИЕ: проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного.

6. Домашнее задание

Домашнее задание: Смоленский М.Б. “Теория государства и права”. Глава 14, Темы 14.1–14.3 (с. 244–252).

Приведите пример правонарушения с подробным анализом всех составляющих его элементов. Задание выполняется письменно в тетради.