Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Проектная деятельность в начальных классах по теме "Водоемы нашего края". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,97 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предмет исследования: “Водоёмы нашего края” (окружающий мир).

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели.

  • Повышение мотивации к обучению.
  • Разработка и написание проекта “Водоёмы нашего края”.
  • Формирование экологической грамотности.
  • Формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.
  • Повышение самооценки учащихся.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности.
  • Презентация проекта.

Задачи.

  • Познакомить с водоёмами нашего края.
  • Организовать исследовательскую работу по изучению водоёмов нашего края.
  • Учить оформлять исследования как проект.

Основополагающий вопрос.

  • Зачем нужно изучать водоёмы нашего края?

Проблемные вопросы.

  • Какую воду мы пьём?
  • В какой воде купаемся?
  • Какое значение имеет вода в жизни человека и всего живого?
  • Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?

Проект рассчитан на 4 учебные недели.

Участники проекта: учащиеся 4 “Б” класса МОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов.

План исследования.

  • Значение воды для человека и других живых организмов.
  • Водные ресурсы Пензенской области.
  • Растительный мир пресных водоёмов.
  • Животный мир пресных водоёмов.
  • Экологическое состояние водоёмов нашего края.
  • Загадки, пословицы, рассказы о воде.

Ожидаемые результаты.

  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, использование материалов промышленных предприятий и служб города, сети Интернет в целях получения новых знаний.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Развитие речи и обогащение лексики.
  • Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.
  • Повышение профессиональной компетенции учителя.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему.

Учитель: Мы снова вместе. Начинаем урок Мир вокруг нас.

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)

- Внимание на экран. Каким вы видите океан? (Cлайды)

- Какой видите реку?

- Какая вода нам нужна?

Воды на земле одновременно и много и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода - солёная и не пригодна для питья, использования в производстве и сельском хозяйстве.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

И эта проблема не может не волновать нас – главных потребителей пресной, питьевой, чистой воды.

Из газеты “Маяк. Куранты” от 27.10.09. мы узнали, что в нашей области работает программа “Чистая вода”, а из другой статьи от 7.09.09, что специалисты ЖКХ чистили и углубляли русло реки Ломовка. У нас возникли вопросы:

- Какую воду мы пьём?

- В какой воде мы купаемся?

- Почему русло реки Ломовка затянуто илом?

- Чем и как мы можем помочь сохранить воду чистой?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили исследовать их и разработать информационный проект “Водоёмы нашего края”.

И сегодня мы защищаем свой проект. Форма защиты – отчёт.

- Географы (представляются) расскажут о значении воды в жизни человека и всего живого, о водных ресурсах Пензенской области.

- Ботаники познакомят с растительным миром пресных водоёмов.

- Зоологи доложат об исследовании животного мира пресных водоёмов.

- Экологи исследовали экологическое состояние пресных водоёмов и расскажут о своих методах работы.

- А литераторы напомнят о том, что проблема чистой воды волнует и их - людей искусства.

- Ребята, у вас на столах Информационные карты с заданиями.

По ходу отчётов каждой группы заполняйте их.

Информационная карта.

1. География.

Значение воды:____________________________________

Водоёмы – это _____________________________________

Водоёмы бывают __________________________________

Естественные водоёмы: _____________________________

Искусственные водоёмы: ____________________________

Рек в области ______________________________________

Самая большая река _________________________________

Сура – приток ______________________________________

Мокша – приток ____________________________________

Хопёр – приток _____________________________________

Ломовка – приток ___________________________________

Питание рек _______________________________________________________

2. Зоология.

- Заполните таблицу (слайд):

Животные водоёмов

Моллюски

Земноводные

Насекомые

Грызуны

Рыбы

Ракообразные

           

Роль: _______________________________________________

3. Ботаника.

Плавают на поверхности ______________________________

Прикрепляются ко дну ________________________________

Плавают в толще воды ________________________________

Роль: _______________________________________________

4. Экология.

Загрязняют водоёмы __________________________________

Охрана водоёмов _____________________________________

В Красной книге ______________________________________

Слово географам. (Отчёт географов. Водоёмы нашего края)

План работы географов (слайд).

  • Значение воды.
  • Водные ресурсы.
  • Река Сура и её притоки.
  • Река Мокша и её притоки.
  • Река Хопёр и её притоки.
  • Родники.

Ученик: Значение водоёмов в природе очень велико: это и купание, и полив, и питьё, а также работа предприятий, а уж о том, что вода является домом для рыб, известно всем. Остановимся на каждом пункте.

Купание (слайд). Мест для купания в нашей области достаточно, хотя в некоторых районах их состояние оставляет желать лучшего. Возьмём для сравнения города Пензу и Нижний Ломов. Итак, что мы видим? В Пензе есть оборудованные пляжи и зоны отдыха. Это пляж в районе Барковки, Арбековский пруд, зона отдыха в посёлке Ахуны. А вот в моём городе Нижний Ломов таких пляжей практически нет.

Питьё (слайд). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

Вода необходима нашему организму для удаления вредных веществ. Если массу тела: 3*2, можно определить, сколько воды в твоём теле. Масса моего тела 48 кг, делю на 3=16 кг и умножаю на 2=32 кг, а это значит, что наше тело состоит на 2/3 из воды.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. В сутки человеку требуется более 2 л воды.

Вода к нам в квартиру поступает из водоёмов, пройдя предварительную обработку на очистных сооружениях. Воду пьют и звери, и птицы, в ней нуждается все живые организмы.

Полив (слайд). На территории Пензенской области выращивается много сельскохозяйственных культур, которые требуют полива. На эти нужды идёт вода, не прошедшая фильтрацию.

Работа предприятий (слайд). Работа любого предприятия связана с расходом воды. Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода необходима на таких предприятиях как баня, бассейн, автомойка, без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. А в нашем городе все такие предприятия работают.

Дом для рыб (слайд). В нашем крае много водоёмов, где водится большое количество рыбы. Есть виды рыб, что разводят в искусственных водоёмах, а есть те, что размножаются в естественных условиях.

Вода – транспортные магистрали (слайд). Вода не только “поит”, но и ещё обеспечивает перевозку грузов, пассажиров по водным путям.

Обобщение. Значение воды (слайд).

Водные ресурсы Пензенской области.

Ученик: Мы собрали информацию о водоёмах Пензенской области. Все водоёмы по происхождению мы разделили на две группы (слайд):

Естественные водоёмы – созданы природой Искусственные водоёмы – созданы человеком
Реки и ручьи 302 (более 10 км) Пруды 839
Озёра 240 Водохранилища 2
Родники более 40 Каналы
Моря и океаны -

Территория нашего края представляет возвышенную равнину, расчленённую долинами рек и речушек. На территории Пензенской области насчитывается 2746 рек и ручьёв, в том числе 302 реки протяжённостью свыше 10 км, 240 озёр естественного происхождения.

Обобщение по Информационной карте (пункт 1).

Отчёт ботаников. Растительный мир водоёмов нашего края.

Учитель: Ярким, нарядным, притягательным выглядит водоём в тёплое время года. Тихий плеск воды, обилие цветов с синими, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми головками цветов не перестают привлекать наш взор, восхищать своей красотой. Слово ботаникам.

Ученик: Мы исследовали растительный мир водоёмов нашего края методом наблюдения, методом опроса, методом сбора информации из детских энциклопедий “Я познаю мир”, “Всё обо всём” и атласа - определителя “От земли до неба”. В результате работы мы разделили все растения на 4 группы, в зависимости от того, где они растут (слайд):

рогоз кубышка роголистник ряска
камыш кувшинка зелёные водоросли  
тростник рдест    
стрелолист      
осока      

Первая группа (слайд). Рогоз, камыш, стрелолист, тростник, осока прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов. Их высота достигает до 1 метра. Люди их часто путают. Внимательно рассмотрите рисунок, и вы запомните различия. У камыша и тростника соцветия - метёлки, а у рогоза - коричневый “палец”.

Ко 2-й группе (слайд) мы отнесли кубышку (жёлтая лилия), кувшинку (белая лилия), рдест плавающий и рдест курчавый. Корни этих растений тоже на дне, а их широкие листья и цветы плавают на поверхности водоёма. Эти растения украшают реки, пруды и озёра. Кубышка встречается чаще, чем кувшинка. Оба растения нуждаются в охране и занесены в Красную книгу Пензенской области.

В пруду или озере можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой.

Третья группа (слайд). В водоёмах живёт растение, которое свободно плавает в толще воды, т.к. у него нет корней. Это роголистник. Его листья по форме напоминают рог, отсюда и название.

А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

К 4-й группе (слайд) мы отнесли ряску - крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды. Этих растений нередко бывает так много, что они полностью затягивают водоём.

Пробы воды на цветность из реки Ломовка в районе Красного моста показывает, что в реке есть зелёные водоросли, т.к. вода - зелёного цвета, а глубина 0,5-1,5 метров. Это подтверждает и статья корреспондента Е.Саляева “… Посмотрите на русло реки. Почему-то после очистки и углубления русла оно стало мелким и чуть ли не сплошь заросло водорослями” (слайд-фото).

Хотелось бы видеть нашу речку полноводной с обилием кувшинок и кубышек.

Велика роль растений в водоёме. Растения выделяют в воду кислород необходимый для дыхания организмов, служат пищей животным, подводные заросли служат убежищем для животных.

Обобщение по Информационной карте (пункт 2):

- Какие растения можно встретить по берегам реки Ломовка?

- Назовите растение с плавающими на поверхности воды листьями и жёлтыми цветами, оно занесено в Красную книгу?

- Растение, имеющее листья-стрелы с широкими наконечниками?

- Растение, которое часто путают с камышом, с мягким коричневым наконечником?

- По наличию кубышек и кувшинок в водоёме можно определить глубину водоёма: кувшинке доступна глубина - до 2 м, а кубышке - до 3,5 м.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Отчёт зоологов. Животные водоёмов.

Учитель: Богат и разнообразен животный мир водоёмов нашего края. Свой отчёт продолжают зоологи.

Ученик: Я начну свой отчёт с загадок о жителях водоёмов:

Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй (Рак)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

Рыбы (слайды) - постоянные обитатели водной среды. В процессе исторического развития, у рыб вырабатывались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах. У рыб обтекаемая форма тела, кожа покрыта чешуёй, имеются плавники. Дышат жабрами. Изгибая туловище и хвост, рыба движется вперёд. Рыбы видят близкие предметы, различают звуки.

В процессе исследования узнала, что рыбы, живущие в пресной воде, приспособились жить одни в стоячей воде (караси, карпы), другие - в проточной воде (щука, окунь).

Игра. Найди и исправь ошибки в тексте (слайд).

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки

Отчёт экологов. Экологическое состояние водоёмов.

Учитель: Люди часто нарушают экологическое равновесие, что вредит всему живому. Наши экологи исследовали этот вопрос, им слово.

Ученик: Первое впечатление о состоянии наших водоёмов сложилось, когда мы читали статьи в газете “Маяк. Куранты”: “Чистая вода дошла не до всех”, “А стоки так и текут”, “Где купаться хочется – там нельзя…”.

И мы решили узнать: Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Мы нашли ответы:

По данным Госкомэкологии области качество воды в пунктах наблюдения на основных реках области соответствует 3-ему классу (умеренно загрязнённые). В таких реках как Сура, Пенза, Труев, Ломовка, Мокша, в Сурском водохранилище, особенно ниже расположенных на них городов и населённых пунктах, периодически регистрируются превышения предельно допустимых норм органических загрязняющих веществ, азота аммонийного, нефтепродуктов, фенолов, железа, марганца, ряда тяжёлых металлов.

Основной причиной такой ситуации является, во-первых, отсутствие очистных сооружений ливневой канализации городов; во-вторых, высокий процент износа действующих очистных сооружений. Так из 87 °С области работают не более 15.

Ученик (слайд): Водоснабжение города Нижний Ломов происходит из родников. Мы попытались узнать, в каком состоянии находятся родники. И вот что выяснили.

Питание родников происходит, в основном, за счёт атмосферных осадков. Химический состав этих вод зависит от состава и степени загрязнения того слоя земли, через который фильтруются атмосферные воды, а также от состава вод расположенных вблизи водоёмов.

Вода в 74% обследованных родников соответствует установленным для питьевой воды нормам. Чаще всего в родниковой воде обнаруживаются превышение по нитратам, фенолам, железу, марганцу, свинцу. 72% родников содержат ионы серебра.

Ученик: Мы предлагаем:

Выпустить листовку-обращение к жителям микрорайона с просьбой объединить усилия для решения актуальной экологической проблемы.

Уважаемые жители нашего города!

Мы обращаемся к тем, кто забыл о том, что нужно заботиться о своём здоровье и о здоровье окружающих. Мы не должны жить сегодняшним днём, чтобы наши ошибки пытались исправить наши дети и внуки.

Убедительно просим вас: “Не загрязняйте окружающую природу! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию”.

Всё в ваших руках и в ваших силах!

Ученики 4 “Б” класса МОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов

3) Распространить памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся школы.

Памятка.

  • Не бросай мусор в воду.
  • Не оставляй мусор на берегу.
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

Заключение.

Учитель: С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Создание крупных городов и водохранилищ, развитие промышленности оказывает губительное воздействие на окружающую среду.

Наше потребительское отношение к природе и неразумное вмешательство в неё может привести общество к экологическому кризису, важнейшее проявление которого – онкологические заболевания, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. А здоровье не могут заменить никакие блага цивилизации.

Итог урока.

- Ребята! Вы отлично поработали. В отчётах прозвучали ответы на интересующие вас вопросы:

- Какое значение имеют водоёмы для человека и всего живого?

- Зачем нужно знать растительный и животный мир водоёма?

- Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?

- Что и как можем сделать мы для того, чтобы вода в водоёмах была чистой?

Продуктом вашей проектной деятельности стала книга “Водоёмы нашего края” (Показ книги: книга распечатана на цветном принтере, выполнена в твёрдом переплёте. Свёрстана по материалам научных групп, имеет несколько частей, куда включены тексты, рисунки, фотографии, карты, таблицы, рассказы о воде, пословицы и поговорки).

- Каково её назначение?

1. Информировать учащихся и родителей о жизни водоёмов нашего края.

2. Принять участие в районном конкурсе “Зеркало природы”.

3. Направить один экземпляр книги заказчику - ПИРО (институт развития образования).

Домашнее задание.

Вклеить информационную карту в рабочую тетрадь и по её плану составить рассказ о водоёмах нашего края, дополнив своими наблюдениями.

Приложение 1