Сценарий школьного праздника "Пятьдесят лет первому полету человека в космос"

Разделы: Внеклассная работа

Человек всегда стремился раздвинуть рамки известного ему мира, и каждый успех в этом направлении неизменно стимулировал развитие человеческого общества, его культуры и научного мировоззрения.

1961 год ознаменован великим историческим событием: полет первого человека в космос. Так мир вступил в новую, космическую эпоху, и дальнейшее расширений наших знаний о мире связано в значительной мере с исследованием космоса: близкого – путем работы околоземных станций, далекого – физическими методами.

Юбилейная дата в школе, как правило, становится причиной для “крупной дозы воспитания” или ключевым делом. Система воспитания позволяет планировать, подготавливать и проводить общешкольные мероприятия, оказывая целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоциональную сферы ребенка.

Организация ключевых мероприятий охватывает нынешних учеников и выпускников, их родителей, педагогов начальной и старшей школы, независимо от преподаваемого предмета. Она (организация) разрушает межвозрастные барьеры, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, позволяет осуществлять как патриотическое, так и “интерсоциальное воспитание” (Н.М.Таланчук), т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов.

В настоящее время в нашей школе идет подготовка ключевого мероприятия, посвященного первому полету в космос, и за основу взят сценарий, который мы предлагаем вашему вниманию.

Ход мероприятия

Вступительная музыка.
Участники праздника на затемненной сцене. На сцене (на экране) – проекции портретов исторических лиц (по порядку выступлений).

Ведущий 1: “Сообщение ТАСС “О первом в мире полете человека в космическое пространство”:

“12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника “Восток” является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич”.

Звучит песня “Родина слышит, родина знает”.

Ведущий 2: Идея ракетно-космического полета прошла в своем развитии длинный и вполне логичный путь, хотя в ее истории часто происходило открытие уже открытого. Пороховые ракеты как оружие существовали еще в древнем Китае, однако были открыты в 19 веке как бы заново – появились крупные ракеты англичанина Конгрева. Потом они были забыты, но опять о них вспомнили в 20 веке.

К. Э. Циолковский: “Я начал свои исследования в области космонавтики в 1883 году. Тогда появился мой дневник “Свободное пространство”. А в 1903 году в петербургском журнала “Научное обозрение” №5 появилась моя работа “Исследование мировых пространств реактивными приборами”. В ней я предложил применить для осуществления космического полета ракету на жидком топливе, вывел уравнение ее движения, показал возможности условия достижения с помощью такой ракеты околоземного и межпланетного космического пространства. Я считал: стремление проникнуть за атмосферу подобно желанию изучить морское дно, внутренность земной коры, открыть новую страну, изобрести подводную лодку. Летать по воздуху, улучшить жизнь, излечить болезнь, изучить небо.

Ведущий 1: Почти одновременно с Циолковским мысль о космических полетах увлекла немецкого изобретателя Германа Гансвиндта.

Гансвиндт Г.: В 1891 году я выступил с публичным докладом на тему “О важнейших проблемах человечества”. В нем для достижения космического пространства я предложил ракетный летательный аппарат…

Ведущий 1 (перебивает): Однако не на жидком, в отличие от Циолковского, а на твердом топливе. Теоретического анализа проблемы в этом докладе не было, и вклад в историю космонавтики оказался незаметным.

Ведущий 2: 20 ноября 1913 года было сделано сообщение в Обществе любителей мироведения известным ученым и популяризатором науки Я. И. Перельманом.

Перельман Я.И.: Если нам суждено когда-нибудь вступить в непосредственное сообщение с другими планетами, если астрономия превратится когда-нибудь в “небесную географию и геологию”,– словом, если земному человечеству суждено вступить в новый, вселенский, период своей истории, то осуществится это при помощи исполинских ракет и реактивных приборов.

Ведущий 1: Мы начали отсчет развития космической техники с идей Циолковского и Гансвиндта, но мысль о полете в космос зародилась намного раньше.

Самосадский Лукиан: Я жил во втором веке нашей эры. Герои моей истории, написанной в диалогах, совершили полет на Луну. Эта история полета задумана и написана мною как пародия на существовавшие до моего времени идеи космического посещения. Я показал, что наука в мое время уже имела представления о Луне как о небесном теле, кстати говоря, обитаемом.

Ведущий 2: Начиная с дантовской “Божественной комедии”, написанной в начале 14 века, идея космического полета носит не только критический, но и позитивный характер.

Данте: Само восхождение к звездам я отнес к весне 1300 года, когда Солнце было в наилучшем положении, в период весеннего равноденствия. Восхождение начиналось так: моя возлюбленная Беатриче смотрела на Солнце, из ее созерцания источника материального света возникло движение кверху по вертикальной линии. Затем я почувствовал, что сияние дня усилилось, и возникло второе Солнце. Я стал подниматься, глядя в глаза Беатриче, в сферу Луны со скоростью света. Подымаясь, я потерял все чувства, кроме слуха и зрения. Полет был “почти столь быстрый, как небес вращенье”.

Ведущий 1: В начале 17 века, уже после появления работ Николая Коперника и Джордано Бруно, и очевидно, не без их воздействия, появился когда-то знаменитый, а теперь забытый роман Годвина “Человек на Луне”. В этом романе на Луне оказалось, разумеется, то самое идеальное общество, о каком только могло мечтать человечество.

Сирано де Бержерак: Я увлекся идеей романа Годвина, и я написал “Космическую историю государств и империй Луны”, а затем “Космическую историю государств и империй Солнца”. Я высмеивал существующие на Земле порядки через утверждение космических идеалов, но я уделил особое внимание способам достижения человеком других небесных тел: от самых популярных в мое время (связка гусей и орлов) до ракеты. Да-да, ракета. Это не шутка, а самое гениальное интуитивное предсказание, как назовут его историки космоплавания.

Ведущий 2: В конце 18 века появилась научно-фантастическая литература, и тема космических путешествий заняла в ней подобающее место. Одним из первых авторов научной фантастики был великий Иоганн Кеплер, написавший “Сновидения, или лунная астрономия”.

Ведущий 1: Наша русская мысль может гордиться вкладом в развитие идей космического полета писателя и философа Владимира Федоровича Одоевского. Интересным представителем “космической философии” был известный драматург прошлого века А. В. Сухово-Кобылин. Его труд назывался “Учение всемира”. В нем он утверждал, что человечество в своем развитии должно пройти три этапа: земной, солнечный (то есть в пределах солнечной системы) и звездный.

Ведущий 2: В начала 20 века к обоснованию необходимости освоения космоса и преобразования в нем жизни пришел другой русский мыслитель, Н. Ф. Федоров, оказавший влияния на Циолковского. Кроме того, в истории ракетостроения останутся чертежи, сделанные рукой русского революционера и изобретателя Николая Ивановича Кибальчича. Во время заключения в тюрьме он составил схему реактивного летательного аппарата, а затем был казнен за подготовку покушения на царя.

Ведущий 1: Но все-таки ближе всего к идее космического полета была, как нам кажется, научно-фантастическая литература. Под влиянием произведений Жюля Верна, Герберта Уэльса, Алексея Толстого, Александра Беляева многие молодые люди увлеклись космонавтикой и впоследствии стали ведущими специалистами в этой отрасли. Многие пионеры космонавтики в своих первых расчетах исходили из “задачи” Жюля Верна – на Луну в орудийном снаряде. Писатель заставил их считать и искать пути более реального достижения планет.

Музыкальный фрагмент по выбору.

Ведущий 2: “Он рассказывал о межпланетных полетах так, как будто у него в кармане был ключ от космодрома”. Это сказано о Фридрихе Артуровиче Цандере. Конструктор и математик, он стал одним из первопроходцев практического ракетостроения. Особенностью творческого метода Цандера была глубокая математическая разработка каждой поставленной перед ним проблемы.

Ведущий 1: Он не просто теоретически глубоко разрабатывал рассматриваемые вопросы, а с присущей ему ясностью изложения старался дать свое толкование волновавшей его проблемы, найти пути к ее практической реализации.

Королев С.П.: При первой встрече с Цандером я понял, что нашел больше, чем сотрудника. Я нашел лидера группы.

Ведущий 2: 14 июля 1932 года была организована ГИРД (группа изучения реактивного движения). Недоброжелатели сразу назвали ГИРД группой инженеров, работающих даром. ГИРД была родиной первых советских ракет, родиной нашей космонавтики.

Ведущий 1: Годы 1932 – 1933 для С. П. Королева, руководителя ГИРД, стали временем необычайно интенсивного роста. В течение двух лет планерист, мечтающий приспособить к планеру никому не ведомый двигатель, превратился в крупнейшего специалиста в области ракетной техники, специалиста широкого научного кругозора, Королева - руководителя, Королева-организатора.

Королев С.П.: В ГИРД был запрограммирован корабль Гагарина. Там сконцентрировались почти все будущие направления развития ракетостроения и космонавтики. Мы занимались конструкциями ракет, жидкостными двигателями и системами подачи компонентов, воздушно-реактивными и прямоточными двигателями, отрабатывали методику испытаний, конструировали наземный комплекс обслуживания, продумывали систему наблюдения и контроля за ракетой в полете и способы возвращения ее полезного груза на Землю. Специалисты ГИРД занимались газовой динамикой, теплопередачей, материаловедением, химией горения, автоматикой, аэродинамикой сверхзвукового полета, космической медициной.

Ведущий 2: Циолковский и Королев. Это целая книга. Идеи Циолковского – фундамент жизни Королева. В течение всех своих лет работы в КБ Королев постоянно возвращался к трудам и личности Циолковского.

Королев С.П.: Константин Эдуардович Циолковский был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому. В настоящее время еще невозможно в полной мере оценить все значение научных идей и технических предложений Циолковского, в особенности в области проникновения в межпланетное пространство.

Музыкальный пролог.

Хроника космических исследований

(Зачитывают несколько человек.)

04. 10. 1957 – запущен первый искусственный спутник Земли. Цель запуска – достижение первой космической скорости, необходимой для полетов вокруг Земли. Масса ИСЗ – 83,6 кг.

03. 11. 1957 – первый биологический спутник и прямые научные исследования в космосе. Полет животного – собаки Лайки.

15. 05. 1958 – третий ИСЗ (первая комплексная научная геофизическая лаборатория).

15. 05., 19. 08., 01. 12. 1960, 9. 03., 25. 03. 1961 – запуски ИСЗ для отработки операций и средств космического полета человека. Проведены полеты и возвращения животных (собак Белки и Стрелки).

Космонавт Леонид Кизим: 12 апреля 1961 года был шагом в неизведанное. Тем, кто идет следом, легче. Теперь мы летаем месяцами и неделя работы на орбите кажется коротким сроком, а ведь Юрий Гагарин был в космосе всего 108 минут… Я сказал “всего”, но не следует забывать, что каждая секунда его полета – это фундамент современной космонавтики.

Ведущий 1: Почему полетел первым Юрий Гагарин?

Космонавт Герман Титов: С Юрой можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить.

Космонавт Валерий Быковский: В Юре я сразу заметил какую-то свободу, смелость в общении с начальством. Он говорил спокойно, с достоинством и с какой-то блуждающей веселой ноткой.

Космонавт Алексей Леонов: Он обладал удивительной способностью в каждом своем товарище подмечать лучшее, обращать внимание других на это лучшее.

Королев С.П.: В Юре сочетались природные мужество, аналитический ум, исключительное самолюбие.

Ведущий 1: Королев сделал выбор: Гагарин полетит первым.

Ведущий 2: Включаем запись переговоров с космонавтом Гагариным на старте 12 апреля 1961 года. Позывные Гагарина – Кедр, позывные Королева и членов группы управления полетом – Заря.

7. 28.
Заря: Как чувствуете себя, Юрий Алексеевич?
Кедр: Чувствую себя превосходно. Проверка телефонов и динамиков прошла нормально. Перехожу на телефон.
Заря: Понял вас. Дела у нас идут нормально, машина готовится нормально. Все хорошо.
Кедр: Понял. Я так и знал.

8. 25.
Заря: “Кедр”, герметичность проверена – все в норме, в полном порядке. Как поняли?
Кедр: Вас понял: герметичность в порядке. Слышу и наблюдаю: герметичность проверили.

9. 02.
Заря: “Кедр”, минутная готовность, как вы слышите?
Кедр: Вас понял: минутная готовность. Занимал исходное положение.
Заря: Ключ на старт! Дается продувка.
Кедр: Вас понял.

9. 04.
Заря: Ключ поставлен на дренаж.
Кедр: Понял вас.

9. 05.
Заря: У нас все нормально: дренажные клапаны закрылись.
Кедр: Понял вас. Настроение бодрое, самочувствие хорошее, к старту готов.
Заря: Отлично.

9. 06.
Заря: Идут поддувы, отошла кабель-мачта, все нормально.
Кедр: Понял вас, почувствовал. Слышу работу клапанов.
Заря: Понял вас, хорошо.

9. 07.
Заря: Дается зажигание, “Кедр”.
Кедр: Понял: дается зажигание.
Заря: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъем!
Кедр: Поехали! Шум в кабине слышен слабо. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, все нормально.
Заря: Мы все желаем вам доброго полета. Все нормально.
Кедр: До свидания, до скорой встречи, дорогие друзья!

Из заявления Ю.А. Гагарина перед стартом
12 апреля 1961 года.

Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Когда мне предложили совершить этот первый в истории полет, я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос.

Музыкальный эпилог.

Список литературы

1. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Калуга, 1914.
  2. Чернышев Н. Реактивный самолет Н. И. Кибальчича. В сб.: “Вестник научного флота”, №8, 1951.
  3. Данте Алигьери. Божественная Комедия. М.: “Наука”, 1967.
  4. Сборник “Мост в космос”. М.: “Известия”, 1976.
  5. Феоктистов К.П. Семь шагов в небо. М.: “Молодая гвардия”, 1984.
  6. Сборник “День Гагарина”. Сост. Л. В. Нечаюк. М.: “Современник”, 1986.
  7. Голованов Я.К. Королев. Факты и мифы. М.: “Наука”, 1994.
  8. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов.- М.: ТЦ “Сфера”, 1991.