Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Уроки 1-2

Раздел: Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

Тема: Материалы и инструменты для вязания крючком. Основные виды петель.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком;
  • научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная цепочка из петель;
  • развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
  • воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Задачи для обучающихся:

  • ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком;
  • научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком, таблица условных обозначений основных видов петель.

Инструменты и материалы: различные виды крючков, набор крючков из различных металлов, различные виды пряжи, нитки.

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

  • приветствие,
  • проверка готовности учащихся к уроку,
  • доведение плана урока до учащихся

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

Вопросы:

– Назовите виды рукоделия?
– Какие виды волокон вы знаете?
– Кто из вас может вязать?

2. Изложение нового материала при помощи презентации (словесно-иллюстративный рассказ)

Учитель предлагает обучающимся просмотреть презентацию и записать в тетрадь основные моменты урока.

Вязание крючком (слайды 2, 3, 4) – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами, для этого потребуются только нитки и крючок. Каждая петля заканчивает вязание, и, если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут».
Наглядное представление целостного технологического процесса способствуют оптимальному режиму освоения нового материала по теме урока (слайды 5, 6, 7).

2.1. Материалы и инструменты.

Пряжа (слайды 8, 9, 10, 11,1 2)

Хлопок – нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.
Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей. (Слайд 12 закрепление материала)

Инструменты: крючки (слайды 13-15) для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы.
Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине нити, а плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.

2.2. Основные виды петель

Положение крючка в руке – (слайды 17,18)

Крючок можно держать по-разному:

  • либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
  • либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

  • образование воздушной петли (цепочка воздушных петель);
  • полустолбики;
  • столбики без накида;
  • столбики с накидом.

Все эти элементы имеют условные обозначения для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком (слайды 19-24).

Начальная петля (слайды 25-28). Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля (слайд 28) составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель (слайд 29)основа первого ряда.Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включаются в счет.

III. Практическая, работа «Вязание основных видов петель»

Учитель задает вопрос обучающимся. Что можно сделать из воздушных цепочек?
И предлагает учащимся выполнить коллективный мини проект панно «Занавески на окно». Этот задание можно рассматривать как личностно-значимый объект труда.

Задание: cвязать образец: цепочку воздушных петель длиной 30 см – 5 штук.

– Сравните вешний вид образцов. Прикрепите образцы на рамку.

IV. Вопросы для повторения

– Как нужно держать крючок?
– Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
– Что означает номер крючка?

V. Итог урока

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

VI. Домашнее задание

Связать 10 цепочек длиной 30 см.

Уроки 3-4

Тема: Вязание полотна рядами. Полустолбик и столбик без накида.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с техникой вязания рядами, с основными способами вязания петель, плотностью вязания;
  • научить вязать полотно рядами, выполнять петлю поворота;
  • воспитывать усидчивость и аккуратность.

Задачи для обучающихся:

  • научиться выполнять столбик без накида и соединительный столбик;
  • научиться вязать ровное полотно рядами.

Наглядные пособия: образцы вязания крючком.

Инструменты и материалы: крючки, пряжа, нитки для вязания, рабочая тетрадь, таблица «Основные виды петель», таблица «Строение петли», образцы вязания, ПК.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

  • приветствие,
  • проверка готовности учащихся к уроку и домашнего задания,
  • доведение плана урока до учащихся

1. Актуализация опорных знаний

Вопросы:

1. Назовите условные обозначения петель?
3. Какие правила подбора пряжи и крючка?
2. Расскажите о строении крючка?

II. Основная часть

Теоретические сведения

1. Начало вязания полустолбика или соединительного столбика. (слайды 32-34).

– Связав цепочку, введите крючок во вторую от начала цепочки петлю, подхватывают рабочую нить, накидывая ее на крючок, получают две петли на крючке, через них протягивают нить.

2. Начало вязания столбика без накида (слайды 35-39).

– Связав цепочку, введите крючок в третью петлю (отсчет ведут, начиная с петли на крючке), подхватив рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю, на крючке две нити, еще раз берут крючком нитку и протягивают через две петли.

3. Вязание рядами.

Вязание крючком выполняют рядами, поворачивая работу. В начале каждого ряда выполняют петлю поворота, которая состоит из определенного количества воздушных петель и считается первой петлей нового ряда.

Но разные виды петель, например, простой столбик или столбик с накидом, имеют разную высоту. Поэтому, чтобы крючок находился на одной высоте с петлями, петлю поворота выполняют из определенного количества воздушных петель (их еще называют петлями подъема и, как вы помните, на схеме обозначают символом (слайд 40)). Посмотрим по схемам вязания, сколько воздушных петель подъема выполняют для разных видов петель (слайды 41, 42, 43).
Учащиеся вместе с учителем изучают схемы вязания и сравнивают свои на­блюдения.

4. Закрепление вязания (слайд 44)

После окончания вязания закрепляют его край: нить отрезают и протягивают через последнюю петлю на крючке, затягивая петлю.

III. Практическая работа: вязание полотна столбиком без накида (слайд 44)

Материалы и инструменты: толстая пряжа, крючок.

Задание:

Свяжите образец столбиками без накида.
Свяжите цепочку из 20 воздушных петель.
1-й ряд: выполните петлю поворота – одну воздушную петлю – первая петля столбика без накида в новом ряду. Введите крючок во вторую петлю, цепочки и вывязывайте столбики без накида до конца ряда.
2-й ряд: выполните петлю поворота. Введите крючок во вторую петлю нижнего ряда и вывязывайте столбик без накида до конца ряда, вводя крючок под обе стенки петли.
3-й ряд (и последующие ряды). Вяжутся, как первый ряд.

IV. Контрольные вопросы

– Как выполнить пробу на плотность вязки?
– Для чего нужна петля поворота и как ее выполнить?
– Какие три основных способа вывязывания петли вы знаете?
– Как закрепить нить после окончания работы?

V. Итоги урока

Проверка и оценка выполненной работы.

VI. Домашнее задание

Выполнить образцы вязания столбиком без накида.

Уроки 5-6

Тема: Вязание полотна столбиком с накидом.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • научить выполнять петли с накидом, вязать полотно рядами, выполнять петлю поворота, читать схемы вязания;
  • развивать мелкие мышцы рук и координацию рук;
  • воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Задачи для обучающихся:

  • научиться выполнять петли с накидом;
  • вязать полотно рядами;
  • выполнять петли поворота;
  • читать схемы вязания.

Оборудование: крючки, пряжа, нитки для вязания, рабочая тетрадь, таблица «Основные виды петель», таблица «Строение петли», образцы вязания, ПК.

Словарь: вязание полотна, петля поворота, петля основа­ния, задняя стенка петли, передняя стенка петли, перемычка, ножка столбика.

ХОД УРОКОВ

I. Организация момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение пройденного материала

Опрос учащихся: выполняется в виде теста рассчитанного на 4-5 минут.

III. Изучение нового материала (слайды 46-48)

1. Демонстрация приемов вязания петель с накидом.

Учитель показывает приемы выполнения петель с одним накидом, обращая внимание учащихся на положение крючка во время работы.

2. .Практическая работа. Вязание полотна столбиком с накидом.

В начале практической работы учитель повторяет с обучающимися правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

Задание 1: Выполнить тренировочные упражнения по вязанию петель с накидом (10 рядов). Полученные образцы закрепить на стенд.
Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролируя приемы выполнения петель, соблюдения правил безо­пасности работы.

3. Основные способы вязания петель

Учитель. На этом и предыдущих уроках вы научились вы­полнять основные виды петель и, казалось бы, уже можете, пользу­ясь схемой вязания, связать любое изделие. Но здесь, как и в лю­бом другом деле, есть свои тонкости.
Все виды петель можно вязать несколькими способами. При этом получаются самые разные текстурные эффекты. Рассмотрим строение верхней части столбика (слайды 49). Крючок можно вводить (слайды 50, 51):

  • под обе стенки петли;
  • под переднюю стенку петли;
  • под заднюю стенку петли;
  • в середину ножки над перемычкой или под ней;
  • перед ножкой;
  • за ножкой;
  • под перемычкой;
  • под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.

4. Плотность вязания

Перед началом вязания модели производят пробный образец с указанным количеством петель и рядов. Затем образец вытягивают, закрепляют булавками и сравнивают с размером 10 х 10 см. При несоответствии с размером производят замену крючка.

IV. Практическая работа: вязание полотна столбиком с накидом (слайд 52)

Задание2: Выполнить образец столбиками с накидом за обе стенки петли 10 х 10 см.

Учитель во время работы делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения приемов вязания, соблюдение правил безопасности.

По окончании работы учащиеся проводят самоконтроль по следующим показателям:

  • полученный образец должен иметь прямоугольную форму;
  • все петли должны быть одинакового размера;
  • нить после окончания вязания закреплена правильно.

Вопросы для повторения:

– Какие изделия можно вязать тонкими и толстыми нитками?
– Что означает номер крючка?
– Назовите основные виды петель?
– По схеме (см. рис.) назовите виды петель, используемые в вязании?

V. Итог урока

1. Демонстрация выполненных работ.
2. Анализ урока. Учитель анализирует урок, отмечая успешность выполнения заданий, комментируя ошибки, допущенные во время работы, по­казывая лучшие работы учащихся.
3. Выставление оценок, их аргументация.
4. Домашнее задание: выполнить образец вязания – столбик с накидом за переднюю стенку петли 10 х 10 см.

Уроки 7-8

Тема: Вязание по кругу.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами вязания изделий по кругу;
  • научить приемам вязания крючком изделий по кругу, читать схемы вязания;
  • развивать мелкие мышцы рук и координацию рук;
  • воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Задачи для обучающихся:

  • научиться приемам вязания крючком изделий по кругу;
  • выполнять петли подъёма;
  • читать схемы вязания.

Оборудование: крючок, пряжа, схемы вязания, альбом, ножницы, рабочая тетрадь, образцы вязания.

Словарь: плотное вязание по кругу, ажурное вязание по кругу, вязание по спирали, вязание рядами.

ХОД УРОКОВ

I. Организация урока

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение пройденного материала

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Беседа по вопросам.

– Для чего нужна петля поворота и как ее выполнить?
– Что такое проба на плотность и как ее выполнить?
– Какие три основных способа вывязывания петли вы знаете?
– Как закрепить нить после окончания вязания?

III. Изучение нового материала

1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель вывешивает схемы плотного вязания изделий в форме круга, квадрата и шестиугольника.

Учитель. На предыдущих уроках вы научились вязать ос­новные виды петель и вязать полотно. Но ряд изделий (например, круглые салфетки, скатерти, шапки, слайд 54) приходится вязать по кругу. Это вязание тоже имеет свои особенности. Рассмотрим образцы вя­зания круга, квадрата и шестиугольника (слайд 55). Как вы видите, вязание круга, квадрата и шестиугольника начинается с вывязывания кольца. Сначала вяжут цепочку из не­большого количества воздушных петель и соединительным стол­биком соединяют их в кольцо (слайды 56-60).
Дальнейшее вязание может выполняться двумя способами: по спирали и кругами.
Вязание по спирали применяется при плотном вязании по кру­гу. Вторым способом можно вязать изделия и плотной и ажурной вязкой. В этом случае вязание каждого круга заканчивается соедини-
тельным столбиком, а перед выполнением следующего ряда вы­полняют петлю поворота из соответствующего количества воздуш­ных петель.
Для того чтобы получить плоское изделие, необходимо в каж­дом ряду делать определенное количество прибавок. Если приба­вок сделано мало, то получится объемная форма в виде шляпки, а если много – то изделие будет с волнистым краем.

2. Демонстрация приемов вязания изделий по кругу

Учитель показывает приемы вязания по кругу изделий в форме круга, обращая внимание на количество прибавок петель.

III. Практическая работа: обвязывание колечка столбиками без накида

Задание:

Учитель задает вопрос обучающимся: Что можно сделать из колечек?
И предлагает учащимся выполнить коллективный мини проект панно из отдельных колечек. Этот задание можно рассматривать как личностно-значимый объект труда. Связать 5 колечек и закрепить их на панно (слайд 61).

IV. Повторения пройденного материала (слайды 62-65).

V. Итог урока

  • Учащиеся оценивают качество выполненных образцов, выби­рают лучшие.
  • Анализ урока. Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке, отмечая правильность выполнения приемов вязания, качество выполненной работы, лучшие работы, комментирует допущенные ошибки.
  • Выставление оценок, их аргументация.

VI. Домашнее задание: связать 5 колечек.

Список литературы:

1. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2006. – 192 с.: ил.
2. Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.В. Леонтьев, В.С. Капустин, И.А. Сасова]; под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160 с.
3. Волшебный клубок: Новые узоры для вязания крючком. – М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 512с.
4. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 88с.