Интегрированный урок-исследование (литература + история) по теме "Невольник чести". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Обучающая цель урока:

  • обоснованно установить причину гибели Пушкина
  • продолжить формирования навыков исследовательской работы
  • стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы
  • работать над выразительной речью

Развивающая цель:

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию
  • развитие монологической и диалогической речи учащихся, умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщения
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей
  • развитие коммуникативной культуры..

Воспитательная цель:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма
  • воспитание активной жизненной позиции
  • воспитание нравственности (чести, смелости, справедливости, порядочности, уважения к женщине)
  • использование речевого богатства в собственной речевой практике.

Тип урока: Интегрированный урок с элементами исследования.

Оформление и оборудование: портреты, репродукция картины художника А. А. Наумова “Дуэль Пушкина с Дантесом”.

Ход урока

Учитель литературы.

“Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?”

Эти слова принадлежат Тютчеву. Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос, хотя сразу оговорюсь – это очень трудно и приблизительно. Прошло уже 183 года со смерти поэта, очень много написано о причинах гибели Пушкина, но до сих пор есть какая-то недосказанность, загадка, я думаю, что ещё не одно десятилетие пушкинисты, да и не пушкинисты будут спорить, обращаться к причинам дуэли, находить что-то новое, доныне неизвестное в биографии поэта. Поговорим и мы об этом.

Учитель истории.

“Надменные потомки известной подлостью прославленных отцов”, – так назвал М. Ю. Лермонтов врагов А. С. Пушкина. Кто они?

Рассказ подготовленного ученика о Карле Нессельроде – министре иностранных дел, об Уварове – министре просвещения.

Нессельроде Карл Васильевич (1780, Лиссабон – 1862, Петербург) – гос. деятель. Род. в семье росс. посланника. Получил гимназическое образование в Пруссии. В 1788 начал службу мичманом, затем стал адъютантом Павла I, а от него перешел в лейб-гвардии Конный полк и в 1799 дослужился до полковника. После неудачной попытки сделать карьеру в армии Нессельроде в 1801 стал дипломатом: служил чиновником русской миссии в Берлине, Гааге, Париже. Большое влияние на формирование политических взглядов Нессельроде оказал австрийский государственный деятель К. Меттерних. В 1811 Нессельроде был назначен статс-секретарем Александра I. Во время Отечественной войны 1812 выполнял дипломатические поручения в армии. Во время заграничного похода русской армии 1813 – 1814 состоял при Александре I и принял активное участие в Венском конгрессе 1814–1815 годов и других дипломатических акциях. В 1816 стал министром иностранных дел, к 1845 достигнув высшего чина по "Табели о рангах" – государственного канцлера Российской империи. Придерживался австро-прусской ориентации. С воцарением Николая I стремился, выполняя волю императора, к сближению с Англией и Францией. Не являясь выдающимся дипломатом и политиком, Нессельроде был добросовестным исполнителем "предначертаний" монарха. Убежденный консерватор, Нессельроде являлся сторонником легитимных, т.е. "законных", монархий, был одним из инициаторов подавления русскими войсками революции в Венгрии в 1849. Он – один из виновников развязывания Крымской войны 1853–1856, во время которой Россия оказалась в дипломатической изоляции. После позорного поражения в войне и завершения Парижского конгресса 1856, на котором был подписан мирный договор, Нессельроде был уволен в отставку Александром II.

Ещё один представитель тогдашней элиты – министр народного просвещения Уваров писал в своём циркуляре, разосланном попечителям учебных округов:

Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности.

Триада “Православие, Самодержавие, Народность” впоследствии стала крылатым выражением и выражением русской монархическойдоктрины.

Стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при Уварове было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу.

Учитель истории. Что вам известно об общественном развитии России первой половины 19-го века?

Ученик. Общественное недовольство, лишенное легальных форм самовыражения, все чаще и активнее прорывалось наружу. Их череду в начале XIX века открыли декабристы. Дворянская революционность была верхним этажом дворянского свободолюбия – протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она явилась оппозиционной идеологией (в которой либерализм и революционность еще тесно переплетены), базировавшейся на философии Просвещения.

Первое тайное общество – Союз Спасения – декабристы образовали в 1816 г. Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе “Союза” говорилось, что если царствующий император “не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия”. Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания “Союза”. Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, “истреблять” продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Сила декабристов была также в неприменении силы, ибо Николай как раз и ожидал от них активных действий, чтобы обрушиться на них всем своим войском. Даже первые конные атаки на Московский полк отражались холостыми залпами. Декабристам удалось почти безупречно выстоять в этом моральном поединке.

Декабристы вписали яркие страницы в историю нашей страны. Хотя и не было все так просто в их движении. К нему примкнули разные люди – по характеру, воззрениям, социальному положению. Почти все они, правда, были дворяне, но дворянство не было однородным. Некоторые из декабристов принадлежали к аристократии, другие – к беспоместному армейскому офицерству, третьи – к разночинной интеллигенции. Столь же различны были истоки идеологии декабристов.

Были в этом движении и очевидные слабости. Главная заключалась в сравнительной малочисленности его рядов. Нельзя, правда, совсем уж вырывать декабристов из общего состава оппозиции неограниченному самодержавию, которая выявилась в 1825 г. Декабристы были решительнее других и больше всех пострадали. Известно, что после разгрома восстания декабристов начался террор, который продолжался вплоть до 40-ых годов 19 века.

Первые либеральные течения, сформировавшие умеренно – оппозиционный лагерь так называемые западники и славянофилы. Оба течения не считали положение России безнадежным и настаивали на проведении двух мероприятий: отмене крепостного права и изменения формы правления. Однако методы решения проблем предлагались различные. Западники отстаивали европейский вариант развития России, т.е. превращение ее в буржуазную республику или конституционную монархию, славянофилы придерживались патриархальной линии преобразований. И те, и другие, как и Пушкин, крайне резко высказывались о “надменных потомках прославленных отцов”

Учитель литературы. Известна сатира на министра народного просвещения и президента Академии наук Сергея Семеновича Уварова (1786–1855), написанная в форме оды (так называл стихотворение и сам Пушкин) В стихотворении говорится о случае, который приобрел скандальную известность. Когда один из богатейших людей России, граф Д. H. Шереметев, находился при смерти, наследник его, С. С. Уваров, женатый на двоюродной сестре Шереметева (последний женат не был и не имел прямых наследников), поспешил опечатать своей печатью имущество Шереметева, рассчитывая на огромное наследство. Однако Шереметев выздоровел.
Прочитайте сатиру и прокомментируйте её. Выразительное чтение сатиры подготовленным учеником

На выздоровление Лукулла.

Ты угасал, богач младой!
Ты слышал плач друзей печальных.
Уж смерть являлась за тобой
В дверях сеней твоих хрустальных.
Она, как втёршийся с утра
Заимодавец терпеливый,
Торча в передней молчаливой,
Не трогалась с ковра.

В померкшей комнате твоей
Врачи угрюмые шептались.
Твоих нахлебников, Цирцей
Смущеньем лица омрачались;
Вздыхали верные рабы
И за тебя богов молили,
Не зная в страхе, что сулили
Им тайные судьбы.

А между тем наследник твой,
Как ворон к мертвечине падкий,
Бледнел и трясся над тобой,
Знобим стяжанья лихорадкой.
Уже скупой его сургуч
Пятнал замки твоей конторы;
И мнил загресть он злата горы
В пыли бумажных куч.

Он мнил: “Теперь уж у вельмож
Не стану нянчить ребятишек;
Я сам вельможа буду тож;
В подвалах, благо, есть излишек.
Теперь мне честность – трын-трава!
Жену обсчитывать не буду,
И воровать уже забуду
Казённые дрова!”

Но ты воскрес. Твои друзья,
В ладони хлопая, ликуют;
Рабы, как добрая семья,
Друг друга в радости целуют;
Бодрится врач, подняв очки;
Гробовый мастер взоры клонит;
А вместе с ним приказчик гонит
Наследника в толчки.

Так жизнь тебе возвращена
Со всею прелестью своею;
Смотри: бесценный дар она;
Умей же пользоваться ею;
Укрась ее; года летят,
Пора! Введи в свои чертоги
Жену красавицу – и боги
Ваш брак благословят.

Ученик. Только по одной этой сатире можно сказать, что Пушкин был смелым, честным человеком, который ненавидел нечистых на руку людей, каким, видимо, был Уваров. Такие, как Пушкин, всегда неугодны, как тогда, так и сейчас.

Учитель литературы. “Наперсниками разврата, которые явились в Россию “на ловлю счастья и чинов” назвал Лермонтов виновных в гибели поэта. Прочитайте по толковому словарю значение слова “наперсник”. Любимец, пользующийся особым доверием кого-нибудь.

Учитель истории. Одним из таких “наперсников разврата” был Луи Борхард Беверваад Геккерн. В 1823 году барон Геккерн вступил в должность поверенного в делах нидерландского посольства в Петербурге, через три года он стал посланником или полномочным министром нидерландским в Петербурге. За свое долговременное пребывание в России Геккерн упрочил свое положение при дворе и в свете. В 1833 г., отъезжая в продолжительный отпуск, он удостоился награды: государь пожаловал ему орден св. Анны 1-й степени как свидетельство своего высокого благоволения и как знак удовольствия по поводу отличного исполнения им обязанностей посланника.
Среди дипломатов, находившихся в середине 1830-х годов в Петербурге, барон Геккерн играл видную роль.

Учитель литературы. Вот уж действительно – нет пророка в своём отечестве…Обласканный властью барон Геккерн и опальный поэт….Что вы узнали о причине дуэли?

Ученик. Я прочитал в книге В. В. Кунина “Жизнь Пушкина” о двух письмах, написанных Пушкиным на французском языке: первое, от 17-го ноября 1836 года виконту д-Аршаку, в котором он отказывался от словесного вызова, сделанного им де-Геккерну *(Это произошло по поводу женитьбы де-Геккерна на свояченице А.С. Пушкина.); второе, от 26-го января 1837 года, адресованное нидерландскому посланнику де-Геккерну. В этом письме Пушкин, говоря о получении каких-то безыменных писем, называет молодого де-Геккерна “незаконнорожденным сыном посланника”, “подлецом”…Получается, что Пушкин просто вынудил Геккерна принять вызов на дуэль, так как дело получило огласку, теперь замять его нельзя. Это чуть ранее подлый Геккерн и его приёмный сын Дантес струсили и объяснили, что якобы Пушкин ревнивец и приревновал не ту – Дантес вроде бы ухаживал за сестрой Натальи Николаевны….Дантес и женился на ней, но не прекращал своих гнусных интриг против Пушкина.

Учитель. О каких интригах идёт речь?

Ученик. Я выяснил, что задолго до гибельной дуэли анонимные письма, написанные по-французски и высмеивающие Пушкина намеками на неверность его жены, были подброшены ко всем знакомым поэта либо через посредство неизвестного слуги, либо по почте. Многие даже пришли из провинции (таково письмо, посланное к мадам де Фикельмон) , а под адресом почерком явно подделанным на этих письмах содержалась просьба передать их Пушкину. Именно в связи с этими письмами Жуковский, приставленный к персоне наследника, упрекал Пушкина, что тот слишком принимает к сердцу эту историю, и добавил, что свет убежден в невиновности его жены. "Э! Какое мне дело, – ответил Пушкин, – до мнения мадам графини или мадам княгини, уверенных в невиновности или виновности моей жены! Единственное мнение, которому я придаю значение, – это мнение среднего класса, который ныне – единственный действительно русский и который обвиняет жену Пушкина". Средний класс, я думаю, это простой народ, те люди, для которых писал Пушкин и перед которыми он и его семья должны быть ничем незапятнанными. Поэтому он и пошёл в тот трагический день на Чёрную речку. А ещё я запомнил слова Пушкина, сказанные Софье Карамзиной: “Мне нужно сил, чтобы моя репутация и моя честь были неприкосновенны во всех углах России, где моё имя известно”.

Учитель литературы. Расскажите о дуэли.

Ученик. 27 января. Встал рано, в 8 часов, написал 3 записки, одна из записок – едкая, злая, с ненавистью, пусть Геккерн сам выберет себе секунданта, даже если это будет его лакей. Встречает своего секунданта – Данзаса, посылает слугу за пистолетом. Данзас: “Если Пушкин просит, дело свято”…Данзас уехал, Пушкин вымылся и в 1 час вышел…В 4 часа – встреча с Данзасом в кондитерской. Пушкин спокоен. На Дворцовой набережной по дороге на Чёрную речку встреча с каретой жены, разминулись – Пушкин глядел в сторону, а Гончарова была близорука…После дуэли жил 46 часов. Часы муки и мужества… Ответ добавляют ещё несколько учащихся.

Учитель литературы. Почему похоронили тайно? Кто виновен в его смерти?

Ученик. Я думаю, что тайные похороны – это главный ответ на вопрос, за что погиб поэт. Это свидетельствует о страхе правительства перед народом за истинно народного поэта. Ведь придётся всё равно ответить. Почему не пресекли? Не уберегли? Никто (имеется в виду правящие органы ) и не собирался его уберечь… Даже друзья не смогли его защитить, оградить, вот этого я не понимаю, ведь у него было столько настоящих друзей…. Зато убийцы Пушкина сделали имя на своём преступлении перед Россией, Дантес хвастливо представлялся русским за границей: это я убил вашего великого поэта…

Учитель истории. В 1848 году Луи Бонапарт стал президентом Франции, а через три года совершил переворот – распустил Законодательное собрание, отменил республику и стал императором Наполеоном III. Своих верных сторонников император наградил – 40-летний Дантес, например, получил звание сенатора, которое давало, ко всему прочему, пожизненное содержание в 30 тысяч франков в год.

Одно время Дантес занимался предпринимательством, причем весьма успешно. Однажды его посетил известный парижский коллекционер-пушкинист, не смог удержаться и спросил: Но дуэль с гением… Как же вы решились? Неужели вы не знали? Дантес искренне возмутился: А я-то? Он мог меня убить! Ведь я потом стал сенатором! Жорж Шарль Дантес умер 2 ноября 1895 года, в возрасте 83 лет, окруженный детьми, внуками и правнуками. Один из внуков Дантеса, Леон Метман, вспоминал: Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей блестящей политической карьерой, что, не будь этого несчастного поединка, его ждало бы незавидное будущее командира полка где-нибудь в русской провинции с большой семьей и недостаточными средствами.

Учитель литературы. Мерзавцы прославляют себя подлым делишками, но, к сожалению, и они остаются в памяти, думаю, никто из вас не захотел бы такой памяти… В заключение хочу с гордостью сказать: “Счастье жить в стране, где жил Пушкин”. У каждого из нас своя дорога к нему, хочется надеяться, что она будет продолжаться всю жизнь… Подведём итоги урока (рефлексия).

1. Понравился ли вам урок?

2. Что нового вы узнали о гибели Пушкина?

3. Трудно было искать материал по теме?

4. Возникло ли желание перечитать произведения Пушкина?

Домашнее задание: собрать и систематизировать материал к сочинению “Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет